ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православное Подмосковье

Заседание Священного Синода

21 июля 2006

17 и 19 июля состоялись заседания Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия Второго. На них были рассмотрены многие вопросы церковной жизни. В частности, на заседании Синода прозвучал Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых. Владыка митрополит сообщил о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

Канонизация, то есть прославление в лике святых тех, кто пострадал в трагическом прошлом столетии, отстаивая православную веру, происходит в соответствии с решением Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года. Собор определил: "В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых" Священный Синод, заслушав митрополита Ювеналия, одобрил доклад Владыки и определил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены:

от Брянской епархии: протоиерея Варлаама (Попова; 1880 – 8 декабря 1937) и священника Стефана (Грачева; 1886-7 февраля 1938);

от Московской епархии: архимандрита Родиона (Федорова; 1864 – 1933), протоиерея Алексия (Рождественского; 1865 – 26 декабря 1937), протоиерея Петра (Маркова; 1881 – 21 февраля 1938), священника Евгения (Исадского; 1879 – 31 января 1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 – 10 декабря 1937), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 – 8 января 1938), послушницы Марфы (Ковровой; 1897 – 16 марта 1938), Матфея (Гусева; 1868 – 18 января 1938), Андрея (Трофимова; 1882 – 11 июня 1938);

от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 – 26 марта 1919);

от Санкт-Петербургской епархии: монахини Марии (Леляновой; 1874 – 17 апреля 1932);

от Саранской епархии: священника Владимира (Четверина; 1874 – 2 сентября 1918).

Синод также постановил сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы.

Таким образом, в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек. Из них от 17 июля 2006 года прославлено14 человек. От Московской епархии всего прославлено 508 человек.

На заседании Священного Синода митрополит Ювеналий, являющийся сопредседателем Оргкомитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры, сделал доклад о проведении в городе Ханты-Мансийске праздника славянской письменности и культуры. Священный Синод постановил доклад принять к сведению и выразить удовлетворение успешным проведением в городе Ханты-Мансийске Дней славянской письменности и культуры, а также благодарить председателя, сопредседателей и членов Оргкомитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры в лице министра культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколова и Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за организацию и проведение праздника; выразить благодарность Преосвященному архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию и губернатору Ханты-Мансийского автономного округа А.В. Филиппенко, государственным и общественным организациям за труды и содействие в проведении праздника на ханты-мансийской земле.


У Святой Троицы

Ежедневно много верующих собирает преподобный Сергий, игумен Радонежский в обители, созданной им во славу Живоначальной Троицы. Особенно большое количество богомольцев спешит к величайшему русскому святому в день обретения честных мощей угодника Божьего.

18 июля в Троице-Сергиевой лавре состоялось традиционное праздничное патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Алексию сослужили архиереи Русской Православной Церкви и сонм духовенства.


ОСВЯЩЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ХРАМА НА БОРОДИНСКОМ ПОЛЕ

16 июля на Бородинском поле по благословению митрополита Ювеналия архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери.

167 лет назад, 22 июля 1839 г., верхний храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским. После долгих лет гонений, разрушения в 1941 году и музейной реставрации лишь в конце 1989 г. храм вновь открылся. С августа 1990 года настоятелем храма является священник Игорь Востриков. Более 15 лет понадобилось, чтобы восстановить сначала нижний храм во имя прп. Сергия Радонежского, а затем и верхний – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В праздничный день храм не вмещал всех желающих, богослужение сопровождало прекрасное пение церковного хора из Белоруссии, приехавшего на международный молодежный фестиваль "Братья".

По окончании службы Владыка Григорий поблагодарил отца настоятеля и его помощников за усердные труды по восстановлению храма. По просьбе Владыки перед награждением благотворителей хор пропел "вечную память" тем, кто начинал возрождение храма и не дожил до этого дня: Игорю Бабаку и Владимиру Плахову. Далее Владыка Григорий вручил настоятелю Смоленской церкви протоиерею Игорю Вострикову и генеральному директору ООО "Лоджик Риэлти" А.В. Крикунову патриаршие награды – орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Всему коллективу компании ООО "Лоджик Риэлти" была передана Благословенная грамота. Благодарственные грамоты были вручены генеральному директору ООО "Новатор-Инвест" А.В. Орлову, главному инженеру юго-западного филиала ОАО "Моснефтепродукт" А.И. Ерину, председателю совета директоров ЗАО "Рассвет" В.Б. Мяукину, депутату Можайского городского совета В.Н. Козлову, генеральному директору ООО "Книгоэкс-порт" В.М. Овчинникову, а также И.Е. Катюшкину, прихожанам, сотрудникам храма: Р.И. Васильеву, О.Б. Агапки-ной, A.M. Лашенкову, В.А. Назаровой, П.А. Шмуренкову.


По благословлению предодобного Сергия

Мы продолжаем цикл рассказов о Коломне, столице Дней славянской письменности и культуры – 2007. Сегодняшний рассказ – о том, что связано на Коломенской земле с именем преподобного Сергия Радонежского, "великого игумена Руси".

Преподобный Сергий Радонежский, основатель обители Живоначальной Троицы, с юных лет избравший тернистый монашеский путь, занимает выдающееся место не только в истории русского монашества, но в самой истории государства Российского. Великий подвижник фактически явился и восстановителем общежительного монашества на разоренной монгольским игом Руси. Кроме Троицкой обители, ряд монастырей преподобный Сергий основал сам, десятки монастырей были основаны его учениками и последователями по его благословению. Во всех этих обителях хранились и поныне сохраняются заветы "великого игумена Руси", как с древности именуют преподобного.

Чрезвычайно высоким был духовно-нравственный авторитет Преподобного Сергия Радонежского у современников: к нему за советом и благословением приходили князья и бояре, простые люди руководствовались его наставлениями; за назиданием и утешением обращались к нему многие – и каждый уходил утешенным, а главное – духовно обновленным.

Помимо служения Церкви Христовой, преподобный Сергий принял на себя и подвиг служения Отечеству. В тяжкую годину несчастий Преподобный звал русский народ к единению в вере и любви Божией; учил, по словам его первого биографа Епифания Премудрого, "побеждать страх ненавистной розни мира сего".

Преподобный Сергий был постоянным "совопросником" и советчиком великих князей Московских относительно "земского строения" и других важных государственных дел. В период, когда Русь была раздроблена и истерзана междуусобицами, Преподобный видел ее спасение в единодержавии и упрочении централизованной власти. Смиренный игумен с посохом в руках сам ходил в Ростов и Тверь, Нижний Новгород и Рязань, чтобы примирить враждующих между собою князей. И самые опасные враги единения смирялись, уступая убеждениям Преподобного.

Первый государственный документ – духовное завещание Дмитрия Донского, в котором старый удельный порядок престолонаследия в Московском княжестве заменялся на новый (от отца к старшему сыну), был подписан лично преподобным Сергием Радонежским.

Благословение на великую Куликовскую битву, которое преподобный Сергий дал Димитрию Донскому, стало не только благословением на победу, но на победу единого русского народа над страшным врагом. На поле Куликово шли сражаться представители разных русских княжеств, а вернулся единый русский народ.

... Рязанский князь Олег для Москвы был соседом беспокойным и опасным: хитрый и вероломный, он не раз нарушал договоры, вступая в союз то с литовским князем Ольгердом, то с Мамаем или Тохтамышем. Великий князь Димитрий Донской не раз посылал к нему доверенных лиц с мирными предложениями, но князь Олег и слышать не хотел о мире. Тогда князь Московский Димитрий лично просит преподобного Сергия принять на себя труд склонить упрямого князя Рязанского к примирению.

Поздней осенью 1385 года Преподобный Сергий отправился, по своему обыкновению пешком, в Рязань. Рязанский князь был наслышан о Радонежском старце, ведь за пять лет до этого именно данное Димитрию Донскому благословение преподобного Сергия удержало Олега от выступления на стороне Мамая.

Князь Олег радушно принял Преподобного, желая получить от великого подвижника назидание и благословение. Кроткие увещевания богомудрого старца смягчили сердце Рязанского князя, он чистосердечно открылся Преподобному в своих замыслах и "взял с великим князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род". Этот мир был позднее скреплен и семейным союзом: сын князя Олега Феодор женился на дочери великого князя Софье Дмитриевне.

Путешествие преподобного Сергия Радонежского в Рязань памятно очень важным событием и для Коломны. По обету, данному благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, преподобный Сергий благословил место будущей монашеской обители. В старинной рукописи Троице-Сергиевой лавры говорится, что Преподобный одобрил избранное князем место при впадении Москвы реки в Оку. Старец привел в Коломну одного из своих учеников, инока Григория, которого поставил настоятелем будущей обители Коломенский епископ Герасим.

Преподобный Сергий вручил Григорию свой игуменский жезл из черного дуба – тот самый жезл, с которым благословлял вернувшегося с победой Димитрия Донского. Жезл этот как великая святыня несколько столетий хранился в коломенском монастыре, получившем название Голутвин. Первый игумен обители, Григорий Голутвинский, прославлен в лике святых.

Главный храм в обители по благословению преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, был посвящен Богоявлению Господню. Предание сообщает, что Радонежский игумен лично участвовал в закладке первого монастырского храма. Остатки фундамента сохранились до наших дней в подклете Богоявленского собора, воздвигнутого в XVII веке; в народе их называют "камушками Преподобного".

Новая коломенская обитель получила от великого князя Димитрия икону Богоявления в киоте и серебряной ризе с золотыми украшениями. Кроме иконы и игуменского жезла в старинных монастырских описях упоминаются еще пожертвованные преподобным Сергием священнические ризы и аналойный крест.

Голутвин Богоявленский монастырь был устроен по уставу преподобного Сергия Радонежского; обитель славилась подвижнической жизнью братии. К средине XV столетия здесь была построена еще одна церковь – каменная, теплая, на высоком подклете. Посвятили ее основателю обители, преподобному Сергию Радонежскому. Тогда же при храме устроили братскую трапезную с хлебодарней.

Обитель расширялась и хорошела. Среди ее благотворителей были великие князья и именитые бояре, богатые купцы и простые труженики. К середине XVI века во владении этого древнего монастыря было около пятидесяти сел в Коломенском уезде, каменные подворья в Коломне и самой Москве, где даже возникла

Голутвина слобода. Ныне в Голутвинском переулке столицы восстановлен храм XVII века.

Писцовые книги 1578-79 гг. дают описание обители в Коломне. В Богоявленском соборе Голутвина монастыря упомянута храмовая икона "с сенью Димитрия Донского". Икона была украшена епископом Савватием, а подсвечник перед ней – вклад царя Иоанна Грозного. Царские врата – вклад епископа Феодосия (середина XVI в.).

Особое духовное сокровище составляла монастырская библиотека. Писцовые книги сообщают, что она насчитывала 123 древних рукописных книги, среди которых, кроме богослужебных, упоминаются "Лествица" преподобного Иоанна Лествичника, "Владыки Никона слова выборные", творения преподобных аввы Дорофея и Ефрема Сирина, любимые сборники древнерусского читателя "Маргарит", "Пчела", "Криница". Было в монастырской библиотеке и рукописное житие основателя обители – преподобного Сергия Радонежского.По своим фондам Голутвинская библиотека уступала лишь самой большой в Коломенском уезде библиотеке Успенского кафедрального собора.

К XVII веку Голутвин монастырь стал самой большой и влиятельной обителью Коломенского края. На Земском соборе 1613 года, избравшем на царство Михаила Романова, Коломну представлял настоятель монастыря игумен Авраамий.

Интересное описание Голутвина монастыря и самой Коломны оставил в своих записках архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший в середине XVII века Антиохийского патриарха Макария в его путешествии по Руси. Об этих записках мы расскажем читателям в одном из следующих выпусков "Православного Подмосковья".

С 1707 года настоятели Голутвина монастыря имели сан архимандрита. Но реформы эпохи Екатерины II подорвали благосостояние обители: монастырские земли были секуляризованы. Сама императрица посетила монастырь в 1775 г. Именно этому посещению обязана обитель своим неповторимым силуэтом – Екатерина прислала в Коломну придворного архитектора М.Ф. Казакова, который спроектировал монастырскую ограду в псевдоготическом стиле.

С упразднением в 1799 г. Коломенской епархии братия Голутвина монастыря была переведена в Коломну и разместилась в архиерейском доме; новый монастырь получил название Ново-Голутвина Свято-Троицкого.

А Старая обитель, основанная великим игуменом Руси, стояла в запустении, ветшала и разрушалась. Лишь при митрополите Московском Платоне (Левшине) положение улучшилось: обитель была объединена с Бобреневым монастырем, и назначенный сюда настоятелем деятельный иеромонах Самуил (Колесницын) вместе с братией (в количестве шести человек) привел Голутвин в порядок. При нем была достроена колокольня, причем во втором ее ярусе устроили надвратную церковь в Честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Обитель вновь расцвела при преемнике Самуила игумене Назарии: монастырь в праздничные дни уже мог накормить до 1000 паломников, неимущих и нуждающихся. При монастыре открыли духовное училище на 90 учеников для окрестных сел.

В 1912-1913 гг. в обитель был назначен Оптинский старец Варсонофий (Плеханков). Всего за год с небольшим этот духоносный старец сумел не только утвердить братию на пути спасения, но и привести в порядок монастырские постройки, келий и гостиницу. Когда старец Варсонофий отошел ко Господу, то проводить его в последний путь пришла вся Коломна.

Годы безбожия нанесли обители страшный урон. В 1929 году монастырь закрыли, братию сослали; в стенах основанной великим игуменом Святой Руси обители наступила "мерзость запустения".

...Русской Православной Церкви древнюю обитель возвратили в 1994 году. Через год сюда перебралась возрожденная Коломенская Духовная семинария (до переезда в Голутвин монастырь – Московское епархиальное духовное училище). Преемниками благословения преподобного Сергия Радонежского становятся будущие пастыри Церкви, получающие здесь высшее духовное образование. О годах возрождения древней обители мы расскажем в одном из выпусков "Православного Подмосковья".

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

УКАЗ

ЕГО ВЫСОКОПРЕПОДОБИЮ, АРХИМАНДРИТУ РОМАНУ (ГАВРИЛОВУ), НАСТОЯТЕЛЮ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ДАВИДОВОЙ ПУСТЫНИ

Постановлением Нашим и Священного Синода от 19 июля 2006 года, Журнал N 84, Вашему Высокопреподобию, Определено быть Епископом Серпуховским, викарием Московской епархии.

Наречение и хиротония во Епископа будут совершены в городе Москве.

21.07.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама