В четырех регионах День Знаний модифицируется, собственно, в День Веры так, в Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областях курс "Основы православной культуры" станет из факультативного обязательным. Ещё в одиннадцати "основы" вводятся факультативно. Таким образом, уже в полутора десятках регионов России мы получим (а, строго говоря, уже получили) готовую машину для промывания мозгов, полный аналог регионально понятого атеистического воспитания.
Действительно, никакой разницы: раньше объясняли, что Бога нет, теперь что Он есть. И там, и сям оценки. И там, и сям обязаловка. Если не сдал оставайся на второй год. Нормальная православная позиция на этот счет, высказанная недавно Андреем Кураевым (каждая мировая религия имеет право на преподавание аналогичного курса, основы православия это не Закон Божий и проч.) почти наверняка не получит никакого развития просто потому, что она слишком, извините уж за бранное слово, интеллектуальна.
Понимаете, это же надо думать а в наших школах принято не учить, а воспитывать. Опять же: а если придет проверяющая комиссия? Маша! Как правильно надо молиться? Молодец, Маша! Вовочка! Вон из класса! И так далее...
Помнится, на последних Рождественских образовательных чтениях управдом Московского патриархата РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) отчитывал министра образования и науки: "Уважаемый Андрей Александрович, не бойтесь того, что в школу придет священник. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к нему придет проповедник шовинизма и жестокости". Собственно, добавить нечего. Зажжем свет веры и добра, товарищи! Зажжем! Скажем решительное "нет" игромании и равнодушию. Выберем истинную культурную идентификацию для наших детей! Русский православный! Ничего не напоминает?
Смех смехом, а ситуация, между прочим, довольно-таки страшненькая. Во вполне себе светской стране раскручивается неостановимый маховик православного воспитания, вежливо именуемого образованием. Скоро нам должно ждать и более грустного: проникновения теологии в номенклатуру ваковских специальностей, исчезновения понятия свободы совести из языка, открытия всё новых и новых теологических кафедр в университетах, готовящих кого? Всё новых и новых преподавателей "Основ православной культуры"? Извините за выражение, "Введения в общее мракобесие"?
Здесь есть одно печальное "но": как известно, учителя в школы на один предмет не приходят слишком мало педагогической нагрузки. Следовательно, эти учителя будут приходить на комплекс предметов наподобие "православного диамата": например, ИТМК (учите, дети, православную культуру), история России (Россия, дети, это православная страна), обществознание... на этом мысль останавливается.
С остановившейся мыслью и остановившимся взглядом, одной строкой: в Свердловской области "основы" преподаются в тридцати двух детских садах. Декан педагогического (sic!) факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета иеромонах Киприан (Ященко): "Для нас сейчас принципиально важно, сможем ли мы, не только с помощью школы, образование у нас зиждется на четырех столпах это школа, семья, Церковь и Государство, все эти четыре института должны потрудиться, для того, чтобы детки могли противостоять греху". Обратимся к известному современному варианту списка грехов Алексея Андреева: падала духом (№2), допускала половую связь до брака (№8), разжигалась мыслями (№9), расслабляла свою душу долгою беседою с молодыми людьми другого пола (№23), читала любовную переписку, переписывала, заучивала страстные стихи, слушала страстные стихи, песни, музыку, смотрела кинокартины (№24), форсила (№54)... К этому нас призывают? "Не форсить"? Все на "Дорогу к Храму"?
К 2010 году запланировано подготовить более 10 тысяч преподавателей "основ" из числа учащихся духовных учебных заведений и светских педагогов, т.е. увеличить их численность в два с половиной раза. Во столько же раз увеличится число государственно-православных школ. Куда засунули "Историю мировых религий", заботливо разрабатываемую Институтом всеобщей истории РАН под руководством академика А.О. Чубарьяна, остается только догадываться как и о том, кто её туда засунул. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, комментируя сообщения СМИ, заявил, между прочим, что этот предмет может преподаваться в школах только на факультативной основе.
Не вполне понятна позиция Министерства Образования и Науки: при полной игнорации вполне себе работоспособного религиоведческого сообщества, не так давно (2 марта сего года) наконец оформленного в Российское Сообщество Преподавателей Религиоведения при Учебно-методическом совете по философии, политологии, религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, не предпринимается никаких шагов по ограничению ввода этой, так сказать, детской теологии в российскую школу. Как будто и нет никакого религиоведения, открытого в тридцать одной кафедре по стране; будто нет многолетней традиции научного исследования той же самой православной культуры, нет выпускников, нет преподавателей, нет учебников и проч.
В ситуации прямого нарушения Конституции РФ, Федерального Закона "О религиозных объединениях и о свободе совести", нам остается только задуматься как так вышло? Как так получилось? Почему усыпляющий гипноз этноконфессиональной связки "русский-православный" затронул даже руководство регионов? Куда мы, таким образом, движемся?
Задуматься и, быть может, хотя бы немного встревожиться
Источник: Русский журнал