"Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и... не си-дит в
собрании развратителей" (Пс 1,1).
Дорогие братья и сестры!
События последних лет, очевидно направленные на оскорбле-ние христианской
веры, на разрушение и
уничтожение религиозного чувства, являются серьезным вызовом для всех
христиан. Я имею в виду прежде
всего выход в свет фильма "Последнее искушение Христа", книги "Код да
Винчи" и ее последующей
экранизации, ряд других "шумных", оскорбляющих христианство и Церковь,
собы-тий, а также, разумеется,
предстоящий концерт в Москве певицы, называющей себя "мадонна" (на мой
взгляд, строчная буква здесь более
уместна, чем прописная, с которой мы пишем имя Божией Матери
покровительницы нашей Архиепархии).
Первая и вполне естественная реакция христиан на эти вызовы протест. И
действительно, количество
протестов против некоторых оскорбляющих моментов шоу так называемой
"мадонны", множится в России с каждым
днем. Отрадно отметить, что на этот раз голоса религиозных организаций
были услышаны властью и
определенным образом воздействовали на принятие решений: концерт перенесен
с Воробьевых гор в "Лужники".
Необходимо еще потребовать от его организаторов убрать из программы
номера, оскорбляющие христи-ан в
частности, имитацию певицей распятия на кресте в терновом венце и др. Во
время концертов в США и Италии,
в том числе и в Риме, эти номера, к сожалению, были исполнены и вызвали
вполне понятные протесты
католических епископов, священников и мирян. В частности, почетный
архиепископ Равенны кардинал Эрсилио
То-нини обвинил певицу в богохульстве и добавил: "То, что сделала мадонна
в городе Папы и мучеников
есть выражение открытой не-доброжелательности".
Вторая реакция христианина на богохульную провокацию это углубленная
рефлексия. Христианин призван
внимательно и ответ-ственно относится к своему бытию, оценивая каждый его
акт сквозь призму Закона Божия
и в свете Евангелия. Один из инструментов подобной рефлексии это
испытание совести. Анализируя свою
жизнь, свои поступки, мы неизбежно обращаемся и к жизни общест-ва, пытаясь
оценивать ее по нравственным
законам и выстраивать угодную Богу линию своего социального служения.
Стих из первого Псалма, который я взял в качестве эпиграфа к сему краткому
посланию "блажен муж,
который не ходит на совет нечестивых и... не сидит в собрании
развратителей" дает нам яс-ный ответ на
вопрос о том, идти ли на концерт "мадонны", зная, что она учинила в
Лос-Анджелесе и Риме. Священное
Писание несколь-кими стихами ниже указывает на награду для воздержанного
мужа: "И будет он как дерево,
посаженное при потоках вод, которое при-носит плод свой во время свое, и
лист которого не вянет; и во
всем, что он ни делает, успеет" (Пс 1,3)
Неучастие, недеяние, невовлеченность в дела, не угодные Богу фундамент
благочестивого поведения
христианина. В ряде случаев действительно лучше молча молиться о
вразумлении хулителей Бо-га, чем
бесплодно кричать на всех углах о своем несогласии. Мы с вами прекрасно
понимаем, что устроители
безобразий часто прово-цируют общество на как можно более активную
"протестную" реак-цию, чтобы в
рекламных целях привлечь внимание к своей акции. Устроители концертов
"мадонны" используют этот трюк уже
в те-чение десятилетий. Один из журналистов написал по этому поводу:
"Протестовать против шоу мадонны,
тем самым признавая его зна-чимость, лишь лить воду на мельницу ее
славы прежде всего, скандальной
славы. Назвав свое турне "конфессиональным", она, очевидно, и
рассчитывала, наподобие создателей фильма
"Код да Винчи", спровоцировать религиозную публику и заставить ее свои-ми
протестами внести лепту в
раскрутку шоу" (portal-credo.ru/site/?act=news&id=46464 & topic=459).
Однако давайте задумаемся над тем, достаточно ли нашей нево-влеченности,
достаточно ли просто молитвы о
врагах Церкви? Огра-ничивается ли этим наш долг по отношению к ближнему?
Нам, христианам, кажется, что безнравственность предстоящего концерта
очевидна, как очевидно
историческое невежество автора "Кода да Винчи" или недобросовестность
автора "Последнего ис-кушения
Христа"... Но ясно ли это другим людям которым за всю их жизнь о Христе
по-настоящему так никто и не
рассказал, которые выросли на подделках и фантазиях неважно,
атеистических или постмодернистских?
И если во времена атеистической пропаганды, когда любая проповедь Благой
Вести вне церковной ограды была
под запретом, христиане могли найти оправдание своему бездействию, то
какое оправдание мы находим для
себя в последние пятнадцать лет рели-гиозной свободы в России? Нет ли
нашей вины в том, что целое
по-коление россиян узнает о Христе и христианстве от Мартина Скор-сезе,
Дэна Брауна и разного рода
"мадонн"?
Если бы будем и далее честны в своей рефлексии по поводу то-го, что
случится в Москве 12 сентября, но
неизбежно должны при-знать и свою ответственность за тех людей, кто
сутками стоял в оче-реди за билетами
на "беспрецедентное шоу", кто будет рукопле-скать "звезде", приковавшей
себя к кресту, кто будет
участвовать в поруганию святых для христиан символов. Осознают ли они это?
Ведают ли, что творят?
Понимают ли, чему рукоплещут?
Уверен, что сознательных богохульников среди участников концерта будет
мизерный процент. Остальные же
разные люди, преимущественно молодые, с искаженным мировосприятием, со
смещенной, размытой или просто
раздробленной иерархией ценно-стей, с идеалами, навязанными светскими СМИ.
Они в определен-ном смысле
являются жертвами манипуляции со стороны шоу-бизнеса, который, основываясь
на моральном релятивизме,
настой-чиво убеждает аудиторию, что эстетика выше этики, что для
на-стоящего артиста нет и не может
быть никаких запретов, что петь можно обо всем, показывать и высмеивать на
сцене можно все и вся...
Между тем Церковь в своем учительстве неоднократно обраща-ла внимание
католиков на принципиально иное
положение дел. В частности, в Декрете Второго Ватиканского Собора о
средствах мас-совой коммуникации
"Inter mirifica" говорится: "Собор заявляет, что абсолютно все должны
признавать первенство объективного
нравст-венного порядка: лишь он один превосходит и надлежащим образом
согласует друг с другом все прочие
разряды человеческих ценно-стей, сколь бы достойными они ни были, не
исключая и искусства" (6). Церковь
однозначно и недвусмысленно подчеркивает примат этики над эстетикой.
Если бы социологи провели исследование аудитории предстоя-щего концерта в
Москве и задали вопрос о
вероисповедании, то, бо-юсь, обнаружили бы среди зрителей довольно большое
количество людей, которые
назвали бы себя христианами. Их вовлеченность в поддержку "мадонны"
моральная и, что не менее важно,
матери-альная является знаком того, что они не задали себе достаточный
труд в просвещении своей
совести. Церковь же неустанно призывает их к этому: "Чтобы исполнять
нравственный закон, пусть люди... не
пренебрегают своей обязанностью своевременно осведомляться о суждениях,
выносимых по этим вопросам
[искусства] полномочной властью, и следовать им согласно нормам здравой
совести. Для того же, чтобы
успешнее сопротивляться дурным влияниям и поощрять добрые, пусть они
стараются верно направлять и
воспитывать свою совесть" (Inter mirifica, 9). Католику, который
собирается пойти на концерт в "Лужники"
или посмотреть его по телевизору, я бы посо-ветовал прежде почитать
документы Церкви и поговорить со
свя-щенником.
Обратите внимание, что наши соотечественники, "поклонники мадонны", не
лежат на диване они стоят в
длинных очередях, пла-тят большие деньги, чтобы попасть на концерт. Не
означает ли это, что в них еще
живо стремление к познанию, к духовной пище, к подражанию образцам. Увы, в
качестве образца они сегодня
выби-рают "мадонну".
Давайте подумаем вместе о том, что нужно сделать, чтобы че-рез некоторое
время они выбрали Христа.
По моему глубокому убеждению, это общая задача для всех христиан России.
И не только для иерархии, не
только для клира. Достойный и адекватный ответ на этот вызов невозможен
без мас-штабного и ответственного
апостольства мирян всех христианских конфессий, а также их свидетельства,
в котором так нуждается
со-временный мир.
У нас есть что противопоставить соблазнам мира сего. Это прежде всего
Евангельские ценности. Надо
позаботиться о том, что-бы наш голос был слышен в обществе и не заглушался
соблазни-тельным пением
"мадонн".
Присоединяясь к протестам и заявлениям представителей Рус-ской
Православной Церкви и других исповеданий,
и препоручая всех вас, священники, монашествующие и верный народ
Архиепар-хии Божией Матери в Москве,
предстательству Марии единствен-ной Мадонны на этот путь от всего
сердца благословляю.