ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Обращение митрополита Тадеуша Кондрусевича к священникам, монашествующим и мирянам Архиепархии Божией Матери в связи с предстоящим концертом "мадонны" в Москве

Митрополит Тадеуш Кондрусевич :: 04 сентября 2006

"Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и... не си-дит в

собрании развратителей" (Пс 1,1).

Дорогие братья и сестры!

События последних лет, очевидно направленные на оскорбле-ние христианской

веры, на разрушение и

уничтожение религиозного чувства, являются серьезным вызовом для всех

христиан. Я имею в виду прежде

всего выход в свет фильма "Последнее искушение Христа", книги "Код да

Винчи" и ее последующей

экранизации, ряд других "шумных", оскорбляющих христианство и Церковь,

собы-тий, а также, разумеется,

предстоящий концерт в Москве певицы, называющей себя "мадонна" (на мой

взгляд, строчная буква здесь более

уместна, чем прописная, с которой мы пишем имя Божией Матери –

покровительницы нашей Архиепархии).

Первая и вполне естественная реакция христиан на эти вызовы – протест. И

действительно, количество

протестов против некоторых оскорбляющих моментов шоу так называемой

"мадонны", множится в России с каждым

днем. Отрадно отметить, что на этот раз голоса религиозных организаций

были услышаны властью и

определенным образом воздействовали на принятие решений: концерт перенесен

с Воробьевых гор в "Лужники".

Необходимо еще потребовать от его организаторов убрать из программы

номера, оскорбляющие христи-ан – в

частности, имитацию певицей распятия на кресте в терновом венце и др. Во

время концертов в США и Италии,

в том числе и в Риме, эти номера, к сожалению, были исполнены и вызвали

вполне понятные протесты

католических епископов, священников и мирян. В частности, почетный

архиепископ Равенны кардинал Эрсилио

То-нини обвинил певицу в богохульстве и добавил: "То, что сделала мадонна

в городе Папы и мучеников –

есть выражение открытой не-доброжелательности".

Вторая реакция христианина на богохульную провокацию – это углубленная

рефлексия. Христианин призван

внимательно и ответ-ственно относится к своему бытию, оценивая каждый его

акт сквозь призму Закона Божия

и в свете Евангелия. Один из инструментов подобной рефлексии – это

испытание совести. Анализируя свою

жизнь, свои поступки, мы неизбежно обращаемся и к жизни общест-ва, пытаясь

оценивать ее по нравственным

законам и выстраивать угодную Богу линию своего социального служения.

Стих из первого Псалма, который я взял в качестве эпиграфа к сему краткому

посланию – "блажен муж,

который не ходит на совет нечестивых и... не сидит в собрании

развратителей" – дает нам яс-ный ответ на

вопрос о том, идти ли на концерт "мадонны", зная, что она учинила в

Лос-Анджелесе и Риме. Священное

Писание несколь-кими стихами ниже указывает на награду для воздержанного

мужа: "И будет он как дерево,

посаженное при потоках вод, которое при-носит плод свой во время свое, и

лист которого не вянет; и во

всем, что он ни делает, успеет" (Пс 1,3)

Неучастие, недеяние, невовлеченность в дела, не угодные Богу – фундамент

благочестивого поведения

христианина. В ряде случаев действительно лучше молча молиться о

вразумлении хулителей Бо-га, чем

бесплодно кричать на всех углах о своем несогласии. Мы с вами прекрасно

понимаем, что устроители

безобразий часто прово-цируют общество на как можно более активную

"протестную" реак-цию, чтобы в

рекламных целях привлечь внимание к своей акции. Устроители концертов

"мадонны" используют этот трюк уже

в те-чение десятилетий. Один из журналистов написал по этому поводу:

"Протестовать против шоу мадонны,

тем самым признавая его зна-чимость, – лишь лить воду на мельницу ее

славы – прежде всего, скандальной

славы. Назвав свое турне "конфессиональным", она, очевидно, и

рассчитывала, наподобие создателей фильма

"Код да Винчи", спровоцировать религиозную публику и заставить ее свои-ми

протестами внести лепту в

раскрутку шоу" (portal-credo.ru/site/?act=news&id=46464 & topic=459).

Однако давайте задумаемся над тем, достаточно ли нашей нево-влеченности,

достаточно ли просто молитвы о

врагах Церкви? Огра-ничивается ли этим наш долг по отношению к ближнему?

Нам, христианам, кажется, что безнравственность предстоящего концерта

очевидна, как очевидно

историческое невежество автора "Кода да Винчи" или недобросовестность

автора "Последнего ис-кушения

Христа"... Но ясно ли это другим людям – которым за всю их жизнь о Христе

по-настоящему так никто и не

рассказал, которые выросли на подделках и фантазиях – неважно,

атеистических или постмодернистских?

И если во времена атеистической пропаганды, когда любая проповедь Благой

Вести вне церковной ограды была

под запретом, христиане могли найти оправдание своему бездействию, то

какое оправдание мы находим для

себя в последние пятнадцать лет рели-гиозной свободы в России? Нет ли

нашей вины в том, что целое

по-коление россиян узнает о Христе и христианстве от Мартина Скор-сезе,

Дэна Брауна и разного рода

"мадонн"?

Если бы будем и далее честны в своей рефлексии по поводу то-го, что

случится в Москве 12 сентября, но

неизбежно должны при-знать и свою ответственность за тех людей, кто

сутками стоял в оче-реди за билетами

на "беспрецедентное шоу", кто будет рукопле-скать "звезде", приковавшей

себя к кресту, кто будет

участвовать в поруганию святых для христиан символов. Осознают ли они это?

Ведают ли, что творят?

Понимают ли, чему рукоплещут?

Уверен, что сознательных богохульников среди участников концерта будет

мизерный процент. Остальные же –

разные люди, преимущественно молодые, с искаженным мировосприятием, со

смещенной, размытой или просто

раздробленной иерархией ценно-стей, с идеалами, навязанными светскими СМИ.

Они в определен-ном смысле

являются жертвами манипуляции со стороны шоу-бизнеса, который, основываясь

на моральном релятивизме,

настой-чиво убеждает аудиторию, что эстетика – выше этики, что для

на-стоящего артиста нет и не может

быть никаких запретов, что петь можно обо всем, показывать и высмеивать на

сцене можно все и вся...

Между тем Церковь в своем учительстве неоднократно обраща-ла внимание

католиков на принципиально иное

положение дел. В частности, в Декрете Второго Ватиканского Собора о

средствах мас-совой коммуникации

"Inter mirifica" говорится: "Собор заявляет, что абсолютно все должны

признавать первенство объективного

нравст-венного порядка: лишь он один превосходит и надлежащим образом

согласует друг с другом все прочие

разряды человеческих ценно-стей, сколь бы достойными они ни были, не

исключая и искусства" (6). Церковь

однозначно и недвусмысленно подчеркивает примат этики над эстетикой.

Если бы социологи провели исследование аудитории предстоя-щего концерта в

Москве и задали вопрос о

вероисповедании, то, бо-юсь, обнаружили бы среди зрителей довольно большое

количество людей, которые

назвали бы себя христианами. Их вовлеченность в поддержку "мадонны" –

моральная и, что не менее важно,

матери-альная – является знаком того, что они не задали себе достаточный

труд в просвещении своей

совести. Церковь же неустанно призывает их к этому: "Чтобы исполнять

нравственный закон, пусть люди... не

пренебрегают своей обязанностью своевременно осведомляться о суждениях,

выносимых по этим вопросам

[искусства] полномочной властью, и следовать им согласно нормам здравой

совести. Для того же, чтобы

успешнее сопротивляться дурным влияниям и поощрять добрые, пусть они

стараются верно направлять и

воспитывать свою совесть" (Inter mirifica, 9). Католику, который

собирается пойти на концерт в "Лужники"

или посмотреть его по телевизору, я бы посо-ветовал прежде почитать

документы Церкви и поговорить со

свя-щенником.

Обратите внимание, что наши соотечественники, "поклонники мадонны", не

лежат на диване – они стоят в

длинных очередях, пла-тят большие деньги, чтобы попасть на концерт. Не

означает ли это, что в них еще

живо стремление к познанию, к духовной пище, к подражанию образцам. Увы, в

качестве образца они сегодня

выби-рают "мадонну".

Давайте подумаем вместе о том, что нужно сделать, чтобы че-рез некоторое

время они выбрали Христа.

По моему глубокому убеждению, это – общая задача для всех христиан России.

И не только для иерархии, не

только для клира. Достойный и адекватный ответ на этот вызов невозможен

без мас-штабного и ответственного

апостольства мирян всех христианских конфессий, а также их свидетельства,

в котором так нуждается

со-временный мир.

У нас есть что противопоставить соблазнам мира сего. Это прежде всего

Евангельские ценности. Надо

позаботиться о том, что-бы наш голос был слышен в обществе и не заглушался

соблазни-тельным пением

"мадонн".

Присоединяясь к протестам и заявлениям представителей Рус-ской

Православной Церкви и других исповеданий,

и препоручая всех вас, священники, монашествующие и верный народ

Архиепар-хии Божией Матери в Москве,

предстательству Марии – единствен-ной Мадонны – на этот путь от всего

сердца благословляю.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама