Первые последователи учения этой деноминации появились в 1913 году на территории Финляндии, откуда церковь распространилась сперва в Выборг и Петербург, а в последствии и в другие регионы России. Идеологом и главным организатором стал бывший баптистский пастор Гельсингфорса (ныне Хельсинки) Александр Иванов, принявший крещение святым Духом в 1913 году (чему предшествовали встречи с несколькими видными деятелями унитарианского пятидесятничества). Вера быстро распространилась в Европейской части России, и уже в 1914 году разъездные проповедники появились даже в Закавказье. На начальном этапе советского периода церковь действовала свободно и получала разрешение на строительство храмов. Но с 30-ых годов начались преследования. В 1947 году руководители церкви были вынуждены подписать соглашение о вхождении во "Всесоюзный совет евангельских христиан баптистов" (советской зонтично-контрольной организации, в которую сгоняли почти всех протестантов). Часть общин подобного объединения не признали и оказались на нелегальном положении. Легализация самостоятельной церковной структуры стала возможна только с падением советской власти.
Мне довелось побывать на особенном, праздничном богослужении, посвященном 56-ой годовщине общины. На этот праздник собрались не только вильнюсские верующие, но и гости со всех концов Литвы (из Шальчининкай, Клайпеды, Висагинаса) и из соседних государств (Латвии и Беларуси). Собралось около 120 человек, включая и детей, церковь была заполнена. Не было видно и доминирования какой-нибудь возрастной группы достаточно пропорционально представлены все, от младенцев до стариков. Внутри храма из украшений имеются только резные лампы на стенах да небольшой плакат с цитатой из Библии, которая периодически меняется. Крестов внутри церкви нет, т.к. это не предусмотрено в писании и символ креста и тем более крестное знамение в богослужении отсутствуют (хотя ничего против использования крестов церковь не имеет один из них украшает вход в храм, в качестве символа того, что это собственно Храм, Дом Молитвы). Приятно поразила традиционность собрания все присутствующие мужчины (за редким исключением) были в костюмах и при галстуках, а женщины в юбках и с повязанными платочками головами. Также оказалось, что и рассаживаются верующие не просто – за единичными исключениями, все женщины расположились на скамьях справа от входа, а мужчины слева. Все песни исполнялись под аккомпанемент стоящего на против хора пианино. Собрание началось с пения библейского псалма, после чего проповедовал пастор церкви, Иван Иосифович Станкевич. Лейтмотивом всех проповедей этого дня стали как Божья благодать и необходимость хранить веру в чистоте, так и история общины и возведения Храма. После пасторской проповеди последовало вознесение коленопреклонных молитв (все верующие молились на коленях, в то время как некоторые из них возносили свои молитвы-благодарности вслух). После этой молитвы трижды повторилась одна богослужебная схема – все собрание поет гимн из песенников, которые лежат в "кармашках" на спинках скамей; молодежный хор, стоя, исполняет молитву или гимн (первым исполнили "Отец наш"); происходит отдельное музыкальное восхваление (одна из гостей прочла сочиненные по данному поводу стихи и спела песню, затем молодая девушка сыграла на скрипке, а третий раз две девушки дуэтом спели песню под сопровождение пианино и саксофона); один из проповедников читает приготовленную проповедь (церковь исключительно русскоязычная, и в половине случаев явственен белорусский акцент). В конце вновь повторяются коленопреклонные молитвы, уже стоя (с опущенной головой) верующие молятся по просьбам нуждающихся в молитве, и в завершение поется гимн собственного сочинения (обычно используется баптистский песенник "Гусли" или его модификации). После двух с половиной часового богослужения верующие расходятся на небольшой перерыв (обычно вечернее собрание начинается в пять часов, но т.к. на этот раз было очень много гостей, которым еще нужно добраться до дому, намеченное молодежное служение проводят как можно скорее). Традиционализм церковной жизни виден в этой общине как в духовных (чинность и торжественность собраний, ориентация на традиционные гимны, умеренная эмоциональность молитв), так и во внешних (одежда и расположение верующих) проявлениях.