ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Постигая мир кельтов

05 сентября 2006

Загадочный и мистический, романтичный и брутальный, волшебный и жестокий мир кельтов открывается на страницах книги Энн Росс "Кельты-язычники. Быт, религия, культура" (издательство "Центрполиграф").

Сегодня, когда увлечение кельтской культурой стало модным, книга Энн Росс, посвященная некогда великой кельтской цивилизации, простиравшейся от Италии до Ирландии и от Испании до Восточной Европы и просуществовавшей более тысячи лет, как никогда своевременна. Среди множества стилей и направлений этнической и фольклорной музыки, бесспорно, лидирует кельтская – исполняющие ее ансамбли собирают полные залы; на праздничное шествие в день святого Патрика перекрывают центральные улицы столицы, а на Хеллоуин крупнейшие клубы Москвы соревнуются в изобретательности и оригинальности по части оформления залов и развлекательных программ. Однако мало кто знает, что всем этим на первый взгляд не связанным между собой культурным феноменам мы обязаны именно кельтам – загадочному и легендарному народу, оказавшему огромное влияние на окружавшие их народы и европейскую культуру в целом.

Энн Росс закрашивает многие "белые пятна" истории кельтской цивилизации, создавая полную и всеобъемлющую картину истории, быта, религии и культуры кельтов.

Книга начинается большой цитатой из эпического произведения "Похищение быка из Куальнге" , которая, по мнению автора, прекрасно отражает весь мир языческих кельтов. Этот текст – один из основных источников, используемых автором в работе.

Автор отмечает отсутствие четкой фиксации и централизации кельтской цивилизации во времени и пространстве, сравнивая ее с цивилизациями Вавилонии и Ассирии.

500 год н. э. Э. Росс принимает в качестве верхней границы предпринятого исследования, так как христианство к тому моменту полностью утвердилось во всем кельтском мире.

С точки зрения лингвиста, кельты – народ, говоривший (и говорящий до сих пор) на древних индоевропейских языках. Для археолога кельты – носители определенного типа материальной культуры, свойственной именно им.

Автор предлагает начать знакомство с кельтами с 700 года до н. э. – это время считается началом так называемой эпохи гальштата, названной так в честь местечка Гальштат в Австрии, где в XIX веке впервые были найдены множество предметов материальной культуры ранних кельтов.

Уже в 6 – 5 веках кельты появляются в сочинениях античных историков – Геродота и Гекатея, а историк 4 века Эфор называет кельтов одним из четырех великих варварских народов (другие – персы, скифы, ливийцы).

Считается, что авторство названия народа принадлежит римлянам, альтернативные названия – галлы и галаты, те самые, к которым обращено одно из посланий апостола Павла.

Автор абсолютно справедливо отмечает распространенный предрассудок, касающийся ложной локализации кельтов: "Когда сегодня мы думаем о кельтах, то обычно при этом представляем себе народы – носители кельтских языков – на периферии западных областей Европы: в Бретани, в Уэльсе, Ирландии и гэльской Шотландии, а также их последних представителей на острове Мэн. Однако следует постоянно иметь в виду, что для археологов кельты – это народ, чья культура покрывает огромные территории и длительные периоды времени".

Признаюсь, у меня самого до прочтения книги Энн Росс возникли именно такие, не совсем верные, ассоциации...

В этой же главе автор вскользь перечисляет проявления пассионарной и воинственной природы кельтов – их постоянные войны, миграции, ассимиляция покоренных народов, взлет и падение их некогда великой цивилизации, наступившее вместе с христианизацией Европы.

Любопытный лингвистический факт – кельтам мы обязаны, например, словом "паразит". Описывая практику клиентелы, или вассальной зависимости, автор приводит цитату из Афинея: "Кельты даже на войне не расстаются со своими нахлебниками, которых они называют пара-ситами".

Идеалом кельтской красоты был высокий, светлокожий, белокурый или рыжеволосый человек с голубыми глазами и мощным телосложением, озабоченный своим внешним видом. У кельтов существовал своего рода культ войны, тяга к которой постоянно проявлялась вплоть до склонности проявлять ссоры везде и по любому поводу, даже за пиршественным столом.

Описывая кельтские военные обычаи, Энн Росс приводит знаменитую цитату из Тацита, описывающую битву при Англси: "На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины, похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары... "

Кельты любили и мирные развлечения, такие, как хоккей на траве, фидхелл (аналог шахмат), брандуб – "черный ворон" и другие, весьма популярна была охота. С охотой на птиц связано множество фантастических преданий. Существовал своего рода культ свиньи, которая считалась величайшей охотничьей добычей, изысканной пищей и особо почитаемым животным.

Основу традиционной кельтской кухни составляло мясо, прежде всего свинина, а также говядина, оленина, рыба, зерновые и молочные продукты. Еще одной характерной особенностью их образа жизни была неуемная страсть к спиртному, постоянно служившая причиной всевозможных ссор, зачастую с летальным исходом.

Значительная часть книги посвящена кельтскому искусству и религии.

Весьма важную роль в кельтском обществе играли жрецы-друиды, их вердикт обязан был исполнять любой, включая короля, а отлучение от жертвоприношений считалось худшим наказанием. Кандидату в друиды требовалось 20 лет для того, чтобы стать полноправным жрецом.

Интересна глава, посвященная кельтским праздникам, – годовой цикл, делящийся на восемь частей двумя равноденствиями, двумя солнцестояниями и четырьмя промежуточными фазами, является одним из архаичных календарей, свойственных всем индоевропейским народам. Так, именно Самайн, праздновавшийся в конце октября – начале ноября, послужил прообразом Хеллоуина. Считалось, что в ночь Самайна открываются двери в Иной Мир и человек может входить в контакт со сверхъестественными силами.

Почитание животных по-своему отразилось и на кельтском павильоне. Одно из наиболее почитаемых божеств – Кернунн, "Рогатый". Культ этого бога с оленьими рогами был чрезвычайно широко распространен в кельтском мире; христианская церковь демонизировала его, идентифицировав с дьяволом. Существовало множество второстепенных божеств и полубожественных существ – племенное божество Дагда, бог воинов Луг, богиня магии Морриган и многие другие.

Посмертное существование у кельтов визуализировалось в образе Иного Мира, параллельной реальности, вполне осязаемой и материальной. Энн Росс отмечает, что "понятия добра и зла просто отсутствовали в представлениях кельтов о жизни после смерти, за могилой или даже пребывании в Ином Мире при жизни. Иной Мир естественным образом принадлежал каждому человеку: он был таким же определенным и почти столь же ощутимым местом, как и мир людей".

Замечательная книга Энн Мосс будет, бесспорно, интересна широкому кругу читателей – историкам, культурологам, религиоведам, поклонникам кельтской культуры и просто любознательному читателю.

05.09.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама