Загадочный и мистический, романтичный и брутальный, волшебный и жестокий мир кельтов открывается на страницах книги Энн Росс "Кельты-язычники. Быт, религия, культура" (издательство "Центрполиграф").
Сегодня, когда увлечение кельтской культурой стало модным, книга Энн Росс, посвященная некогда великой кельтской цивилизации, простиравшейся от Италии до Ирландии и от Испании до Восточной Европы и просуществовавшей более тысячи лет, как никогда своевременна. Среди множества стилей и направлений этнической и фольклорной музыки, бесспорно, лидирует кельтская исполняющие ее ансамбли собирают полные залы; на праздничное шествие в день святого Патрика перекрывают центральные улицы столицы, а на Хеллоуин крупнейшие клубы Москвы соревнуются в изобретательности и оригинальности по части оформления залов и развлекательных программ. Однако мало кто знает, что всем этим на первый взгляд не связанным между собой культурным феноменам мы обязаны именно кельтам загадочному и легендарному народу, оказавшему огромное влияние на окружавшие их народы и европейскую культуру в целом.
Энн Росс закрашивает многие "белые пятна" истории кельтской цивилизации, создавая полную и всеобъемлющую картину истории, быта, религии и культуры кельтов.
Книга начинается большой цитатой из эпического произведения "Похищение быка из Куальнге" , которая, по мнению автора, прекрасно отражает весь мир языческих кельтов. Этот текст один из основных источников, используемых автором в работе.
Автор отмечает отсутствие четкой фиксации и централизации кельтской цивилизации во времени и пространстве, сравнивая ее с цивилизациями Вавилонии и Ассирии.
500 год н. э. Э. Росс принимает в качестве верхней границы предпринятого исследования, так как христианство к тому моменту полностью утвердилось во всем кельтском мире.
С точки зрения лингвиста, кельты народ, говоривший (и говорящий до сих пор) на древних индоевропейских языках. Для археолога кельты носители определенного типа материальной культуры, свойственной именно им.
Автор предлагает начать знакомство с кельтами с 700 года до н. э. это время считается началом так называемой эпохи гальштата, названной так в честь местечка Гальштат в Австрии, где в XIX веке впервые были найдены множество предметов материальной культуры ранних кельтов.
Уже в 6 5 веках кельты появляются в сочинениях античных историков Геродота и Гекатея, а историк 4 века Эфор называет кельтов одним из четырех великих варварских народов (другие персы, скифы, ливийцы).
Считается, что авторство названия народа принадлежит римлянам, альтернативные названия галлы и галаты, те самые, к которым обращено одно из посланий апостола Павла.
Автор абсолютно справедливо отмечает распространенный предрассудок, касающийся ложной локализации кельтов: "Когда сегодня мы думаем о кельтах, то обычно при этом представляем себе народы носители кельтских языков на периферии западных областей Европы: в Бретани, в Уэльсе, Ирландии и гэльской Шотландии, а также их последних представителей на острове Мэн. Однако следует постоянно иметь в виду, что для археологов кельты это народ, чья культура покрывает огромные территории и длительные периоды времени".
Признаюсь, у меня самого до прочтения книги Энн Росс возникли именно такие, не совсем верные, ассоциации...
В этой же главе автор вскользь перечисляет проявления пассионарной и воинственной природы кельтов их постоянные войны, миграции, ассимиляция покоренных народов, взлет и падение их некогда великой цивилизации, наступившее вместе с христианизацией Европы.
Любопытный лингвистический факт кельтам мы обязаны, например, словом "паразит". Описывая практику клиентелы, или вассальной зависимости, автор приводит цитату из Афинея: "Кельты даже на войне не расстаются со своими нахлебниками, которых они называют пара-ситами".
Идеалом кельтской красоты был высокий, светлокожий, белокурый или рыжеволосый человек с голубыми глазами и мощным телосложением, озабоченный своим внешним видом. У кельтов существовал своего рода культ войны, тяга к которой постоянно проявлялась вплоть до склонности проявлять ссоры везде и по любому поводу, даже за пиршественным столом.
Описывая кельтские военные обычаи, Энн Росс приводит знаменитую цитату из Тацита, описывающую битву при Англси: "На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины, похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары... "
Кельты любили и мирные развлечения, такие, как хоккей на траве, фидхелл (аналог шахмат), брандуб "черный ворон" и другие, весьма популярна была охота. С охотой на птиц связано множество фантастических преданий. Существовал своего рода культ свиньи, которая считалась величайшей охотничьей добычей, изысканной пищей и особо почитаемым животным.
Основу традиционной кельтской кухни составляло мясо, прежде всего свинина, а также говядина, оленина, рыба, зерновые и молочные продукты. Еще одной характерной особенностью их образа жизни была неуемная страсть к спиртному, постоянно служившая причиной всевозможных ссор, зачастую с летальным исходом.
Значительная часть книги посвящена кельтскому искусству и религии.
Весьма важную роль в кельтском обществе играли жрецы-друиды, их вердикт обязан был исполнять любой, включая короля, а отлучение от жертвоприношений считалось худшим наказанием. Кандидату в друиды требовалось 20 лет для того, чтобы стать полноправным жрецом.
Интересна глава, посвященная кельтским праздникам, годовой цикл, делящийся на восемь частей двумя равноденствиями, двумя солнцестояниями и четырьмя промежуточными фазами, является одним из архаичных календарей, свойственных всем индоевропейским народам. Так, именно Самайн, праздновавшийся в конце октября начале ноября, послужил прообразом Хеллоуина. Считалось, что в ночь Самайна открываются двери в Иной Мир и человек может входить в контакт со сверхъестественными силами.
Почитание животных по-своему отразилось и на кельтском павильоне. Одно из наиболее почитаемых божеств Кернунн, "Рогатый". Культ этого бога с оленьими рогами был чрезвычайно широко распространен в кельтском мире; христианская церковь демонизировала его, идентифицировав с дьяволом. Существовало множество второстепенных божеств и полубожественных существ племенное божество Дагда, бог воинов Луг, богиня магии Морриган и многие другие.
Посмертное существование у кельтов визуализировалось в образе Иного Мира, параллельной реальности, вполне осязаемой и материальной. Энн Росс отмечает, что "понятия добра и зла просто отсутствовали в представлениях кельтов о жизни после смерти, за могилой или даже пребывании в Ином Мире при жизни. Иной Мир естественным образом принадлежал каждому человеку: он был таким же определенным и почти столь же ощутимым местом, как и мир людей".
Замечательная книга Энн Мосс будет, бесспорно, интересна широкому кругу читателей историкам, культурологам, религиоведам, поклонникам кельтской культуры и просто любознательному читателю.
05.09.2006
Источник: Московская правда