"В каждом деле найдутся добровольцы" , любил повторять один мой бывший знакомый. Думаю, и книга Дэвида Дейды "Безумные ночи" (издательство "Гаятри") найдет своего восторженного почитателя. Но у меня это произведение (названное самим автором в предисловии "духовной продукцией") вызвало лишь скуку. Ну и, пожалуй, еще брезгливость.
Признаваться в этом мне нелегко, потому что подзаголовок книги обещает, что она "про страстную любовь, невероятный секс и про то, как открыться Богу". Последнее меня всегда очень интересовало. А во вступительном слове, написанном о Дейде одним из его почитателей, я прочла, что эта книга "бросает нам духовный вызов" и "открывает нам правду Тантры; через сексуальные откровения она ведет нас к бесстрашной уязвимости, постоянной любовной связи с Богом". А в главе "Об авторе" я узнала, что Дейда "автор многих бестселлеров, давно признанный одним из самых мудрых и дерзких духовных учителей современности, лидер сексуальной революции. Его учение, его книги касаются самой практичной стороны духовности и считаются одним из оригинальных подходов к личностному и духовному развитию".
Чтобы, мое внутреннее нежелание вообще как-либо рецензировать эту книгу стало еще более понятным (нелегко ведь "плыть против течения" , высказывать мнение, противоположное общему), я приведу еще одну цитату из главы "Об авторе": Дейда, "известный всему миру своими практическими занятиями по духовному развитию, разработал невероятно эффективную программу духовных упражнений, нацеленных на пробуждение как разума, так души и тела. Дейда преподавал на медицинском факультете университета Сан-Диего, в университете Калифорнии, в университете Сан-Хосе, институте Лексингтона в Бостоне, и в "Эколь Политекник" в Париже. По всему миру Дейда известен как автор сотен статей, радиопередач, книг и телепрограмм, которые проливают свет на его уникальный подход к духовному развитию человека".
Согласитесь, получив такую информацию, как-то даже неловко признаваться, что книга столь признанного другими людьми "духовного вождя" показалась тебе... полной фигней. Я позволяю себе употребить именно это слово, потому что сам автор в своей книге в выражениях не стесняется. Собственно, его книга написана языком, который официально называется у нас нецензурным, а в просторечии матерным.
Конечно, и в ней встречаются интересные мысли, особенно в последних главах. Но вообще-то "идея" каждой следующей главы мало чем отличается от предыдущей. Поэтому, с первых же глав "въехав" в "учение" автора, до последних его откровений дотянуть трудно. Трудно из-за скуки.
Тем более что описание "третьеразрядной групповухи" , где друзья главного героя, следуя наставлениям своего духовного учителя Миконоса (участника войны во Вьетнаме, сутулого и неказистого на вид грубого мужика), изрядно напиваются, полностью обнажаются и начинают все вместе танцевать, ласкать друг друга и прилюдно мастурбировать. Возбудившись, одна из девушек бросается к Миконосу и самозабвенно делает ему минет (в книге употреблены более колоритные выражения, например, "она сосала, стонала, слюна стекала по ее щекам, по шее"; она "ненасытно заглатывала его пенис"). Описание такого рода "молитвенных бдений" вызвало у меня лишь брезгливое недоумение.
Зато меня позабавила одна маленькая деталь: участвовавшие в групповухе "женщины были не так уж и прекрасны". У одной безжизненно свисала грудь, другая была слишком полной...
А еще Миконос горячо одобряет алкоголь и наркотики, считая их "орудиями" открытости. "Открыться" это слово повторяется в книге рефреном. Нужно открыться Богу через секс, алкоголь, наркотики, через ритмичные движения в танце.
"Выпивка может помочь, если уметь ей пользоваться, рассуждает Миконос. Она рассекает потоки сознания у тебя в мозгу. Но большинство людей выпивать не умеют они не умеют вдыхать в себя жизнь и вместо того, чтобы усвоиться, открыть сердце и наполнить любовью, сила просится наружу и их выворачивает".
Главному герою и своему ученику Миконос предлагает расстаться с любимой женщиной (с которой тот прожил 15 лет) в целях дальнейшего самосовершенствования, чтобы "порвать с оковами". Потому что нужно уметь любить всех и любить каждое мгновение, но не "привязываться" к кому-то и чему-то конкретно. Любить другого человека, но не "держать" его, уметь порадоваться, если твой любимый получит чувственное удовольствие с другим партнером. Надо уметь быть открытым и принимать жизнь даже тогда, когда "тонет твой лучший друг, а ты ничем не можешь ему помочь". Такой вот "индивидуализм просвещенных".
Впрочем, Блаженный Августин тоже бросил любимую женщину, чтобы связь с ней не мешала его "любви к Богу".
Во время пьяных оргий Миконос постоянно объясняет, что мир многообразен и иллюзорен, он состоит из множества "комнат". Но мы, находясь в одной их этих комнат, принимаем ее за единственную и окончательную реальность, а это неправильно, это делает нас закрытыми. "Комнаты" дают нам чувство безопасности, но они не настоящие. Бога Миконос называет "Она" , "Великая" , призывает "отдаться Великой".
"Женская энергия это хаос, но она ждет, чтобы ее познали, признали за то, что она есть. Она нутром чует, что твое знание необходимо, чтобы ей самой познать себя" , учит своих пьяных, голых, танцующих и мастурбирующих последователей Миконос. Он любит проповедовать в вонючих и грязных кабаках, причем с издевкой показывает своим последователям на других посетителей этих забегаловок: мол, если вы не научитесь "открываться Великой" , то навсегда останетесь такими же, как эти заурядные пьянчужки. Хотя разницы между "пьянчужками" и "учениками" я так и не почувствовала. Быть может, такова была задумка автора? Однако мне это показалось неоправданным высокомерием и духовным снобизмом. Откуда Миконос знает, насколько "открыт" Великой какой-нибудь пьяный байкер или рокер за соседним столиком? И чем "просвещенные" пьяницы лучше непросвещенных?
... И вот теперь, когда я уже публично призналась, насколько скучно мне было читать эту "духовную продукцию" , я еще раз хочу повторить: обязательно найдутся те самые "добровольцы" , которые скажут, что я "не сумела понять и оценить" все эти великие мысли, потому что "не развита духовно".
Увы, "Безумные ночи" вызвали у меня в памяти андерсеновскую притчу о "новом платье короля". Хитрые портные заранее объявили, что увидеть это "новое платье" дано только умным, а не глупцам. Естественно, придворные и даже толпа на улице старались себя убедить, будто "видят" эти великолепные одежды. Не случайно именно ребенок ("Будьте как дети!") сообщил окружающим, что "король-то голый"... Я, впрочем, на роль такого ребенка не претендую и убеждать в чем-либо кого-либо не собираюсь, а высказываю всего лишь свое личное мнение.
... Тем более что "Безумные ночи" это, на мой взгляд, и вовсе всего лишь "старое платье". Ведь все эти метафоры Дейды (а описание пьянок и групповух разумеется, метафоры) не новы. Они насчитывают много веков! На заре цивилизации человечество вообще не отделяло духовность от сексуальности. Согласитесь: Ветхий завет... насквозь эротичен. Причем не только "Песнь Песней". Я бы не решилась делать подобных заявлений, но я лишь цитирую дона Бруно Маджиони, известного ученого-богослова, теолога Римско-католической церкви. Некоторое время назад он высказался о том, что Библия "так наполнена эротизмом" , что ее не рекомендуется читать детям.
А, например, в суфизме: Бог это "Возлюбленная" , а суфий влюбленный. Познать Истину, то есть Бога, можно через "опьянение любовью к Богу, страстное стремление к слиянию с Ним". Дух по-арабски "рух" , слово женского рода, поэтому суфии хотят слиться с Возлюбленной. Разумеется, имеется в виду не какая-то конкретная женщина, но Истина. Познание (гносис) происходит здесь через Эрос. В суфийской поэзии часто встречаются метафоры вина и опьянения, и это... не всегда только метафоры. Суфизм проповедует переживание трансперсональных состояний, которые нередко стимулировались во время "зикр" (коллективных радений) крепким кофе, алкоголем (обычно запрещенным в исламе), наркотиками и ритмичными телодвижениями или даже прыжками и танцами, кружением вокруг собственной оси.
... Напомню также: в Ветхом завете словом "познал" обозначается любовное соитие. Стать совокупностью значит познать.
... В христианстве понятие Бога маскулинизировано. Кстати: в средневековье в женских католических монастырях культ "Небесного Жениха" Христа был достаточно эротично окрашен; в мужских монастырях не меньше почиталась Дева Мария.В православии: Христос Жених, Церковь Невеста. Так что метафоры не новы.
... А "София" , "Божественная Премудрость" у русского философа XIX века Владимира Соловьева (православие настороженно относится к Соловьеву именно из-за его тяги к католицизму... ). Она являлась Соловьеву в виде "розового облачка"... порой после обильного употребления красного вина, помогавшего философу "раскрыть сознание".
... Про Тантризм, упоминаемый ценителем "Безумных ночей" во вступительном слове, я уж и не говорю. Любовная связь с Богом! Процитирую еще кое-что из "вступительного слова": "Дейда искусно использует нашу зацикленность на сексе, чтобы вдохновить нас любить без конца, полностью, безгранично отдаваясь вечности". Вот именно: автор явно "использует" матерщину и чью-то "зацикленность на сексе" , чтобы привлечь широкого читателя! Но вот парадокс: "широкому читателю" не интересны духовные отвлеченности, а "узкому" матерщина.
... Итак, книга показалась мне скучной потому, что я не обнаружила в ней для себя ничего существенно нового. То есть содержание меня не вдохновило. А форма вызвала отвращение. Для меня Бог это Божественная Личность, но у Миконоса нет такого понятия. И еще. Понимая, что описание "групповух" всего лишь метафоры, я благодаря автору слишком образно представила себе этих "не очень красивых женщин" , томящихся в ожидании мужчины, и этих мужчин, комплексующих из-за того, что у них маленькие члены (как один из персонажей книги)...
Представила сутулого и жилистого Миконоса, который продолжает ораторствовать и проповедовать во время орального секса со своей ученицей. И мне все это не показалось духовным.
... Быть может, дело в том, что я женщина. Или в том, что я женщина с православным самосознанием (менталитетом). Поэтому я думаю, что люди, желающие "познать Бога" , предпочтут узнавать о Божественной Любви из других источников. Тем более христианское "Бог есть Любовь" не тождественно "Богу-Эросу". Это "Любовь-Агапе" , то есть альтруизм. Любить ближнего (а тем самым Бога) в христианстве означает хотя бы "не делать ближнему того, чего не желаешь самому себе".
... У меня есть опасение, что молодые люди, которые "пьют пиво без понтов" и которым может случайно попасть в руки красиво оформленная маленькая книжечка Дейды в твердом переплете, напечатанная на хорошей бумаге крупным шрифтом, увидят в "Безумных ночах" вовсе не метафоры, а руководство к действию. Хотя Дейда и предостерегает от восприятия своей книги как учебника.
В общем, мне бы просто хотелось, чтобы "мухи" были отдельно от "котлет": о высоком нельзя говорить "низким штилем". Объективности ради замечу: один мой коллега сказал, что эта книга всего лишь озорство автора. Возможно. Но мне все равно не понравилось.
05.09.2006
Источник: Московская правда