Ансельм Грюн известен в России главным образом как автор книги "Раздирание" (М., 2003), где он анализирует причины внутреннего разлада современного человека и предлагает пути его преодоления. Мы знакомим наших читателей с главами из столь же популярной книги А. Грюна "У каждого есть ангел" (см. также № 3/05). Речь в ней идёт о пасхальной тайне, касающейся каждого из нас.
Ангел смелости
Смелость относится к четырём главным добродетелям. Первоначально она была прерогативой солдата. Но философы увидели в ней качество, которое нужно каждому человеку, чтобы достойно прожить жизнь.
Смелость подразумевает не только неустрашимость перед лицом опасности и не только упорство в достижении цели, а прежде всего мужество последовательно добиваться того, что считаешь правильным. Смелый человек не позволит втянуть себя в конфликт. Он не поддаётся моде, которой следует слабый, чтобы быть всеми любимым. Он верен себе даже тогда, когда все против него.
Смелый человек не дерзок. Он бесстрашен. Он умеет правильно оценить ситуацию и бесстрашно делает то, что считает правильным. Смелость это не синоним мужества. Имея мужество, обретаешь смелость. Мужество нечто активное. Смелость проявляется и в пассивном состоянии, например, когда человек терпит боль. Противоположность мужества уныние; противоположность смелости трусость. Смелость каждый раз достигается заново, так как каждому из нас знакома трусость.
Втайне мы склонны поддаться страху и уйти от опасности. Ангел смелости поддерживает нас, когда мы преодолеваем себя и выстаиваем там, куда мы призваны.
Мы говорим ребёнку, что он смел, если он не жалуется, несмотря на боль. Смел тот, кто не боится боли, кто снова и снова терпеливо сносит её.
Смел тот, кто не сдаётся, попав в беду. Смелый не уклоняется от боли и печали, он противостоит боли, преодолевает её. Но он не становится бесчувственным. Теряя близкого человека, ясно осознавая, что болезнь приведёт его к смерти, смелый терпеливо несёт всё, что ниспосылает ему Бог. В такой смелости человек возрастает, становится мудрым и сильным.
Не нужно доказывать себе, что ты смел. Ты не обязан в каждой ситуации быть смелым. Самоуверенные люди в минуту опасности, бывает, теряются и ведут себя, как слабые люди. Другие трусливы, но держатся, попадая в трудную ситуацию, смело справляются с ней, зная, что она от Бога. Они полагаются на то, что в нужный момент ангел смелости укрепит их и постоит за них.
Желаю тебе ангела смелости, чтобы твоя жизнь состоялась по-настоящему, чтобы ты не сплоховал, когда встречный ветер будет свистеть тебе в уши, чтобы ты не растерялся, попав в беду. Я желаю тебе смелости, чтобы ты был свободен от соблазна стать всеобщим любимцем. Да постоит за тебя ангел смелости, когда перед тобой возникнет опасность поддаться мнению окружающих и прекратить борьбу ради желанного мира. Смелый избегает сомнительного компромисса. Он борется за жизнь, и ангел смелости борется на его стороне.
Желаю тебе ангела смелости не только перед лицом врага, но и перед лицом друга. Да хранит он тебя от подкупа и приспособленчества ради друга. Ангел смелости при необходимости противостоит и другу. Это укрепит дружбу, а не разрушит её.
Ангел честности и чистоты
Сказав о человке, что он честный и чистый, мы имеем в виду, что он в высшей степени правдив и порядочен. Мы можем ему верить.
Честен значит, незамутнён, незапятнан. Честный человек очищен водой самопознания, его изначальный образ омыт. Когда мы говорим о "чистом золоте", мы имеем в виду настоящий благородный металл, без чужеродных примесей. Честный человек свободен от интриг, уловок, лжи. Он не зависит от чужого влияния, не угождает ожиданиям других людей, не даёт себя соблазнить видами на карьеру. Он живёт в согласии со своей честной, чистой душой и делает то, что она велит.
Он такой, какой есть.
Ангел честности родственен ангелу естественности. Неестественное это нечто искусственное, заимствованное, приспособленное. Некоторые люди кого-то копируют своей речью или поведением, не свойственными их натуре. Естественное поведение вытекает из внутреннего мира человека. Естественное это изначальное в тебе.
Ницше любил образ естественности. Хайдеггер заимствовал у него это понятие. Сартр и Жид перевели его словом authenticite, подлинность. Быть правдивым высокий идеал для современного человека. Правдив тот, кто таков, каков он есть (autos), кто является создателем своего "я" (authentes). Честен тот, кто во всём является самим собой, кто свободен от всего нечистого, поддельного, от искусственности и манерности. Честный человек правдив. Он не живёт по чужим представлениям.
Ребёнок естественен от природы. Он есть, потому что он есть, он живёт без фальши, без задней мысли. И в нас живёт тоска по этой детской чистоте, желание вновь обрести свой изначальный, неподдельный облик.
Если мы будем честны с собой, мы увидим в себе много нечистого. Мы говорим то, чего от нас ждут, а не то, что чувствуем. Этим мы хотим достичь чего-то большего, получить то, чего нам очень хочется. В любви и заботе о ближнем мы часто действуем не с честными намерениями, а с задней мыслью, желая хорошо выглядеть в глазах других и в собственных глазах. В наши слова и поступки вкрадывается расчёт, к ним примешивается что-то, противоречащее нашей истинной сущности.
И в то же время живёт в нас тоска по честности. В глубине души мы хотим, чтобы всё, что мы говорим и делаем, исходило от любви, а не из расчёта.
Некоторые разочаровываются, честно заглянув в себя. Да покажет нам ангел честности, что в нас есть не только чужеродные примеси, но и ядро подлинности. В нас всё же есть пространство, в котором мы честны. Там мы созвучны себе таким, какие мы есть. Там нет задних мыслей. Да хранит тебя ангел честности от того, чтобы чернить себя. У тебя хорошее ядро. Оно правдиво и чисто. Доверяй своей подлинности и радуйся, чувствуя, что чаще всего ты говоришь и поступаешь искренне, без оглядки на кого-либо, не думая о том, какое производишь впечатление.
Проси ангела честности, чтобы он снова и снова очищал тебя, освобождая от заблуждений. И возрадуешься ясности в себе. †
Перевод с немецкого Евгении Рёриг