Его называют самым богатым монахом в мире, издатели борются за право печатать его работы, его книги переведены на тридцать языков и выходят миллионными тиражами. Такой успех писаний бенедиктинца Ансельма Грюна в наши дни может показаться странным. А объясняется всё просто. Ансельм Грюн – писатель-психолог (дело более чем востребованное сегодня), "духоаналитик", как в шутку отзываются о нём журналисты. Занимаясь духовной терапией, он в своих книгах удачно соединяет обе эти сферы – душевного и духовного.
Ансельм Грюн родился в 1945-м, незадолго до окончания войны, в небольшом городке Юнкерсхаузен в центре Германии, вторым из семи детей. В юности помогал отцу, который, не имея особой склонности к коммерции, был вынужден содержать магазин электроприборов, чтобы прокормить многочисленное семейство. "Моя духовная эволюция происходила под влиянием моего отца", говорит он.
Отец, глубоко верующий христианин и противник нацизма, передал сыну своё увлечение богословием и любовь к медитациям во время пеших прогулок на природе. По признанию Грюна, его детство и юность не знали иных тревог, кроме трепетных переживаний, свойственных возрасту. Счастливый брак родителей, их крепкая вера и благочестие благотворно сказались на характере застенчивого юноши, воспитав в нём духовное и психическое равновесие. По окончании лицея в Вюрцбурге он в 19 лет поступает послушником в бенедиктинский монастырь в Мюнстершварцахе, с 1967-го по 1971-й изучает философию и богословие в Риме, позже экономику в Нюрнберге.
Становление его монашеской жизни пришлось на переломные, для многих драматичные первые годы после Второго Ватиканского Собора и бурный конец 60-х с их "революцией нравов". На глазах молодого послушника разворачивается церковный кризис многие монахи его монастыря покидают обитель. Стараясь устоять, он обращается к истокам монашества, изучает творения отцов-пустынников первых веков и одновременно погружается в глубины своего "бессознательного", предпринимает своеобразную терапию: в поисках исцеления от "ошибочных жизненных схем" проходит через опыт настоящей инициации, как назовёт он его позднее. Плодом этого опыта станет открытый им впоследствии на территории аббатства Recollectio-Haus дом для священников и монахов, испытывающих духовный кризис, где в течение трёх месяцев они смогут пройти полный курс терапии.
Его можно было бы назвать психотерапевтом, но сам он не согласен с такой формулировкой. Отказываясь именоваться врачом, он смиренно оставляет за собой лишь роль духовного наставника. Действительно, педагогика Грюна вдохновляется евангельским рассказом об эммаусских путниках. "Христос не начинает проповедовать сразу, объясняет отец Ансельм. Он слушает их, идёт вместе с ними. Только потом, опираясь на Писание, Он изменит их жизнь и их взгляд".
Сто восемьдесят опубликованных книг за тридцать лет труд, воистину достойный монаха-бенедиктинца! Отец Ансельм работает над ними не более шести часов в неделю, два часа ежедневно со вторника по четверг, больше не позволяет время. Помимо "писательского долга" на нём лежат ещё обязанности эконома огромного монастыря, где под его началом находится 300 человек. Для них он и впрямь "отец родной", ибо весь гонорар Грюна-писателя без остатка уходит в монастырскую казну все права на издание своих трудов он отдал общине.
Секрет успеха его книг, как и всего гениального, кроется в их простоте. Популярная психология: лёгкий язык, глубокие, но близкие людям темы, позитивный взгляд на человека, ненавязчивая эрудиция залог спроса. Прибавьте к этому привлекательный для читателя формат практического руководства (кому в наш измученный век не интересно узнать, "как жить в мире с собой, с другими и с Богом"), доступную цену и авторство бенедиктинского монаха, и бестселлер готов!
Рекомендации отца Грюна призваны освободить человека от иллюзий и ложных образов, помочь ему увидеть и принять правду о себе самом и в свете этой правды встретить Бога. Опытные монахи прошлого называли такой путь "трезвением". Его советы просты и доступны каждому: "Оставь свои мечты о совершенстве; не думай о том, как смотрят на тебя другие; освободись от ложных представлений об успехе; не бойся своих ошибок; будь добр к себе" и т. д. Такое вот "аскетическое делание" для современников XXI века! Грюну-психологу важно, чтобы человек научился всякий раз "духовно сопротивляться" ударам. Ведь в конечном итоге, как бы низко ты ни пал, Бог спустится к тебе, чтобы тебя поднять. Фраза Иисуса: "Я пришёл, чтобы имели жизнь, и имели с избытком" заключает для отца Ансельма всё благовестие.
Счастье жизни по Грюну это способность осознавать каждое её мгновение, "быть в гармонии с собой в данный момент", её идеал "абсолютная открытость Богу, свобода от подавляющего желания ставить себя во главе или доказывать, что ты что-то собой представляешь". На вопрос, в чём источник его собственной жизни, отец Ансельм не колеблясь отвечает: "В каждодневном служении Евхаристии. Это источник неиссякаемой любви, и я хотел бы, чтобы он заполнил все разломы, все трещины моей жизни и исцелил их".
Про Ансельма Грюна можно сказать, что он читает Евагрия Понтийского в очках Юнга: "Терапия помогает освободиться от неправильных жизненных схем, влияющих, в свою очередь, и на жизнь духовную. Духовность же помогает увидеть в душевных травмах возможность встретиться с Богом и открыться по-новому навстречу людям". На обвинения своих противников в желании свести сверхъестественное к проявлениям бессознательного и в том, что в его прочтении Евагрия, быть может, слишком много Юнга, отец Ансельм кротко возражает: "Психология не должна быть окончательной нормой веры вера идёт дальше психологии. Но она должна с ней сталкиваться и взаимодействовать. Основная цель веры не психическое здоровье, а открытость Богу и осуществление в Нём человеческих чаяний".
Первая книга Ансельма Грюна вышла в 1975 году. Как и все последующие, она родилась из текстов, прочитанных им за духовными упражнениями в аббатстве и в других местах, из его разговоров с людьми. "Озарением" он считает книгу, в которой излагает основной принцип своего отношения к человеку и его духовной сущности: "Бог говорит к нам не только через "духовность сверху" церковные установления, принципы, заповеди... конечно, мы в них нуждаемся. Но Он обращается к нам и, так сказать, "снизу", через нашу человеческую реальность, которой мы не должны пренебрегать, моё тело, мои желания, мои эмоциональные привязанности..."
Бог говорит, но услышать Его можно только благодаря молитве, считает отец Ансельм. На вопрос о любимой молитве этот бенедиктинец с обликом русского старца отвечает: "Молитва сердца, та, которую ещё называют "молитвой русского странника" "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного". Молитва это встреча, во время которой я нахожусь в присутствии Бога, такой, какой я есть душой и телом. В присутствии Бога я осознаю, кто я. Нужно впустить Его во все тайники моего сердца, открыть Ему всё, что есть во мне тёмного страсть, упрямство, досаду, но также и все мои мечты, невысказанные желания. В молитве нужно стремиться в первую очередь к искренности, а не к благоговению. Я не всматриваюсь в свою душу, я смотрю на Бога и в Нём, как в зеркале, вижу, что есть в моей душе, и всю подноготную моего бессознательного.
Но я не останавливаюсь на признании сокрытого во мне, я предоставляю Богу проникнуть в него и его осветить. Я убеждён: чтобы действительно встретить Бога, нужно прежде встретиться со своим потаённым. Ещё Киприан Карфагенский говорил: "Как можешь ты требовать от Бога, чтобы Он тебя услышал, если ты сам не слышишь себя?" Истинная встреча с Богом не может состояться, если я не отдам Ему всё, что во мне есть, в том числе и мои грехи, то, что я в себе подавил, отверг, отказался признать, чтобы не исказить этим свой идеальный образ, который я выстроил, быть может, бессознательно. В результате, встречая Бога по-настоящему, я должен признаться, что нахожусь далеко от Него... Даже если Он при этом совсем близко, рядом".
Ансельм Грюн настаивает: молитва это прежде всего способность слушать, услышать. Он часто вспоминает слова Карла Ранера: "Христианин завтрашнего дня будет мистиком, или его не будет вовсе". "Для меня это основополагающее утверждение, говорит Грюн. Завтрашний христианин должен будет пройти через опыт познания Бога. Иначе он не сможет существовать в этом мире, не сможет быть самим собой, свидетельствовать о вере". †
По материалам журнала "Famille chretienne"
подготовил Алексей Баранов