ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианская жизнь Литвы

Объединенная методистская церковь

Андрей Гайосинскас :: 18 сентября 2006

Методизм пришел в Литву на рубеже веков – первая религиозная община сформировалась в 1900 году в Каунасе. В межвоенный период (преимущественно в 20-ые годы) в Литовской республике образовалось еще семь религиозных общин, и к 1938 церковь насчитывала около 1 тысячи верующих, значительная часть которых были немцами. Виленская община сформировалась в двадцатых годах (город в это время входил в состав Польской республики) и 90 % верующих были поляками, оставшиеся преимущественно белорусами. Молитвенного дома община не имела и собиралась на дому. В 1927 году в городе Вильно была создана региональная методистская семинария, насчитывавшая до 12 слушателей, а также интернат для белорусских девочек. Методистские церкви Восточной Европы являлись результатом миссии Методистской Епископальной Церкви США. В 1939 году МЕЦ США объединилась с еще двумя методистскими церквями (отделившимися от нее в  19-ом веке) и образовала "Методистскую церковь", вслед за материнской, название изменила и церковь в Литве. Именно эта американская церковь, ныне насчитывающая более 10 миллионов верующих (после еще одного объединения в 1968 году получившая название Объединенной Методистской), и возобновила миссию в постсоветской Литве. Война, советская власть и массовые переселения (немцев и поляков) фактически уничтожили церковь. Последней свою деятельность (в 1945 году) прекратила как раз Вильнюсская община. Методисты возобновили свою деятельность в стране только в 1994 году. 8 января 1997 года была зарегистрированная центральная республиканская организация – "Объединенная методистская церковь Литвы". В Вильнюсе миссия была возобновлена в 1999 году, когда в город приехала священница Кристина Маркей (прослужившая два года). Тогда же созданной общине и было сдано нынешнее помещение (находящееся на втором этаже двухэтажного дома, однако имеющее отдельный вход с улицы). В отличии от большинства литовских методистских общин, в воссоздании которых участвовало некоторое количество верующих, обращенных перед Второй Мировой, в Вильнюсе все верующие ранее с методизмом не сталкивались. На 1999 год в Литве насчитывалось около 300 методистов. Теперь они объединены в 10 приходов и 1 миссию. До сих пор главенствующее положение в церкви занимают зарубежные (американские) пасторы – они составляют половину из 10 служащих в стране священнослужителей, американцами являлись и все главы церкви – суперинтенденты (теперь им является Уолтер Теренс Эрбли). Вильнюсская церковь насчитывает около 30 человек, но далеко не все они регулярно посещают службы. На обычном воскресном богослужении бывает около 5-8 человек, причем не все они будут членами общины. Священником в Вильнюсе с 2005 года служит Герберт Лэндж. В 2006 году американская материнская церковь (точнее ее организация Igniting ministry ) выделила значительную сумму денег на евангелизацию, и 24-29 июля на улицах Вильнюса впервые можно было встретить верующих, съехавшихся со всей страны, раздающих буклетики (коих было роздано 65 тысяч) "Бог вас любит!" о Вере и Спасении, и информация о методизме. Также в течении нескольких дней центральные телеканалы показали девятнадцать 30‑минутных роликов, представляющих методистскую церковь и ее верующих. И хоть видимого результата евангелизация не дала, ее цель – рассказать людям о вере – была достигнута, и верующие собираются повторить подобные мероприятия в других городах Литвы.

Методистская церковь сочетает в себе англиканское наследие с пиетизмом, (именно знакомство Джона Уэсли с немецким пиетизмом в 1744 году во многом и повлияло на становление методизма). Методизму свойственно арминианское понимание свободной воли (однако существуют и кальвинистские методистские церкви, верящие в предопределение). Методисты верят в триединого Бога, исповедуют Никейский символ веры, верят в существование двух таинств – Крещения и Причастия. Причастие в "Объединенной методистской церкви" доступно всем желающим – всем верующим методистам вне зависимости от возраста, и даже совершенно сторонним людям, к методистской церкви не принадлежащим. Само причастие также достаточно примечательно – вместо вина они используют виноградный сок. Рукоположение воспринимается ими как обряд, но не таинство, и священник это просто выученный мирянин, не обладающий никакими особыми возможностями. При этом методистское Богослужение строится на основании англиканского, и первое время они использовали англиканскую "Общую книгу молитв". Значительное внимание уделяется совместному пению гимнов (известным составителем которых был Чарльз Уэсли), которые часто становились выражением уэслианской теологии. Как и все протестанты, методисты верят, что только Библия может быть основанием для веры. Имеется в методизме и особая литургия, так называемая Служба Соглашения, обычно проводящиеся примерно раз в год, и таким образом верующие следуют завету Уэсли обновлять свое соглашение с Богом. От пиетизма методизм перенял веру в личное спасение, возможное только через принятие Иисуса в качестве единственного личного Спасителя (известный вопрос "Принял ли ты Иисуса как личного Спасителя?" впервые был использован именно методистами). Личное спасение всегда включает в себя христианскую миссию. Личная набожность для методистов не единственная составляющая святости, последняя всегда связана с любовью к окружающим и к истине.

Начало методизму было положено на оксфордских религиозных встречах молодежи в 1729-1735 годах, которые возглавили братья Уэсли. За изучение Библии их прозвали методистами. Методисты, недовольные бездеятельностью англиканской церкви, отличались социальной активностью, проповедями неимущим и заключенным. Они организовывали свои отдельные кружки, их проповедники странствовали по всей Англии, разделенной на проповеднические округа. В 1744 году состоялась первая конференция методистских проповедников. Однако при жизни Джона Уэсли (который был англиканским священником) английский методизм так и остался течением внутри англиканской церкви. Хоть в их вероучении было немало противоречий с официальной церковью (за что их и считали фанатиками), на открытый раскол они не решались (отдельная церковь была создана вскоре после смерти Джона Уэсли в 1791 году, и к концу века движение успело расколоться на несколько течений). Впервые отдельную, собственно методистскую церковь создали в Америке в 1784 году. Сейчас методизм представляет собой значительное число независимых церквей (в англосаксонских странах, где методизм является традиционной религией, они имеют и наибольший вес, и при этом наибольшее церковное разнообразие – редко встретишь менее пяти различных церквей в стране), которые достаточно сильно различаются по форме управления, своей идеологии и практикам. Общее число методистов в мире превысило 40 миллионов человек.

За час до начала каждого воскресного богослужения в вильнюсской церкви собирается кружок изучения Библии (две группы – взрослая и детская). В день моего посещения само богослужение было скорее необычным, т.к. служился четвертый вариант (согласно "Песеннику", в котором также изложен и ход основных церковных богослужений) Литургии слова, в котором отсутствует причастие. Дело в том, что священник, служащий в Вильнюсе, находился в США, и литургию за него проводил один из верующих. Кстати, сам "Песенник" был издан относительно недавно – в 2005 году, и состоит из переведенных на литовский англоязычных методистских гимнов (первый подобный песенник был издан в 1923 году и его гимны были использованы и при новом издании). На Богослужении присутствовало 8 взрослых и порядка 20 детей. Оказалось, что практически все эти дети из многодетных, часто неблагополучных семей, с которыми члены церкви познакомились во время рождественской акции (верующие посещали многодетные семьи и поздравляли их, дарили подарки). После чего дети начали посещать церковные богослужения. Их родители, по словам верующих, остались индифферентны, но ничего против веры своих чад не имеют. Община почти полностью литовская и богослужение проходит на литовском языке. После приветствия и приглашения к молитве зазвучала музыка, исполняемая на синтезаторе (она будет сопровождать и исполнение всех гимнов), и девочка с кандиловозжигателем в руках прошла между рядами и зажгла на алтаре две свечи, ознаменовав начало Богослужения. После молитвы благодарения зазвучал первый гимн (как и все последующие гимны, а также все молитвы, он исполнялся стоя). После него последовало общее исповедание грехов и короткая внутренняя молитва, после которой верующим должны отпуститься грехи. Еще один гимн, за которым следует Пожелание Покоя, во время которого все присутствующие, хаотически перемещаясь по помещению, жмут каждому из присутствующих руки и желают "покоя во Иисусе Христе", или просто "покоя". Снова гимн, и ведущий литургию читает молитву освящения собравшихся. Очередной гимн, после которого верующие читают Никейский Символ веры, затем следуют два коротких чтения из Библии (оба предваряемые исполнением гимна), которые проводят двое конфирмированных члена общины. Вслед за чтением ведущий литургию читает подготовленную проповедь (самая длинная часть богослужения), на этот раз ее темой была истинная и показная вера на примере Саула и Давида. После нового гимна проходит сбор пожертвований – деньги собираются в бархатные фиолетовые мешочки. Два последних гимна, читается Отче наш и, после благословения собравшихся, Богослужение завершается. Верующие делятся на две возрастные группы и следует традиционно протестантское собрание за чаем или кофе с булочками, во время которого взрослыми обсуждаются проблемы общины. Там же выявился и занятный внутриобщинный конфликт. Как и большинство пограничных со старым литургическим христианством протестантских церквей (особенно это заметно у лютеран, в том числе и в России), методизм испытывает тяготение в двух направлениях – пуристском и либеральном. И мелкий конфликт можно было бы окрестить иконоборческим, если бы предмету конфликта действительно покланялись. Однако камень преткновения – рисунок на оконном стекле за алтарем, изображающий Иисуса, и висящие на стенах гобелены – отнюдь объектом поклонения не являются. Пуристы (один из них ранее был членом харизматической церкви "Слово правды") утверждают, что никаким изображениям в церкви не место, они отвлекают от молитвы. С другой стороны, не согласные с желанием удалить рисунок (в том числе его автор) и гобелены, ссылаются на благословение священника, и подобные же практики в американских методистских церквях. Висящие на стенах гобелены являются символами – один из них прислан братской общиной из Африки, два других общиной из Америки, которая активно помогает Вильнюсской церкви (на одном из гобеленов, расшитом цветами литовского флага, каждый узелок символизирует молитву, которую за вильнюсскую церковь вознес один из американских методистов). Конфликт остался неразрешенным, но каждая из сторон обещает молиться, уповая на вразумление оппонентов.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /