Как известно, с 1 сентября в четырех регионах России (Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областях) в школьную общеобразовательную программу в обязательном порядке введено изучение курса "Основы православной культуры" (ОПК). Эта инициатива, обеспокоившая петербургскую общественность, стала темой разговора на "круглом столе" с участием представителей властей, науки и Русской православной церкви.
"Вопрос не новый, он уже около четырех лет обсуждается в России", заявила, открывая дискуссию, заместитель председателя комитета по образованию Смольного Елена Спасская. Она пояснила, что Министерство образования РФ издало инструкцию, в которой определен порядок возможного введения ОПК в школьную программу. Во-первых, этот курс не является общефедеральной директивой, а может быть утвержден только на уровне отдельного региона или даже конкретной школы. Но и в этом случае ОПК должны преподаваться факультативно, причем родителям следует подать письменное заявление о том, что они согласны на обучение их детей по "православному" курсу. И наконец, вести предмет разрешено лишь преподавателю-специалисту, прошедшему специальную стажировку в постдипломной академии образования.
"В нашем городе такой факультатив имеется в нескольких общеобразовательных учебных заведениях, и никаких особых противоречий он не вызывает", считает Елена Спасская.
Это мнение разделяет депутат ЗакСа Игорь Риммер, который признался, что уже несколько лет сам ведет факультативные уроки по православной культуре в одной из городских школ.
Однако даже факультативное введение ОПК, по мнению некоторых участников разговора, не оправдан и нарушает 28-ю статью Конституции России, гарантирующую свободу вероисповедания. "Почему мы должны актуализировать религиозный фактор в системе образования многонационального светского государства? недоумевала Тамара Смирнова, культуролог, доктор исторических наук. В задачу школы совсем не входит подведение ребенка к выбору той или иной религии. Это сугубо внутрисемейное дело. И религиозное воспитание вполне может осуществляться в воскресных школах при храмах различных конфессий". Она напомнила, что и в царской России преподавание Закона Божьего "было не на высоте". "Во всяком случае Владимир Ульянов-Ленин имел в школьном аттестате "пятерку" по этой дисциплине. Что не помешало ему впоследствии стать воинствующим атеистом, подвергшим духовенство беспрецедентным репрессиям".
Представители Русской православной церкви (РПЦ), с одной стороны, приветствовали внедрение в школьную программу нового курса, а с другой опасались, как бы из-за поспешности хорошее, по их мнению, начинание не привело к обратному результату. "Бывшие комсомольцы не должны с истовостью недавних атеистов нести религиозные знания в школу, предупреждал профессор Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов. Но и священников, способных прививать ученикам основы курса православной культуры, крайне мало". В общем, перспективы ОПК в российских школах напрямую зависят от компетентности преподавательских кадров. А также от качества методической литературы. А с этим тоже проблема. Учебник, принятый, например, за основу в Белгородской области, протоиерей назвал "отвратительным". (Некоторые его параграфы, кстати, стали предметом судебных исков, поданных в Прокуратуру родителями учеников школ этой области). При этом отец Георгий призывает "принять как данность тот факт, что основой национальной культуры в России является именно православие, и это никак не ущемляет права представителей других конфессий". (Они, хоть и были приглашены, от участия в "круглом столе" уклонились. За исключением директора Благотворительного центра при Большой хоральной синагоге Раисы Скобленок, которая не стала ввязываться в дискуссию, отделавшись общим пожеланием "жить дружно".)
В результате обсуждения стало ясно, что четыре области, внедрившие обязательное преподавание ОПК в школах, сильно поторопились. К этому не готово ни общественное настроение, ни российское законодательство. Например, выяснилось, что закон в принципе не может запретить группе родителей инициировать введение в школе, где учатся их дети, самых экзотических факультативов. Депутат Игорь Риммер подтвердил, что "это могут быть хоть язычество, хоть сатанизм". "Но хочу успокоить собравшихся: подобного безумия, равно как и обязательного преподавания православного курса в питерских школах, ни в коем случае не будет", заверил законодатель.
Джамалиддин Махмутов, зампредседателя религиозной организации мусульман Санкт-Петербурга "Аль-Фатх"
К введению обязательного преподавания православной культуры в некоторых регионах России я отношусь отрицательно. У нас многонациональное государство, и к таким вещам нужно подходить осторожно. Нельзя вовлекать детей в эту деятельность. Нельзя с помощью религии перетаскивать их на свою сторону. Дети должны вырасти и сами разобраться какая вера им необходима.
У нас в стране 35 миллионов мусульман и 15 миллионов иудеев. А ведь еще есть буддисты, католики, атеисты. Разумеется, историю мировых религий, жизнь главных религиозных деятелей всех конфессий изучать в школах необходимо. Но надо помнить, что Россия светское государство. Необходимо равное отношение ко всем традиционным вероисповеданиям. Любая религия душа нации, ее честь и достоинство. Поэтому нужен нейтральный подход.
Дмитрий, школьник, 16 лет
Ни за что не хотел бы таких уроков! Это даже звучит страшно. Во-первых, в школе, во всяком случае в старших классах, и так хватает уроков. А во вторых... Просто нет. Подобные уроки уж очень философские, а если, скажем, домашнее задание не выучишь (а ведь хоть раз-другой это произойдет!), то будет казаться, что на тебе висит какой-то груз. В общем, от религиозных занятий у всех только настроение испортится. Этакое принудительное очищение души в обязательном порядке...
Ирина Ливанова, мама семиклассницы:
Я как православный человек не имею принципиальных возражений против таких уроков. Просто я не думаю, что наша школа к этому готова: в ней еще слишком много отголосков советского прошлого. С трудом представляю, чтобы такие занятия прижились. У нас в классе, например, есть мальчик из Азербайджана и девочка-кореянка им-то это зачем?
Конфессии посоветуются
16 ноября в Петербурге на первом заседании специально созданного общественного совета главы традиционных конфессий обсудят вопрос преподавания основ религий в российских школах. Совет образован по итогам Международного форума "Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество", который прошел недавно в Нижнем Новгороде. Появление этой структуры поддержали представители разных религиозных течений: заместитель председателя отдела внешних связей Российской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин, глава совета "Муфтии России" Равиль Гайнутдин, главный раввин России Берл Лазар, член Папского совета по культуре и директор департамента межнациональных отношений Александр Журавский. Первое заседание общественного совета приурочено к Дню толерантности.
Источник: Известия