Теперь, когда визит самой богатой дивы шоу-бизнеса в Россию все-таки состоялся (во что многие не верили) и волна эмоций вроде как стала спадать, невольно задаешься вопросом: а что это было? Что за истерия такая небывалая, когда поп-музыкой в лице Мадонны заинтересовались буквально все, и даже угрюмый вахтер-пенсионер, привычно прихлебывая свой чаек, накануне концерта вдруг спросил меня: "А ты на Мадонну идешь?"
А перед этим не один год, при приезде очередной звезды мирового масштаба, многие загадочна подмигивали друг другу: дескать, эта очень хорошо, но вот все же Мадонна-то к нам не едет.
Ну вот и дождались. Хотя до последнего момента все подробности приезда Луизы Вероники Чикконе были тайной за семью печатями, а для многих отчаянных поклонников певицы и вовсе детективной историей. И место концерта переносили аж два раза (а у перекупщиков-спекулянтов, говорят, даже в СК "Олимпийский" билеты . на концерт покупались), и день сдвинули с 11-го на 12-е, и потекли толпы страдальцев менять свои билеты на новые.
Как потом выяснилось, во многом ажиотаж создавался искусственно это была часть пиар-стратегии. Сообщили, например, что во всем мире билеты на концерт Мадонны сметаются за несколько часов и у нас поначалу началась та же истерия. Народ кинулся к заветной кассе, нарушив на какое-то время даже движение в центре Москвы. То есть в умах вырисовывалось примерно следующее: не попал на концерт Мадонны считай и не жил. Но массированная реклама, которой гражданам нещадно компостировали мозги, в итоге сыграла с пиарщиками злую шутку: концерт Мадонны в "Лужниках" оказался единственным в мире, где билеты остались не распроданными до конца, а зал, рассчитанный на 80 тысяч, заполнился только на две трети.
Что касается концерта, мнения зрителей о нем контрастно разделились: кто-то был в полном восторге, кто-то с досадой признавался, что шоу-то хорошее, но ожидал он гораздо большего. Вот это ожидание "большего" и есть главный момент, объясняющий многое. Миф о человеке, пусть талантливом и гиперуспешном, всегда более яркий, чем сам он.
А Мадонна это миф, вирус, которым хитрая особа заразила мировое медиапространство. Мадонна это персонифицированный шоу-бизнес в целом, безупречно профессиональный, досконально просчитанный, циничный и бескомпромиссный. Безусловно, ее заслуг никто не отменял. Шоу-команда Мадонны, включая балет, осветителей, операторов, управляющих видеопроекцией и машинерией сцены, показали такой высочайший уровень, что многие наши звезды, думаю, теперь надолго впадут в депрессию. Слаженность работы этой команды была безупречна. На высоте держит себя и сама Мадонна замечательная для ее возраста фигура, отточенная работа на сцене, выверенный подбор хитов.
Но! Большинство зрителей интересовал не голос певицы и даже не ее тело. Все пришли прикоснуться к великому мифу, который эта женщина годами и десятилетиями создавала о себе, создавала с безупречным талантом менеджера и пиарщика. Никто никогда и не говорил, что у Мадонны какой-то особенный, выдающийся, узнаваемый голос. И сам репертуар в руках другой певицы не сделал бы из нее суперзвезды. Но главный козырь в том, что Мадонна как никто из коллег всегда знала, как управлять медиапространством, совершая те или иные поступки, распуская про себя те или иные слухи и сплетни, удивляя всех продуманными метаморфозами. В процессе раскрутки она задействовала весь арсенал, какой только можно: бесконечные смены имиджа, провокационные выпады в адрес религии, откровенные фото и т. д. Очень символично, что, прибыв в Москву, Мадонна ринулась первым делом не Кремлевские башни смотреть, а попялиться на собственные фотопортреты в галерее Гари Татинцяна, где выставил свои работы ее давний друг Стивен Кляйн. Будто хотела подзарядиться лишний раз от энергии ею же созданного мифа.
Эротика, политика и религия три темы, которые более всего щекочут общественное сознание. Мадонна это великолепно знает и расчетливо использует это в своей карьере, совершая по каждому из направлений периодические провокации, о которых еще долго шумят и спорят все СМИ мира.
Взять хотя бы главный "скандал" нынешнего шоу (намеренно пишу в кавычках): появление Мадонны, распятой на кресте и в терновом венце, что вызвало наибольший протест христианских (и не только) кругов по всему миру, в том числе и в России. Дело не в том даже, оскорбила ли певица религиозные чувства верующих (хотя, безусловно, оскорбила). Вопрос в другом: что она хотела этим сказать?
Тут выясняется довольно курьезная вещь: оказывается, по словам Мадонны, это призыв обратить внимание мировой общественности на бедных и больных африканских детей. Вы верите? Тогда, может быть, кто-то объяснит мне логическую связь между африканскими детьми и певицей на кресте, то есть саму логику образа? И не утруждайте себя. Очередная вульгарная и малоосмысленная поза, где для создания нужного медиа-эффекта используется все: игры в политику, в благотворительность, в религиозное еретичество. Потому что этого требует шоу-бизнес, успешный шоу-бизнес, а значит скандальный.
Но точно так же, как Мадонна эксплуатирует религиозные и политические образы, согласно законам медиа-пространства, рано или поздно найдутся те, кто будет эксплуатировать саму Мадонну как образ. Так, в Москве в день концерта поп-королевы подсуетились участники движения "Георгиевцы" , которые провели молодежный хэппенинг "Fly, Mad Donna!" против концерта Мадонны. Одна из участниц театрализованного действа в маске монстра пародировала саму певицу на фоне дирижабля с надписью "Madonna, go home!". Разумеется, "Георгиевцы" банально делали себе таким образом на Мадонне рекламу.
И это было неким зеркальным отражением концерта, глупым и нелепым, говорившим, однако, прежде всего об одном: не стоит относиться к разрекламированному мифу слишком серьезно. Чтобы не говорить потом: "Все, конечно, хорошо, но я ожидал большего".
21.09.2006
Источник: Россiя