ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Насколько блаженны миротворцы?

Ливан на пороге гражданской войны

Олег Гущин :: 21 сентября 2006

В Ливан неторопливо подтягиваются миротворцы. До необходимой численности миротворцев в пятнадцать тысяч человек, как того требует резолюция Совета безопасности N 1701, еще далеко, и говорить о создании полноценной буферной зоны в Южном Ливане, которая может предотвратить конфликт между Израилем и "Хезболлой" , пока не приходится. Всем понятно, что война в этой стране немного отступила, но она близко и в любой момент может снова опалить огнем.

Новый виток истории

Иностранные миротворцы в Ливане не диво. Они бывали там не раз, и многие вернулись оттуда в цинковой униформе. Можно вспомнить совсем еще недалекий 1983 год, когда террористы-смертники взорвали миротворческие казармы, убив 58 французских и 240 американских солдат. Американцы и французы тогда тоже пытались поддерживать в Ливане порядок и хоть как-то плеснуть воды в костер гражданской войны, который полыхал там с 1975 года. Костер погасить не удалось, и вскоре миротворцы вынуждены были страну покинуть, предоставив ливанцам воевать своим чередом.

Тот, кто придумал для Ливана сравнение со Швейцарией, очевидно, исходил в основном из критериев богатства, финансовой активности и, может быть, еще и красот природы. В Ливане действительно прекрасные горы, причем после катания на горных лыжах на склонах Ливанского хребта можно за 40 минут доехать до моря и заняться морскими купаниями. Точнее, можно было. Потому как основное отличие Ливана от Швейцарии то, что настоящего мира эта крохотная страна толком никогда не знала. С начала своего независимого существования в 1943 году Ливан пережил несколько войн, причем все больше на своей территории и все больше похожих на гражданские. Последняя из них продолжалась полтора десятилетия и, самое обидное, не только не решила основных проблем, но навязала еще много новых узлов, которые постоянно дают о себе знать.

Дело в том, что Ливан в политическом плане – страна уникальная, и ее политическая конструкция, кажется, не повторена нигде в мире. На крохотной территории в 10 тысяч кв. км проживают представители 17 крупных религиозных общин и политическая власть в стране разделена по конфессиональному признаку. Президентом может быть только христианин – маронит (это ветвь католичества), премьером – только мусульманин суннит, спикером парламента – мусульманин-шиит и так далее, для полного представительства всех конфессий. Послом в Москву, кстати, всегда назначают православного. Эта система постоянно порождает трения между ливанскими общинами. Ведь конституция составлялась в те времена, когда христиане составляли большинство населения, а демографическая ситуация имеет свойство меняться, и по состоянию на конец прошлого века мусульман было уже около 55 %. Эти вот политико-демографические проблемы, а проще говоря, передел власти, стали одной из причин гражданской войны 1975-1990 гг.

Ливанское макраме

Последняя война навязала еще дополнительные узлы в ливанском макраме. Всем ясно, что "Хезболла" войну как минимум не про играла и превратилась в доминирующую силу не только на юге Ливана, но и в стране вообще. Все потери понес собственно Ливан, шиитская же организация заработала большие политические дивиденды и практически превратилась в государство в государстве. Размещение на юге частей ливанской регулярной армии никого не должно вводить в заблуждение, ливанские военные играют роль декорации и сами это отлично сознают. Чего стоит хотя бы официальное заявление ливанского премьера Фуада

Ас-Сениоры о том, что ливанская армия конфискует все оружие, которое будет обнаружено в южных районах Ливана, но при этом операции, направленные на поиски оружия "Хезболлы" , проводиться не будут. Руководители "Хезболлы" уже не раз высказывались в том смысле, что все оружие, которое армейцы найдут, пусть забирают, но сами они ничего сдавать не намерены. А уж коли сами ливанцы не собираются разоружать незаконное вооруженное формирование на своей собственной территории, то с какой стати это будут делать иностранные миротворцы?

А "Хезболла" , сняв свой урожай на ниве военной славы, теперь жнет на ниве гуманитарной: помогает обустраивать страну, раздает деньги беженцам, помогает восстанавливать дома и т. д. Таким образом, в Ливане сложился центр силы, во многом более динамичный и сплоченный, чем собственно ливанская государственная власть. Ибо власть скована сложными демократическо-бюрократическими процедурами, помноженными на сложную конфессиональную структуру парламента и правительства, а "Хезболла" не связана ничем, кроме указаний из своего штаба. Будем пока считать, что это шейх Насрулла, потому как подчиненность партии – это отдельная тема.

Но коль скоро правительство не может или не хочет выполнять свои обязанности организатора и защитника, эти функции берут на себя самоорганизовавшиеся граждане. В Ливане еще жива память о закончившейся в 1990 году гражданской войне. В ней участвовал едва ли не десяток ополчений ливанских конфессий плюс палестинцы, израильтяне и сирийцы. Шииты были представлены аж двумя формированиями: широко сейчас известной "Хезболлой" и почти забытой "Амаль". Имели свои формирования марониты, православные, армяне, сунниты, друзы и все иные прочие. Разоружением их после окончания войны никто толком не занимался, и организационную структуру они сохранили. Понятно, что засилье "Хезболлы" , которая позиционирует себя чуть ли не как второе правительство страны, не приводит в восторг ни ливанских христиан, ни ливанских суннитов. Стоит еще раз напомнить, что "Хезболла" – организация шиитская, а шииты – это примерно половина ливанских мусульман. Все же мусульмане – это чуть больше половины населения Ливана. Пока "Хезболла" сражалась с израильтянами на юге и израильские самолеты бомбили ливанские города, христиане, сунниты и друзы по понятным причинам особо против "Хезболлы" не высказывались. Но теперь, когда непонятно, где кончается шиитская партия и начинается ливанское правительство, они наверняка уже смазали затворы автоматов и подтащили боеприпасы туда, где до них будет удобнее добраться в случае начала пальбы.

Пока "Хезболла" ведет себя в отношении официальных ливанских властей более или менее лояльно, но именно более или менее. Иначе как надо понимать отказ от сдачи боевиками оружия, да и сам факт, что война с Израилем началась именно с провокации "Хезболлы" без всякого на то участия ливанского правительства. В любой стране законными вооруженными формированиями считаются только армия и полиция в разных своих ипостасях, а все остальные – незаконные, со всеми вытекающими отсюда выводами. Таким образом, лояльность "Хезболлы" к официальному Бейруту – это железный кулак в пуховой перчатке, и рано или поздно это проявится. Просто не может не проявиться, потому как иначе за что боролись и чего ради лили кровь на берегах Литании? То есть ситуация в Ливане, сделав тридцатилетнюю петлю, кажется, вернулась к ситуации, похожей на 1975 год. Тогда гражданскую войну не смогли остановить ни сирийские, ни французские, ни американские миротворцы. Но потери понесли, и, как уже было сказано, ощутимые. Никаких оснований думать, что сейчас потушить ливанский костер смогут те же французы в компании с итальянцами, шведами и латышами, нет. Зато риска более чем достаточно. Блаженны миротворцы, но как быть, если те, кому они несут мир, не хотят этого понять...

21.09.2006

Источник: Россiя

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама