ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Толерантность по-российски

Полпред президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов считает, что Россия – это мост между Западом и Востоком

Дмитрий Токман :: 22 сентября 2006

Почему именно Приволжский федеральный округ в начале осени привлек внимание многих специалистов, занимающихся темой межнационального и межрелигиозного взаимодействия? Об этом корреспонденту "Российской газеты" рассказал полномочный представитель президента РФ в ПФО Александр Коновалов.

Российская газета

В последнее время в России произошел ряд межнациональных конфликтов. Чувствуете ли вы отголоски этих конфликтов на уровне Приволжского федерального округа?

Александр Коновалов

Я бы не стал выделять Приволжский федеральный округ из всей российской традиции межнационального общежития. Если здесь и есть особенности, то, наверное, они заключаются в наличии полутора сотен национальностей трех этнических групп: славянских, тюркских и финно-угорских народов – на относительно небольшой территории, и в многовековых традициях их мирного и взаимообогащающего сосуществования. Такой сплав культур, религий, цивилизаций в контексте толерантного сосуществования – залог спокойствия и мира на нашей территории.

Хотелось бы заострить внимание на термине "толерантность". Для западного мироощущения толерантность равнозначна термину "политкорректность", то есть это некий минимум тактичного отношения к носителям иной культуры. При таком подходе мирное сосуществование реализуется через призму собственного опыта, собственного историко-культурного мировоззрения. Жизнь показывает, что такое понимание не всегда способно защитить от эксцессов. Более того, оно выливается в недоверие между цивилизациями. И тогда западный мир начинает воспринимать мир исламский как потенциальную масштабную угрозу, как нечто абсолютно чуждое идеалам добра и справедливости, с чем нужно всемирно бороться самыми разными, в том числе и силовыми, методами. Исламский мир, в свою очередь, воспринимает Запад как разрушителя традиционных для мусульман ценностей, пропагандиста сомнительных достижений массовой культуры. Все это не укрепляет доверия между цивилизациями и, к сожалению, часто переходит в силовые форматы противостояния.

В российской традиции (и это в полной мере применимо к народам, живущим в Приволжском регионе) толерантность – это не только уважительное, внимательное отношение к другой культуре, но и готовность впитывать все лучшее из нее. Именно в таком – взаимообогащающем – отношении между нациями, я думаю, и лежит залог относительно спокойных и благополучных взаимоотношений между народами даже в не очень простой социально-экономической ситуации в России.

РГ

Недавно вы принимали участие в заседании рабочей группы "Россия и исламский мир". Сам факт создания этой группы указывает на то, что проблемы есть и требуют внимания. Подобные формы общения способствуют стабилизации межнациональных отношений? И еще: возможны ли вообще межнациональные конфликты, аналогичные тем, которые, к сожалению, иногда случаются в России, на территории нашего округа?

Коновалов

31 августа в Казани прошло второе по счету заседание рабочей группы. Я же принимал в нем участи впервые и впечатления "свежего" человека таковы: такое мероприятие и актуально, и полезно. Диалог проходил конструктивно, уважительно, со стремлением выработать взвешенные, не обремененные неким политическим радикализмом, и тем более экстремизмом, рекомендации.

Здесь, наверное, нужно подчеркнуть особую роль именно России, потому что, несмотря на тяготение к христианской, европейской традиции, значительная часть населения страны исповедует ислам. Страна таким образом занимает уникальную нишу между Востоком и Западом и является своего рода мостом между этими цивилизациями. Исламский мир возлагает большие надежды на восстановление экономической и военной мощи Российского государства, на укрепление его международного авторитета, потому что видит, что Россия внимательно относится к проблемам и чаяниям исламского мира и способна обеспечить межцивилизационный диалог.

Что касается эксцессов на межнациональной почве, то потенциально они возможны на территории любого государства и в любом из регионов этого государства, в том числе и в Приволжском федеральном округе. Чтобы минимизировать возможность их возникновения, необходима совокупность трех факторов. Это достаточный уровень жизни людей, достаточный уровень социальной справедливости и культурный уровень населения. Любые экстремистские действия совершаются маргиналами. Думаю, что до тех пор, пока баланс названных трех условий обеспечивается, пусть даже не на самом высоком уровне, мы в большей или меньшей степени защищены от экстремистских проявлений. На сегодняшний день "перегретых" межнациональных проблем в России я не вижу.

РГ

Тем не менее в регионах ПФО происходят конфликты межнационального характера – как, например, в Самаре и в Саратовской области.

Коновалов

Не согласен с тем, что инциденты в Самаре и в Вольске носили характер межнациональных конфликтов. В первом случае речь шла о попытке криминального передела торговли на городском рынке, и на месте азербайджанских торговцев могли оказаться люди любой национальности. Драка в Саратовской области была бытового характера. При этом нужно понимать, что противопоставление "свой – чужой" всегда существовало и в той или иной степени будет существовать в сознании человека. Дерутся и будут драться компания на компанию, улица на улицу, фанаты одной команды с фанатами другой. Когда я служил в армии в относительно благополучные, с точки зрения политической ситуации в стране, годы, то был свидетелем довольно крупной драки между туркменами и грузинами. Насколько мне известно, исторической межнациональной вражды между этими народами никогда не было, а за две недели карантина она вряд ли могла появиться. Таким образом, конфликты между группами людей, в том числе объединенными по национальному или земляческому признаку, будут, к сожалению, всегда и по разным мотивам – криминальным, бытовым, хулиганским и т.д.

Главное, чтобы их не было по мотивам именно межнациональной ненависти, когда агрессию вызывает сам по себе факт принадлежности человека к другой национальности, расе или религии. И категорически недопустимо как не замечать межнациональную вражду, так и высматривать ее там, где главенствуют совсем другие мотивы конфликта, демонизировать и нагнетать ситуацию, используя недостоверную или умышленно искаженную информацию.

РГ

В рамках только что закончившегося форума "Россия единая" состоялся международный форум "Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество". В своем выступлении вы сформулировали принцип сосуществования либерализма и консерватизма, как взаимодействия старых, проверенных временем ценностей и новых современных подходов для их закрепления. Интересная формула. Получит ли она идеологическое развитие в дальнейшем на территории округа, и раз уж мы об этой конференции говорим, означает ли это, что власти обращают особое внимание именно на сотрудничество с национально – культурными организациями, с общественными организациями для того, чтобы поддерживать стабильность?

Коновалов

Форум, который прошел по инициативе Совета Европы одновременно с форумом "Россия единая", – знаковое мероприятие. В нем участвовала большая европейская делегация во главе с комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хамарбергом и председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линденом... Результаты диалога превзошли даже самые оптимистические ожидания, потому что он не был омрачен политизированными радикальными высказываниями и, главное, выработал конструктивный подход к решению обозначенных проблем.

Итоговый документ форума называется "Поволжская декларация" и содержит признание уникальности накопленного в России опыта межнационального диалога и межрелигиозных взаимоотношений. Это очень хороший базис для развития сотрудничества между Европой, Россией и исламским миром.

РГ

На встрече с вами председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин высказал мысль о возможности, с его точки зрения, введения в общеобразовательных школах курса основ мусульманской культуры. Понятно, что это – ответ на готовящееся введение курса основ православной культуры. С вашей точки зрения, подобного рода национально-культурное и религиозное просвещение должно вестись в общеобразовательных школах или же это в большей степени удел национально-культурных и религиозно-просветительских организаций.

Коновалов

Отвечая на ваш вопрос, я бы сосредоточился на трех базовых тезисах. Первый – школа обязательно должна воспитывать. Она должна давать не только знания, но и некие модели поведения в обществе, которые позволят стать человеку толерантным, культурным, законопослушным, активным участником социального процесса. Второй тезис – современное российское общество с учетом его новейшей истории, как никогда, нуждается в адекватных и эффективных формах консолидации. Крайне нежелательно любое разобщение, в том числе по социальным и национально-религиозным мотивам. Наконец, третий тезис – традиционные религии, исповедующиеся в России, безусловно, могут и должны стать важным позитивным фактором стабилизации и сплочения российского общества.

Я убежден, что в школе следовало бы активно восстанавливать воспитательную функцию, в том числе в форме предметов под условным названием "Обществознание", в ходе которых можно было бы рассказывать о традициях, характерных для России, включая все традиционные конфессии, а также культурные и семейные традиции. Наверное, было бы правильно (Россия – все-таки православная страна) выделять больше часов изучению православной традиции, но с обязательным изучением и других религий тоже. В рамках этого предмета можно было бы говорить и о культурной традиции, о семейной традиции, и о политической традиции.

Приволжский федеральный округ сегодня имеет все возможности стать своего рода пилотным регионом формирования межкультурного диалога в масштабах России. Уже сегодня есть конкретные планы по развитию экономического сотрудничества между Россией и странами исламского мира. Есть надежда на то, что это взаимодействие будет продолжено.

22.09.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама