ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В обмен на свободу?

Почему наше общество оказалось не способным защитить склонных к самообману людей от деятельности всевозможных сект?

Людмила Письман :: 27 сентября 2006

Несмотря на пережитые нами в последние десятилетия перемены, вновь и вновь повторяются в нашей жизни истории, связанные с поклонением лжекумирам. Почему наше общество оказалось не способным защитить склонных к самообману людей от деятельности всевозможных сект? Об этом наша беседа с доктором психологических наук Виктором ГУЛЬДАНОМ, руководителем психологической лаборатории Московского областного центра социальной и судебной психиатрии, участвовавшим в качестве психолога-эксперта в давнем, но памятном судебном "деле Мирзы и Абая", о котором рассказано в статье И. Гамаюнова "Поработители душ" ("ЛГ", N 33).

– Виктор Викторович, почему наше законодательство бессильно против нашествия новых абаев? Не пора ли ужесточить закон, запрещающий создание религиозных сект?

– В старом УК РСФСР, принятом в 1960 году, была статья "Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов". Согласно этой статье, организация группы, проповедующей религиозные вероучения и при этом причиняющей вред здоровью граждан или посягающей на свободу их личности, наказывалась лишением свободы сроком до пяти лет или ссылкой на тот же срок с конфискацией имущества.

Аналогичная статья в УК 1997 года сравнительно мягкая: лишение свободы до трех лет либо штраф до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Общество до сих пор не пришло к единому мнению, противоречит ли запрет объединений людей по различным религиозным мотивам, не совпадающим с традиционными конфессиями, продекларированной в нашей конституции свободе совести. Одни считают, что нужно оградить граждан от возможного психотравмирующего влияния этих объединений, другие – что строгие запреты приведут к ограничению свобод.

– Значит, истина лежит где-то посередине?

– Я не считаю, что нужно вводить какие-то дополнительные жесткие меры в уголовное законодательство, потому что в действующем УК уже имеется такая статья. Мы слишком долго существовали в тоталитарном обществе, когда государство контролировало каждый шаг подданных. За последние полтора десятка лет мы еще не успели свыкнуться с гражданскими свободами, в том числе и со свободой совести. Давайте подольше поживем в условиях, более близких к демократии.

– Но эти условия напоминают питательный бульон, в которых рождаются и развиваются всяческие группировки, в том числе и религиозные. Они процветают, зарабатывая деньги на обмане все большего числа неофитов...

– Виной тому не демократия, а то, что официальные религии по разным причинам не всегда удовлетворяют часть населения. Человек, испытывающий какие-то переживания или фрустрации, не получает облегчения в церкви, мечети или синагоге. И тут на его пути возникает некая секта, предоставляющая "дополнительные услуги". Надо сказать, что миссионеры этих сект куда более активны в привлечении паствы, чем официальное духовенство. Религиозное сознание занимает не первое место в головах россиян: за годы советской власти духовные традиции были разрушены. Да и до революции в отношениях человека и Церкви обозначился кризис – иначе почему одни равнодушно смотрели, как другие с воодушевлением кидались уничтожать православные святыни? Ведь в Польше, например, приняв социализм, население не отказалось от католичества. А у нас на смену православию пришел поголовный атеизм, который так же легко сменился поверхностным, массовым участием в совершении обрядов. Именно это и предлагают некоторые религиозные секты, чьи обряды зачастую носят псевдопсихотерапевтический характер. Поскольку их целью является рекрутирование сторонников, за счет которых они паразитируют, то первичный психотерапевтический эффект сменяется жесткой зависимостью от гуру. Те же Мирза и Абай использовали шоковые виды воздействия, заставляя "опрощаться" свою паству: людям с высшим образованием приходилось просить милостыню на рынке, ходить в лохмотьях, купаться в грязном арыке.

– Кто может попасть в сети религиозных сект?

– В основном, конечно, те, кто входит в группу риска, – люди с повышенной внушаемостью, страдающие депрессиями, с заниженной самооценкой и повышенной впечатлительностью, переживающие кризис среднего или пожилого возраста, не умеющие отвечать за свои действия, самостоятельно принимать решения. Внушение – давно известный способ манипулирования окружающими. Его применяют, например, цыганки на улице. Они точно выделяют из толпы прохожих неуверенных, замедливших шаг, изменившихся в лице при словах "давай погадаю". Таким образом заинтересовавшиеся как бы проходят проверку на внушаемость, а дальше следуют профессиональные, веками отработанные приемы. Однако одной внушаемости мало. Люди, группировавшиеся вокруг Мирзы и Абая, стремились к самовыражению, общению, психологическому комфорту – всему тому, чего им не хватало в жизни. Этим мнимым "учителям" удалось сделать ставку на решение личностных проблем своих адептов, на изживание комплексов. Но задача профессионального психотерапевта – не держать в подчинении своих пациентов, а дать им внутреннюю свободу. Цель же лидеров сект – как можно прочнее привязать свою паству к себе, причем не без корысти. Мирза и Абай пытались создать жесткую иерархию, которая базировалась на вере в их исключительные экстрасенсорные способности.

– Расскажу случай из своей жизни. Как-то я сама натолкнулась на секту: люди, которые меня туда завлекли, лучились добротой и любовью, говорили ласковыми голосами. Сначала понравилось, но, послушав "лекцию", поняла: час приятного общения, а потом век воли не видать. Не тут-то было: их "священник", девочка лет двадцати, ежедневно читала мне проповеди по телефону, постепенно переходя к угрозам. Приходилось отключать телефон...

– У каждой секты есть свой крючок, на который они цепляют людей, не сумевших найти свой путь ни в одной из базовых религий. Например, миссионеры понимают, что новый прихожанин хочет обрести религию, но больше всего боится потерять свободу. Поэтому они применяют технологию, которая дает иллюзию свободы. И все – муха попала в паутину, настолько тонкую, что ее на первый взгляд и распознать невозможно. А заканчивается все это так же, как и в тоталитарных сектах, то есть полным подчинением воли. Попасть в сети секты может и человек с высшим образованием, интеллектуально развитый, если он пережил личную драму, имеет психологические проблемы, да еще живет в социальном климате, способствующем порождению мифов.

– Мирзе и Абаю покровительствовал советский писатель А. Софронов, Виссариону из-под Красноярска – экс-губернатор Красноярского края В. Зубов. Он даже выделил землю для строительства "города Солнца", который так и не состоялся. Значит ли это, что все мы ходим, как по лезвию бритвы? И никто не застрахован, даже люди, облеченные полномочиями и обласканные судьбой?

– И среди сильных мира сего находятся невротики, неустойчивые личности, пытающиеся найти духовные "костыли". Тем более что многие из нынешних власть предержащих формировались в советское время, получили атеистическое воспитание. Им приходится стоять со свечкой в церкви, потому что так принято, хотя в душе они могут быть в оппозиции к официальной церковной доктрине. Эта двойная мораль способна загнать их в секту так же, как и обычного любопытствующего. И все-таки, я повторяю, ужесточать меры борьбы с тоталитарными сектами бессмысленно. Достаточно заставить заработать уже имеющуюся статью в Уголовном кодексе, хотя бы для того, чтобы закрыть секту. Сейчас она применяется исключительно редко, в самых вопиющих случаях. Вот все-таки поймали же правоохранительные органы за руку мошенника Грабового! Но настоящее спасение может быть только в воспитании внутренней свободы граждан. Чем свободнее сознание, выше интеллект, тем крепче сопротивляемость к духовным вирусам.

27.09.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама