ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианская жизнь Литвы

Адвентисты седьмого дня

Андрей Гайосинскас :: 28 сентября 2006

В Литве церковь "Адвентистов седьмого дня" действует с 1919 года (а в тогда немецком Клайпедском крае с конца XIX века). В 1920 году было создано "миссионерское Поле Литвы", а год спустя церковь АСД насчитывала две общины и 3 группы с 67 верующими. Семь лет спустя церковь была зарегистрирована. К началу Второй Мировой Войны церковь АСД насчитывала 11 общин и до 500 верующих и регулярных посетителей. В советский период полулегально продолжали действовать только две общины. С восстановлением независимости возродилась и деятельность адвентистской церкви. В Вильнюсе община появилась в 1992 году, благодаря обширному евангелизационному семинару во Дворце Профсоюзов, который проводил Дон Барнт (после чего в Вильнюсе к церкви присоединилось 168 человек). Первым пастором Вильнюсской церкви стал приехавший из России Николай Линк, служивший до 1998 года. Церковь собственного здания не имеет и все время перебирается из одного снимаемого помещения в другое (ныне используемое помещение снимается с 2003 года). 9 июня 1994 года состоялся учредительный съезд "Литовского Миссионерского Поля церкви АСД", а через два года было возобновлена межвоенная регистрация церкви. В 2002 году в Вильнюсе началось отдельное польское служение, собирающееся в отдельном помещении и теперь насчитывающее порядка 16 человек (пастор Здислав Богунь). В том же году церковь АСД стала одной из соучредителей "Содружества Библии". Однако кроме "Содружества Библии" никаких других тесных отношений с прочими протестантскими церквями Церковь АДС не поддерживает, отсутствует у них и полемика с другими христианскими конфессиями (вся печать внутри церкви ограничивается переводами книг, которые могут быть полезными верующим), даже с малочисленной общиной адвентистов-реформистов. Достаточно ровные отношения с властями (которые ограничиваются регистрацией общин) и с прессой. Лишь один раз в прессе и в телевидении склонялось имя церкви, когда в 90-ых годах прихожанка каунасской общины, порвавшая со своей семьей, не пускала своих детей в школу (якобы по религиозным мотивам, хотя церковь подобных требований не выдвигает). В объединенной литовско-русской общине тем временем сменилось несколько пасторов, один из них был даже из Филиппин. Летом 2005 года, из-за увеличившегося числа посещающих службы, было решено разделить общину по языковому признаку на два служения – литовское и русское. До разделения служба проводилась на литовском языке и сразу же шел перевод на русский. Теперь оба служения проводятся в одном помещении с разницей в два часа, оба посещают примерно по 30 человек (всего же адвентистов в Вильнюсе насчитывается порядка 140 человек). Ныне служащий пастор Миндаугас Пикунас был рукоположен в 2005, русскоязычным служением руководит его помощник Валерий Миконов. Построить собственный Дом молитвы для общины несбыточная мечта – пожертвований хватает только на поддержание статус кво и на небольшие, не требующие значительных затрат, проекты. Раньше в Вильнюсе действовала антиалкогольная группа (заодно ее деятельность была направлена и против наркотиков), именно через нее в церковь и пришел Валерий Миконов. Но ныне группа эта не существует и церковь лишь выпускает антиалкогольные брошюры. Однако действует группа "Новое начало", которая занимается пропагандой здорового образа жизни, здоровой пищи. Она приобрела хутор под Шауляй, в котором действует община здоровой пищи, также сотрудничает с адвентистским санаторием и компанией, занимающейся производством здоровой пищи в Эстонии. Согласно данным переписи 2001 года в Литве проживало 547 адвентистов, по сведениям самой церкви за 2003 год число членов церкви достигло 908 человек (значительная разница появляется скорее из-за несовершенства системы переписи). Литовское миссионерское поле насчитывает 15 общин и 6 миссий, в нем работает 28 священнослужителей (в 1994 их было только 5). Литовское миссионерское поле вместе с церквями Латвии и Эстонии составляют Балтийский Унион, который является частью Трансевропейского дивизиона.

Церковь Адвентистов седьмого дня больше всего известна благодаря своему учению, что святым, выходным днем, в который нужно проводить богослужения, является не воскресение, а суббота. Считают, что Иисус отмечал именно субботу, а воскресение в качестве праздничного дня было введено императором Константином и является языческим нововведением, интегрированным в христианское учение извне. Как и у остальных протестантов, главный лозунг адвентистов это "Библия и только Библия". Крещение проводится полным погружением в воду и совершается только над взрослыми. Одним из центральных догматов веры является вера во второе пришествие Иисуса Христа, которое должно состоятся относительно скоро, но конкретную дату более не устанавливают. Важной составляющей адвентистской доктрины является учение о здоровье и здоровой пищи. Поэтому адвентисты часто строят клиники, медицинские пункты (так называемое "санитарное служение"). Имеют они и определенные ограничения в еде – воздерживаются от психоактивных веществ (вроде табака, алкоголя и даже кофе), не едят свинины, постятся по средам. Однако более экзотичной для большинства христиан является другая доктрина адвентистов – они верят, что смерть это бессознательное состояние, в котором человек будет находиться до воскрешения (которое произойдет в момент Второго пришествия, перед Последним Судом). И после Суда нечестивые будут просто уничтожены, так что такого места как Ад просто не существует и существовать не будет. Также верят в то, что 22 октября 1844 начался "следственный суд", когда Иисус вошел в Святую Святых небесного Святилища и начал разбирать дела верующих, и во время этого, уже идущего, суда истинно верующие будут отделены от прикидывающихся таковыми. Обряд причастия, доступного всем желающим (как верующим, так и неверующим), совершается четыре раза в год и предваряется обрядом омовения ног (для чего верующие разделяются по половому признаку и обряд совершается в двух различных помещениях). Вместо вина в причастии используют неферментированный виноградный сок. Адвентистская церковь практикует крещение взрослых, которые прошли определенное обучение и после произнесли "крестильную клятву" с 13 пунктами веры. Церковь Адвентистов седьмого дня является одной из самых быстрорастущих в мире (благодаря распространению в странах третьего мира). Учитывая некоторые не свойственные традиционному христианству верования, одни протестанты считают, что адвентисты частично отошли от христианской традиции , другие принимают адвентистов за обычную библейскую протестантскую церковь.

Адвентизм родился в 1831 году, когда баптист Уильям Миллер начал проповедовать, что Второе Пришествие Христа (Адвент) случится с 22 октября 1843 по 22 октября 1844 года. К 22 октября 1844 года движение насчитывало порядка 100 тысяч человек, которые в назначенный день ждали, но так и не дождались этого события. Некоторые из них распродали имущество и остались у разбитого корыта. Этот день вошел в историю адвентизма под названием Великого Разочарования. Однако церковь выжила, и одному из верующих было видение, объясняющее важность прошедшей даты в духовном плане (вхождение Христа в Святую Святых). С 1846 года в некоторых адвентистских общинах началось празднование субботы, а не воскресения, как Дня Господня. А 18 ноября 1848 года о своем видении, в котором Господь дал ей первое указание, объявила молодая женщина Елена Уайт, которую адвентисты считают пророчицей, и которая фактически сделала церковь такой, каковой она ныне является. Именно ее писания, которые адвентисты считают весьма авторитетным источником истины (не равным Библии, но весьма важным), сформировали ныне существующую идеологию церкви, придали ей отличительные особенности. В 1860 году движением было принято название "Адвентисты седьмого дня", а 21 мая 1863 года состоялась первая Генеральная Конференция, которая формализовала церковное объединение общин и установила структуру отныне единой церкви. У адвентистов седьмого дня нет символа веры (существование которого они считают ненужным и вредным), однако имеется "Формулировка Фундаментальных Верований", в которых изложены основные догматы церкви (последнее дополнение – 28-ое по счету верование – было сделано на 58-ой Генеральной Конференции в 2005 году).

Богослужение русской группы начинается обычно в 12 часов дня, верующие собираются в актовом зале "Вильнюсской Коллегии Кооперации" на третьем этаже, который церковь арендует по субботам с 10 до 14 часов. Хотя сейчас практикуются разноязычные служения, время от времени они бывают смешанными (например, раз в квартал, когда после богослужения община собирается и решает накопившиеся вопросы). На таких собраниях поются гимны на литовском (по выпущенному в 2002 году литовскому песеннику "Эдено айдэй" ("Эхо Эдема") с 238 песнопениями), а литовская проповедь дублируется идущим вслед русским переводом. Из-за этого проповедь сильно страдает, т.к. далеко не всегда сходу переводящему удается адекватно передать суть сказанного. Само богослужение начинается со звона колокольчика (зажженные на столе три свечи никакой сакральной нагрузки не несут, являясь просто украшением). Большая часть из присутствовавших 18 человек (часть русской общины участвовала в утреннем, литовском богослужении) это пожилые женщины (кроме пасторов мужскую половину человечества представлял только один парень, который посещает богослужения, но пока еще в адвентистской церкви крещения не принимал). После вступительного слова Валерия Миконова верующие встали и исполнили псалом (по адвентистскому песеннику "Псалмы Сиона"), после которого последовали коленопреклонная свободная молитва и еще один псалом. Песнопения проходят под аккомпанемент старого пианино, стоящего в углу актового зала и явно немало повидавшего на своем веку. После этого служитель произнес короткую проповедь (на тему "Суд в Евангелии"), предлагая читать цитаты из Библии верующим. Проповедь немного дополнил и главный гость богослужения, пастор из Латвии Андрис. После малой проповеди под музыку прошли сборы целевых пожертвований (на субботнюю школу) – верующие походили к столу и бросали монетки в специальный ящичек. Затем была благодарственная молитва (стоя и с опущенной головой) и уже длительная, основная проповедь, которую читал приглашенный латышский пастор (темой ее была любовь – к Богу и к себе). За окончанием проповеди последовал еще один псалом и "Служение приношения" (один человек с корзинкой обходит верующих и собирает денежные подношения). Еще одна молитва, и верующие собираются в круг, берутся за руки и поют гимн "Иисус в нашей жизни" и совместно молятся. На этом богослужение заканчивается и конгрегация расходится.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама