"Тщеславный гордец, перешедший границы приличий" – такой нелестной характеристикой улемы Марокко наградили в минувшую субботу широко известного египетского шейха-исламиста Юсуфа аль-Карадави [в прессе упоминается также как аль-Кардави, в латинском написании – Qaradawi, Qaradaoui, Qaradhawi].
Поводом к резкому заявлению, сделанному 23 сентября Комитетом по фетвам при Высшем совете улемов Марокко, послужила недавняя фетва аль-Карадави, в которой он разрешил марокканцам, нуждающимся в жилье, брать кредиты в "ростовщических" банках.
В июле, когда аль-Карадави находился с визитом в Марокко по приглашению местных исламистов из Партии справедливости и развития, один юноша задал ему вопрос, волнующий многих марокканских мусульман: можно ли человеку, не имеющему денег на покупку или строительство жилья, брать ипотечные кредиты в банках, которые выдают их под "ростовщические" проценты? При этом он пояснил, что государство такое кредитование поощряет, а банков, осуществляющих "шариатские операции", в Марокко нет.
Уже вернувшись из Марокко в Катар, где он постоянно проживает, аль-Карадави издал по этому вопросу специальную фетву. В ней он сослался на прецедент: Европейский совет по фетвам разрешил мусульманам, живущим в странах Европы, брать ипотечные кредиты, приняв во внимание "условия жизни мусульман в этих странах и их острую потребность в приобретении собственного жилья". Давая эту фетву, пояснил аль-Карадави, европейские улемы руководствовались принципом "нужда не знает запретов" (ад-дарурат тубих аль-махзурат) и позицией ханафитского мазхаба, который разрешает заключать недействительные с позиций шариата сделки за пределами "дар аль-ислам", если от них есть польза для мусульман.
"Я полагаю, что аргумент, на котором строилась фетва для мусульманских меньшинств в Европе, действует и в отношении наших братьев в Марокко, пока для них закрыта возможность приобрести дом иначе, нежели с помощью традиционных банков, и им приходится делать то же, что их братьям на чужбине. К тому же, как я слышал, в Марокко государство взимает очень маленький процент, и его можно рассматривать как своего рода плату за услуги и покрытие расходов на управление", – писал аль-Карадави.
Давая эту фетву, египетский шейх показал, что он не является узколобым фанатиком и гибко подходит к непростой проблеме запрещенной шариатом "лихвы" (риба). Более того, он, по сути дела поддержал существующую в Марокко практику ипотечного кредитования. Тем не менее, у марокканского религиозного истеблишмента эта фетва вызвала настоящее возмущение. Ведь проведя параллель между жителями страны и мусульманскими общинами стран Европы, аль-Карадави фактически констатировал, что в Марокко не действуют шариатские законы.
Учитывая, что фетва аль-Карадави вызвала широкий резонанс в обществе, официальное духовенство Марокко решило "осадить" заезжего муфтия. 23 сентября Комитет по фетвам при Высшем совете улемов (верховной религиозной инстанции страны, главой которой является сам король Мухаммед VI – "повелитель правоверных") провел с этой целью закрытое заседание. Его итогом и стало упомянутое выше заявление. В нем улемы, не высказываясь по существу фетвы аль-Карадави и даже ни разу не упомянув его имени, указали на исключительную "бестактность" его демарша.
Комитет по фетвам начал свое заявление с напоминания о том, что Марокко – истинно мусульманская страна с богатыми традициями исламской учености, которая никогда не испытывала и не испытывает недостатка в выдающихся знатоках ислама.
Посетовав на то, что в условиях современного "информационного потока" издавать фетвы имеет возможность "каждый встречный и поперечный", Комитет отметил, что эту функцию присвоили себе "тщеславные гордецы, а кое-кто из них злоупотребил наукой в целях, не приносящих пользы людям, и использовал ее как лестницу к начальственному креслу и научному лидерству". Этот "кое-кто", говорится в заявлении, "присвоил себе право издавать фетвы для жителей Марокко и возвел себя в ранг их имама".
Отметив, что в стране существуют соответствующие авторитетные институты, которыми руководит Высший совет улемов, авторы заявления напоминают: "В Королевстве Марокко издание фетв – прерогатива богословского учреждения, и никакая другая сторона, будь то отдельные люди или группы, не может претендовать на нее".
Что же касается "того, кто разрешил марокканцам брать кредиты в банках на приобретение жилья, то этот муфтий в своей фетве нарушил границы приличий и совершил грубые ошибки научного и морального характера". Главная из них, говорится в заявлении, заключалась в том, что он посягнул на "право улемов Марокко издавать фетвы для жителей своей страны, нарушив этику фетв, которую выработали улемы прежних поколений. А они поставили условием, чтобы муфтий издавал фетвы, лишь если он является жителем страны, которую он знает во всех тонкостях. Этот же муфтий далек от Марокко, не знаком с его реалиями, обычаями и традициями". "К тому же, – добавляют марокканские улемы, – он нанес обиду Марокко и его жителям, сравнив их страну со странами эмиграции".
"Порицая этот странный поступок, Высший комитет по фетвам, – говорится в заключительной части документа, – осуждает позицию, которую мог занять только невежда или человек, преследующий корыстные цели".
"Аль-Карадави поставили на место", – не без злорадства пишет марокканская франкоязычная газета "Ожурдюи", которая причисляет египетского шейха к категории широко оплачиваемых "телепроповедников". В этой связи газета отмечает, что аль-Карадави является советником многочисленных исламских банков, в том числе тех, которые несколько лет назад "ограбили десятки тысяч египетских семей".
Однако и в Марокко, и за его пределами уже раздаются голоса в поддержку шейха, пользующегося немалым авторитетом в мусульманском мире. Например, судя по письмам читателей, публикуемым саудовской газетой "Аш-Шарк аль-Аусат", большинство из них считает "бестактной" и "неэтичной" именно позицию марокканских улемов. И судя по всему, их резкое заявление лишь подольет масла в огонь полемики вокруг фетвы Юсуфа аль-Карадави.
Источник: Институт религии и политики|||