Сергей Дурылин "В своем углу" М. : Молодая гвардия, 2006, 880 с.
Сергей Дурылин человек из компании П. Флоренского, Булгакова, Бердяева, Розанова, но те прославленные поп-звезды русской культуры а этот отнюдь.
Москвич. Родился в 1886 году в купеческой семье. Во второй половине 1900-х был близок к толстовцам, сотрудничал в их изданиях, дружил с их главарями вроде Черткова, много общался и с Толстым.
В конце тех же 1900-х входил в Сердарду молодежное образование деятелей искусств, музыкантов, литераторов, художников; главным музыкантом там был Пастернак; там же он Пастернак начал писать стихи, и Дурылин был первый, кто его всячески поддержал и одобрил на этом пути.
Сердарда описана самим Пастернаком в автобиографических очерках "Охранная Грамота" и "Люди и положения" там же высказана и всяческая благодарность Дурылину.
В 1910-е Дурылин активный участник русского религиозного возрождения дружит с Бердяевым, Булгаковым, Эрном, Метнером, Флоренским, активно участвует в Религиозно-философском обществе, часто и подолгу бывает в Оптиной пустыне, где очень дружит со старцами. Но также общается и с Брюсовым, и с Белым, и с Ходасевичем, и с другими деятелями искусств всю жизнь очень дружит, например, с художником Нестеровым.
После 1917 года близок к Патриарху Тихону, сходится с переселившимся в Сергиев Посад Розановым, присутствует при его последних днях, становится хранителем его, Розанова, архива. В 1920 года принимает священство. 1920-е мытарства: аресты, ссылка в Челябинск, возвращение в Москву, снова аресты, ссылка в Томск.
Вот там он и изготовил книжку "В своем углу". Писал он ее, не рассчитывая напечатать, "даже не для себя а для никого".
Что это такое? Ну это, в общем, прямое продолжение розановских "Уединенного" и "Опавших листьев" собрание заметочек, набросочков, записочек, коротеньких очерков о том и о сем. Про текущую жизнь, про детство, про монахов, про Христа, про православие, про Лермонтова, Гоголя и Толстого, про самого Розанова очень много, про прочих своих прославленных современников, от толстовцев до Пастернака. Ну и картинки природы, и розановское интимничанье.
Интересно? Интересно. Человек умный, человек пожил, много повидал, со многими был знаком, языком владеет, наблюдательностью и памятью обладает конечно, интересно! И рассуждения интересны. Но особенно мемуарные куски про того же Розанова, Нестерова, оптинских старцев. Дурылин к тому же включает в свои заметки не только то, что видел сам, но и что слышал от людей с указанием на источник.
И трогательно. Розановоподобное интимничание порою и раздражает, конечно, но в целом впечатление от книги светлое и душевное. Уютное, пользуясь его же выражением. В каком-то смысле "В своем углу" даже лучше розановских аналогичных вещей. С последователями это часто бывает то, что по качеству они лучше первообраза.
Первообраз сырой, кривой, грубо, сколоченный, недодуманный. Там идея важна. Последователь же именно шлифует, зачищает, устраняет баки и приделывает фичи.
Так и тут. Розановские "Опавшие листья" они, собственно, важны не столько как литература, сколько как актуальное искусство, в них важно не "качество письма" , а "жест": вот, собрал накопившийся за год хлам и издал! Записочки, набросочки. Не подвергая их никакой обработке, "шлифовке" , очистке и прочему олитературиванию. Это действительно случайные заметки, писавшиеся не для чего-то, а просто так. Само написалось.
Как литературу никому, в том числе и самому Розанову, это в голову не пришло бы трактовать. Только как заготовки, сырье. Пока Розанову не пришла в голову гениальная идея взять, да и объявить это сырье именно литературой.
"В своем углу" Дурылин писал уже именно как литературное произведение. В форме розановского хаотического сумбура, но "работая над стилем" , продумывая фразы, отшлифовывая их и производя все прочие операции, какие производит писатель над текстом. Вероятно, даже и с черновиками.
28.09.2006
Источник: НГ-exlibris