ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Немцы русские и немцы датские

Захоронение Марии Федоровны в Петербурге дает повод подумать о последних поколениях Романовых – о ней, ее муже, сыне, свекре, и не только

Леонид Радзиховский :: 04 октября 2006

Это – всего лишь разрозненные мысли, на лавры историка я не претендую. Но некоторыми соображениями хотел бы поделиться.

Прежде всего у нас как-то часто забывают, что Романовы как короли почти всей Европы, во всяком случае той же Дании и Англии, – чистейшие этнические немцы, германские принцы.

При этом надо иметь в виду, что отношения с Германией (особенно после ее объединения и провозглашения Германской империи (1871 год) занимали центральное место во всей европейской, а особенно в русской политике.

Николай I, сколько можно судить, по сему поводу не комплексовал. Это был настоящий прусский генерал и по выправке, и по любви к дисциплине ("шагистике"), и по всей своей психологии. Он был женат на дочери прусского короля, сестре первого императора Германии. Но при жизни Николая ни о какой Германской империи речь еще не шла, и русский царь чувствовал себя стоящим куда выше берлинского шурина, относился к нему по-родственному покровительственно. Во всяком случае политический союз России и Пруссии, Романовых и Гогенцоллернов, имевший и исторические (восходит к XVIII веку), и семейные корни, казался абсолютно естественным.

Александр II, во всем отрицавший внутреннюю политику отца, был склонен продолжать его внешнюю политику. Отсюда – "союз трех императоров": Россия-Германия-Австро-Венгрия (1873 год).

Однако по мере возвышения Германии, все яснее претендовавшей на роль европейского гегемона, ситуация стала меняться. Были для этого и "личные" причины.

Александр III, которого родители не прочили ни в императоры, ни в мужья для Дагмары (на обе эти роли предполагался его старший, обожаемый им брат, наследник-цесаревич Николай, 1843-1865), считается человеком недалеким. Это не совсем так. Воспитанник Победоносцева, Александр хотя не блистал интеллектом, но не был и поверхностным человеком. Во всяком случае он представлял другую, отличную от отца-европейца идеологию. Александр, еще будучи наследником, выработал систему взглядов, которая получила название "Русская партия".

С одной стороны, он был сугубым прагматиком (любимое словцо "дельно"). С другой стороны, резко отрицательно относился к отцовским либеральным реформам. Его возмущал и образ жизни отца, мучила обида за мать, которую отец бросил и открыто, как с женой, жил со своей любовницей Долгорукой. Возможно, и тот факт, что вокруг Долгорукой крутились концессионеры, строители железных дорог (например, евреи Поляковы) и "вообще либералы" , тоже повлиял на идеологию царя – ярого русского националиста.

Но кроме горячей "любви" к либералам, евреям, революционерам Александр занимал четко антинемецкие позиции. В 1867 году по поводу одной славянофильской статьи наследник записал в "Дневнике": "Эта статья против этих поганых немцев и великолепно написана".

Антинемецкие настроения Александра усилились под влиянием франко-прусской войны. В 1870 году он писал матери (ур. принцессе Гессен-Дармштадтской): "Рано или поздно, я убежден, мы должны будем на собственных плечах почувствовать силу Германии". Эти же настроения, безусловно, в нем поддерживала и жена Мария Федоровна. Эта немецкая (по происхождению) принцесса, дочь датского короля, ненавидела Германию и немцев с 1864 года – со времен прусско-датской войны, когда Германия отняла у Дании Шлезвиг-Гольштейн.

И вот парадокс!

"Либеральный" император Александр II заключает консервативный "союз трех императоров" , а реакционный Александр III прекращает этот союз и заключает направленный против Германии союз с республиканской Францией, 1891-1893, с которого началась Антанта. Вне себя от счастья, что удалось опереться на русского "медведя" (а уж Александр III и внешне был "более-менее медвежатый"), французы назвали лучший парижский мост "мостом Александра III".

Вел ли этот мост к миру, как считал царь-миротворец, или, наоборот, прямиком к мировой войне? На сей счет возможны разные спекуляции.

Зажатая в франко-русские "клещи" Германия, конечно же, боялась воевать на два фронта. С другой стороны, она чувствовала себя "во враждебном окружении" , и это только усиливало параноидальную недоверчивость и агрессивность немецкой политики, заставляло их все активнее готовиться к войне "за жизненное пространство" (ведь Германия тогда занимала территорию всего-то раза в два больше, чем сегодня, – то-то они и задыхались "без земли"!).

Но главными "идеологическими заветами" , которые Александр III оставил Николаю II, были два. Первый. Несколько книжно-романтичная, но вполне чистая "любовь к России, русскому народу и Православию". Второй. Сознание своего долга "сохранять Самодержавие незыблемым" – долг перед Богом и Отечеством.

Причем это был именно – ДОЛГ. И Александр, и Николай были обычные люди без великих государственных талантов и честолюбия. Прекрасные семьянины, они бы – по темпераменту и интеллекту – идеально чувствовали себя именно в роли представительских, конституционных монархов. О "прелести жанра" своему зятю, а затем внуку писал король Дании. Датские короли имели в этой жизни (и имеют!) ВСЕ – даже "капли датского короля". Почет, престиж, все материальные блага – и никакой ответственности!

Но верная жена Дагмара, сама воспитанная в "датских" традициях, переняла веру мужа в спасительность для России именно НЕОГРАНИЧЕННОГО самодержавия. И хотя ей претило в политике сына многое (особенно в революцию 1905 года), но она никогда не уговаривала его пойти датским путем, считая, что в России это невозможно.

Между тем "русский стиль" Александра III – Николая II сыграл с ними злую шутку. Реально остановить прогресс нельзя, а прогресс означал прежде всего европеизацию России. А европеизация означала переход к конституционной монархии. Пытаясь бороться с духом времени, Николай то одевался в одежды XVII века, то старался дома говорить только по-русски, без иностранных слов. Но этими, вполне невинными играми дело, увы, не ограничивалось. Николай вел (правда, слабо) вполне нелепую "кадровую политику" – отодвигал от власти остзейских немцев, вернейших слуг самодержавия. Это только ослабляло бюрократию, не делая ее ближе к народу.

Ну и роковая ошибка на пути "русификации" царя – дружба с Распутиным как символом "настоящего мужика" (каковым Распутин действительно и был – со всеми слабыми и сильными сторонами).

Марию Федоровну возмущал Распутин. Но повлиять на сына она уже не могла...

Вот несколько разрозненных "заметок" в связи с историей Семьи – историей Страны при последних царях.

03.10.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама