ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

От этнической пестроты к единой умме

Леонид Ланда, Александр Иванов :: 05 октября 2006

Республика Дагестан, бесспорно, претендует на статус наиболее исламизированного субъекта Российской Федерации (конечно, если не считать Чечню). К 2005 г. здесь действовали свыше 1500 мечетей, а каждый четвертый житель горного (аваро-андо-цезского и даргинского) Дагестана совершал хадж в Мекку. В то же время республика известна невероятной этнической пестротой: здесь проживают представители более 30 национальностей, порой даже лингвистически относящихся к разным языковым семьям.

Национальная и религиозная идентичности дагестанцев складывались параллельно

За что платят служители Господа

Отделение Церкви от государства оправдывает для нее налоговые льготы, считает Андрей Себенцов

В условиях Кавказа представители каждой коренной этнической группы стараются подчеркнуть "особый путь" своего народа, его славное историческое прошлое. Звучит это в большинстве случаев примерно так: "...а когда-то мы правили всем Кавказом и половиной России..."

Этническая и религиозная идентификация дагестанцев развивалась параллельно, а в некоторых случаях они были взаимосвязаны. С конца 80-х в Дагестане начинают возникать организации, выступающие в поддержку интересов (в том числе и территориальных) той или иной этнической группы: "Аух" – чеченцев-аккинцев и "Тенглик" – кумыков (1989 г.), "Бирлик" – ногайцев (1989 г.), "Лакское культурное общество" и "Кази-Кумух" – лакцев (1990 г.), "Садвал" – лезгин (1990 г.), "Цадеш" – даргинцев. Собственные влиятельные организации создают также табасаранцы, андийцы, дидойцы, агулы, каратинцы и т.д.

Помимо собственного национального движения практически каждая дагестанская этническая группа "обзавелась" своим муфтиятом. В противовес уже существующему Духовному управлению мусульман Дагестана (ДУМД), деятельность которого контролировалась в основном аварцами, в республике появляются муфтияты даргинцев, лакцев, лезгин и т.д. При этом важно отметить, что в первой половине 1990-х годов ни в национальных движениях, ни в созданных по этническому принципу муфтиятах не было представителей радикального ислама.

До середины 90-х годов республику раздирали межнациональные конфликты, ислам воспринимался с этнической точки зрения – "наш или не наш?". При этом известными и популярными собственно исламские движения стали во второй половине 1990-х. Любопытно, что часть этих движений, в особенности наиболее радикальная, включала в себя, как правило, представителей либо одной национальности, либо нескольких родственных народностей. Так, к примеру, один из самых известных на Кавказе ваххабитов Багаутдин Кебедов всегда опирался на своих соплеменников хваршин и на родственные им андо-цезские народы.

Во второй половине 90-х гг. национальная напряженность в республике сменяется напряженностью религиозной: накаляются отношения между тарикатистами (приверженцами традиционной для Дагестана трактовки ислама) и фундаменталистами. У этой проблемы социальные корни: речь идет об имущественном разделении внутри традиционного дагестанского сельского общества (джамаата) в постсоветские времена. К примеру, в одном горном селении есть две-три состоятельные семьи, а остальные вынуждены либо работать на них, либо влачить нищенское существование.

С началом первой российско-чеченской войны многие молодые безработные горцы ушли в Чечню на помощь "соседям-мусульманам". Именно там они переняли фундаменталистские идеи от полевых командиров из арабских стран. Многое в Чечне приятно удивило молодых дагестанцев, например, отсутствие кланов среди боевиков: здесь была важна не национальность и род, а "принадлежность к исламской умме". Важно также, что все, кто воевал в Чечне, возвращались в Дагестан с "неплохими деньгами", что притягивало молодежь.

В то же время пренебрежение "святыми местами", запрет на празднование мавлида (дня рождения Пророка Мухаммеда), другие идеи, проповедуемые фундаменталистами, вызвали весьма резкие протесты других жителей села, придерживающихся суфийской традиции. Власть же старалась не замечать назревающий внутриисламский конфликт.

К 1997 г. дагестанское общество фактически разделилось на две части. В ряде андо-цезских и даргинских селений были отмечены беспорядки и столкновения между жителями. Даргинцы из Кадарского джамаата (селения Кадар, Чабанмахи, Карамахи), придерживающиеся ваххабитского направления в исламе, самостоятельно ввели на своей территории законы шариата, а всех противников изгнали или "заставили передумать".

Похожие ситуации возникали также во многих селениях, в которых проживали преимущественно народности андо-цезской группы, хваршины, багулалы, чамалалы, капучины и т.д.

Официальные встречи и диспуты между фундаменталистами и приверженцами суфизма ни к чему не привели. Ваххабиты называли тарикатистов язычниками за то, что суфии уделяют большое внимание могилам праведников и другим святым местам, тарикатисты, в свою очередь, считали ваххабитов еретиками и отступниками от традиций предков.

Ситуация достигла максимального накала в августе–сентябре 1999 года, когда чеченские боевики во главе с Шамилем Басаевым и в союзе с дагестанскими фундаменталистами напали на Ботлихский, Цумадинский и Новолакский районы Дагестана. Власти после этой беспрецедентной акции наконец обратили пристальное внимание на существование религиозного конфликта в республике. МВД провело ряд акций по разоружению ваххабитов в Буйнакском, Кизилюртовском и Хасавюртовском районах, а в конце 1999 г. в республике был введен закон о запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности.

В начале XXI в. религиозный конфликт дополнился национальным. Аварцы, самая многочисленная и наиболее религиозная этническая группа, были против того, чтобы во главе республики стоял даргинец Магомед Али Магомедов, а мэром Махачкалы являлся даргинец Саид Амиров. Некоторые сторонники аварского суфийского шейха Саида Эфенди Черкейского и вовсе пытались переложить религиозную оппозицию "мюрид (последователь) тариката – ваххабит" на оппозицию межэтническую, утверждая, что руководство республики "оказывает поддержку фундаменталистам". Лишь после того, как Магомеда Магомедова на посту президента республики сменил аварский политик Муху Алиев, а даргинцы и представители других этнических групп получили ряд ответственных постов в правительстве, ситуация в Дагестане постепенно начала приходить в норму. ДУМД не только сохранил, но и расширил сферу своего влияния на мусульман.

Сегодня можно говорить о постепенном переносе очагов нестабильности из Дагестана и Чечни в Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. Однако в Дагестане сохраняется определенная напряженность как в национальном, так и в религиозном отношении. Теперь ситуация зависит в основном от политики, которую будут вести кабинет Муху Алиева и ДУМД.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама