ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Приближение к реальности

Человек достоин сострадания или просто страдает?

Владимир Преображенский :: 05 октября 2006

Почему дети, слушающие рэп, смотрящие по телевизору боевики и предпочитающие концерт Rammstein визиту Монсеррат Кабалье, не любят ходить в театр? Один из ответов очевиден. Реалии, которые их окружают, и те, что они видят на сцене репертуарных театров, слишком уж не совпадают, а привычки абстрагироваться, надевая очки культурных понятий и контекстов, у них нет.

И дело не только в том, что школьники, выросшие в век Интернета, не успели нарастить "культурный слой". Просто их проблемы, надежды, сомнения сформированы той жесткой современной действительностью, которая до последнего времени была далека от театральных подмостков. Все, что происходит в театре, для них – бесконечно далекий параллельный мир.

Новые герои, новые темы, злободневный антураж – все это гораздо быстрее возникло в литературе и кино. Театр заметно отставал. Ситуация кардинально поменялась с появлением "Новой драмы". Театральное движение, пришедшее к нам из Великобритании, где оно зародилось лет пятнадцать назад, стало в России самым динамичным, актуальным, современным и – что ценно – живым явлением театральной жизни.

Культурный феномен или провокация

"Этот спектакль – попытка показать вам кусочек реальной жизни, в которой герои не говорят пятистопным ямбом и не спрашивают "Быть или не быть?" , а покупают квартиры, ходят по супермаркетам, берут кредиты" , – комментирует свою дебютную

"Пьесу про деньги" Виктория Никифорова. А еще в спектаклях "Новой драмы" смачно матерятся, довольно натуралистично имитируют половой акт, появляются на сцене абсолютно голыми и перемазанными паштетом (пьеса "Большая жрачка" о закулисных буднях создателей ток-шоу). Или вот, например, узнаваемые картины из пьесы "Манагер" , создатели которой убедительно и точно воспроизвели атмосферу офисов и будни менеджеров среднего звена, которые давно плюнули на себя и окружающих, прожигая жизнь в изнурительном и, в конце концов, бессмысленном сидении перед мониторами компьютеров.

Итак, узнаваемый антураж, злободневные темы, предельный натурализм стали визитной карточкой "Новой драмы". Многие авторы пьес используют в качестве приема вербатим – когда создателями текста пьесы выступают обычные, далекие от искусства люди, чьи слова просто записываются на диктофон, а потом проигрываются актерами.

Свой подобный опыт привез к нам – в форме видеозаписи – испанский проект "Римушки" , возглавляемый драматургом Игнаси Дуарте и режиссером Руже Бернатом. На сцене различные люди, принципиально неактеры, взятые просто из толпы, рассказывали о своей судьбе. По замыслу авторов, это были выходцы из Индии и Пакистана, живущие в Мадриде. Кстати, в Москве "Римушки" тоже развернули кипучую деятельность – сразу же после окончания фестиваля начали проект, посвященный таксистам, где собираются задействовать тысячи представителей этой профессии, снующих за баранкой по улицам Первопрестольной.

Отчасти примером вербатима может служить и спектакль "Чернобыльская молитва" режиссера Йоэла Лехтонена, получивший диплом за "Лучшую женскую роль" (Анна Галинова). В основе – полудокументальный текст Светланы Алексиевич, составленный на основе рассказов жителей белорусского города Припять об ужасах постчернобыльского существования в этой местности. Монологи главной героини – жены облученного спасателя – заставляют содрогнуться. Да и Гран-при фестиваля получил спектакль, который воспринимается как документальный. Это постановка "Док. Тор" режиссера Владимира Панкова и драматурга Елены Исаевой, спектакль о врачах, "которые стараются следовать клятве Гиппократа в несовместимых с жизнью условиях российской больницы".

Поиски нового мифа

Об актуальности "Новой драмы" говорит и то, что внутри движения решаются вопросы не только собственно эстетические, но и мировоззренческие. Это не только поиск новых художественных приемов, форм, но и попытка нащупать некие новые духовные константы, связывающие людей независимо от их религиозной принадлежности в XXI веке. Аншлаги были не только на спектаклях и вечерних концертах, где свое творчество представляли близкие по духу "Новой драме" исполнители рэпа, но и на утренних встречах-семинарах, проходящих в рамках фестиваля "Новая драма".

"Даже религиозные люди сегодня – это люди сомневающиеся, – делился мыслями драматург Иван Вырыпаев. – Вот вам совершенно наплевать на электромагнитные волны, но вы знаете, что они есть. Не верите, что они есть, а знаете – и все тут! Такое же сознание было у людей, всех без исключения, во времена Шекспира, когда они шли смотреть "Гамлета". И любого крестьянина можно было остановить и спросить: "А как устроено мироздание?" – и он без запинки рассказал бы, что есть рай, есть ад, есть архангелы".

В современном мире такой единой, не подвергаемой сомнению картины мира нет. И поэтому, замечает драматург, трагедия – в шекспировском смысле – сегодня невозможна. Ибо трагедию сегодняшний зритель понимает головой, умозрительно, а не, что называется, нутром, когда перспектива попадания в ад ощущается почти на физическом уровне. А раз современный человек не может вернуть себе религиозное сознание, то ему недоступно и подлинное ощущение трагедии. Однако возникают иные формы трагедии. Именно потеря религиозной – а по большому счету, мировоззренческой – константы, картины мира приводит к тому, что в "Новой драме"(как, впрочем, и в современном искусстве в целом) преобладают депрессивно-пессимистические краски. И герой – маленький, стиснутый непонятным, противоречивым миром, – даже не тоскует по идеалу, нет, он не знает, каков его идеал. С другой стороны, если нет единой картины мира, нет и нравственного кодекса, единого для всех, – того кодекса понимания добра и зла, на котором зиждется классический гуманизм. И хотя еще испанский культуролог Ортега-и-Гассет в середине прошлого столетия говорил о тенденции дегуманизации искусства, то сейчас, и в частности в "Новой драме" , мы можем наблюдать возникновение некоего "нового гуманизма" , как определила его председатель жюри фестиваля критик Марина Давыдова. Драматург и зрители невольно сострадают герою просто потому, что тот страдает. А не потому, что он достоин сострадания, так как следует заповедям, моральному кодексу, нравственным нормам.

Вот, скажем, герой скандальной пьесы Юрия Васильева и Андрея Матюкова "ЯрМо. Contra et Pro" , созданной по спорной гей-прозе журналиста, писателя и модели Ярослава Могутина. Герой с изломанной психикой, судьбой, с опрокинутыми представлениями о добре и зле, изрыгающий проклятия, пышущий злобой и рассказывающий свои болезненные фантазии, в финале все-таки вызывает к себе не отвращение, а сочувствие. Не в последнюю очередь, разумеется, из-за блистательной игры Андрея Матюкова.

Драма на распутье

"Новая драма" продолжает интересно, причудливо развиваться. Многие оценили итоги нынешнего фестиваля как кризис движения. Скажем, в этом году премия "Лучшая пьеса на русском языке" не присуждена никому. Пьесы "Перекресток" , "Сны" и "Три действия по четырем картинам" были признаны не столь новыми, чтобы претендовать на эту номинацию, а "Июль" Ивана Вырыпаева, премьера которой должна состояться в конце октября, в конкурсную программу не попала. Но скорее это банальное стечение обстоятельств, а не свидетельство кризиса. Кроме того, от известных критиков звучат мнения о том, что "Новая драма" уже не является монолитным движением, завоевывающим себе пространство у репертуарного театра старой формации, что внутри произошел раскол, причем необратимый. Но это, на наш взгляд, лишь признак развития этого направления. Ведь поиск неизбежно ведет к размежеваниям идейных платформ и художественных принципов, спорам и новым экспериментам.

05.10.2006

Источник: Россiя

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама