ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианско-исламский диалог в Германии

Вольфганг Редль :: 15 апреля 2003

А. Ситуация сложившаяся вокруг ислама в Германии

Присутствие ислама в Германии – относительно молодое явление. Его появление и развитие в 60 годы XX века связывают с изменениями в жизни западного общества.

Характер присутствия ислама

В связи с восстановлением страны после Второй мировой войны экономические отношения 60-х годов требовали привлечения рабочей силы из-за границы. Часть этих наемных рабочих приехала из стран, исповедующих ислам, особенно из Турции.

Но не только рабочие-иммигранты (хотя их численность составляла до 85%) внесли свой вклад в появление ислама в Германии. Еще одной причиной, вызвавшей приток иммигрантов, явилось обострение политических конфликтов в странах арабского мира, традиционно исповедующих ислам, Азии, Африки и Восточной Европы. Результатом этого процесса явилось то, что сегодня в Германии живет около 3 млн. мусульман практически из всех стран исламского мира. С недавнего времени приехавшие мусульмане стали получать гражданство Германии, и этот процесс будет продолжаться в дальнейшем. Благодаря этому практически четверть мусульман, въехавших в различное время в Германию, стали гражданами этой страны. Ислам стал одним из основных факторов преобразований в немецком обществе, что можно оценить не иначе как «феномен наемных рабочих».

С национальным многообразием мусульман в стране появилось множество религиозных проявлений и направлений. Суннитский ислам (которому следуют 80-85 % всего населения мира, исповедующего ислам) составляет и в Германии львиную долю (75 %), причем в весьма специфичной форме – ханафитской правовой школы, типичной для Турции. Среди этого большинства суннитов имеется также значительное количество верующих – приверженцев различных суфийских движений. Шиитский ислам исповедует около 4,5 % населения Германии благодаря гражданам – выходцам из Ирана и Афганистана.

Значительную часть мусульман в Германии – около 18% – составляют алавиты (нусайриты). Примерно четверть турецких мигрантов принадлежит именно к этой специфичной форме вероисповедания, имеющей свои корни все же в шиитском исламе, но не имеющей ничего против ортодоксального самосознания верующих.

От ислама «наемных рабочих» к «немецкому исламу»

В 60-е годы, когда прибыли первые иностранные рабочие, практиковалась "возвратная" система наемных рабочих. До своего возвращения на родину рабочие были вынуждены жить без семей. Система ротации работников поддерживалась и механизмом предоставления работодателем временного, скромного жилья. В свободное время рабочие собирались в так называемых рабочих объединениях (общинах). Здесь они поддерживали родную культуру, мусульмане следовали своим религиозным потребностям и обязанностям. Именно в силу существенной ограниченности присутствие мусульман не имело в то время большой общественной значимости.

Из-за нарастающего экономического спада, который имел место в начале 70-х, в 1973 году было принято решение о прекращении приема на работу иностранных рабочих. В отношении же тех, кто, несмотря на запрет въезда, не захотел вернуться домой, были применены ставшие необходимыми меры политического характера. Так, например, иностранные рабочие стали считаться де-факто приезжими, даже несмотря на то, что де-юре они еще долгое время должны были быть наемными рабочими. Эта новая ситуация нашла свое выражение в том, что началась подготовка к принятию необходимого решения по оформлению более длительного, а позже и постоянного проживания. Прибытие семей работников и растущая финансовая мощь государства привели к появлению в промышленных районах "ориентированной" инфраструктуры. То есть со временем существование ислама стало заметным и получило соответствующую общественную значимость.

Со стороны коренного населения это развитие воспринималось отчасти равнодушно, чаще недоверчиво, но в том же темпе, в котором мусульмане реализовывали свои возможности (требования), могло доходить до отрицательного отношения. Проблемы, которые появляются у мусульман в светском и свободном обществе, чаще воспринимались односторонне и интерпретировались как личностное поведение человека, сформулированное исламским образом жизни, связанное с недостатком помощи и отказом от общественной интеграции. Это рассматривается как угроза. С другой стороны, у второго поколения (детей ранее прибывших рабочих), которое уже успешно прошло школьную систему Германии и частично приобрело университетское образование, стали заметны серьезные попытки создать для себя нормальное интеграционное пространство.

Исламские организации

Пребывание мусульман в Германии потребовало организации системы религиозного обслуживания. Для восприятия и оценки существования ислама важен взгляд на имеющиеся организации. Первые общины, организованные еще наемными рабочими, взяли на себя все важнейшие задачи мечети: общая ритуальная молитва (особенно по пятницам), а также чтение Корана. Различные организации, действующие не только в пределах региона (широкий спектр таких организаций развился очень быстро), предложили поддерживать местные объединения нужными знаниями и теологически образованным персоналом. Это послужило основанием для религиозного и политического признания, вплоть до того, что в высших органах власти стали появляться различные политические мнения о том, как лучше внедрить ислам в жизнь и правовую систему страны.

Недостаток согласованности в этих вопросах создает для мусульман определенные сложности. Для того, чтобы заставить считаться с политическим и юридическим существованием ислама в светском обществе Германии, необходимо по возможности собрать все исламские организации в одно объединение. Пока все эти долговременные попытки не привели к желаемой цели. Впрочем, только 10-15% мусульман, живущих в Германии, объединены в союзы. Большая часть не организована, а значит и не имеет своего представительства. Среди них также имеется большая часть культурных мусульман, для которых религия более не играет практически никакой роли. До сих пор остается важной задачей найти любые доступные способы, чтобы и это "анонимное" большинство воспринималось обществом в качестве мусульман и чтобы не оставить эту важную область политической жизни громкому и часто узко мыслящему меньшинству.

В. Наиболее важные общественные и интеграционные моменты

Ни одна религия не может быть ограничена только отправлением культа. Она постоянно пытается подстроить обычную жизнь людей под религиозные ориентиры и направления. Так, чаще ислам понимается как подчиненный воле Бога интегральный жизненный уклад, который находит свое выражение в исламском праве – шариате. Для исламского права характерна попытка классифицировать все деяния человека по их религиозной поощряемости и регулировать их через систему заповедей и запретов. Заповеди об образе жизни были оформлены как индивидуальные и общественные предписания – в виде законов. В связи с этим у мусульман возникают легкие трения на почве интеграции в светское общество.

Еще до конца не ясно, имеются ли в исламе такие неизменяемые положения, которые были бы несовместимы с требованиями европейского законодательства. Исламская сторона постоянно уверяет, что мусульмане, которые добровольно живут за пределами исламского мира, должны быть лояльными по отношению к существующему правовому порядку, хотя все же остается неуверенность, прежде всего потому, что ислам не знает никакой представительной организации, которая могла бы это уверенно гарантировать и нести ответственность за это.

Эти трения имеют различную природу: вопрос свободы религии, правила умерщвления скота для употребления в пищу, особые предписания по погребению, а также религиозные предписания в одежде (платок на голове), – все это связано с положением в обществе и является постоянным поводом для общественных разногласий. При этом на первом плане остаются два пункта разногласий: строительство мечетей и проблематика преподавания положений ислама.

Вот некоторые краткие замечания по этим направлениям.

Строительство мечетей. Нигде так не проявляется факт наличия ислама в обществе, как при попытке мусульман осуществить мечту о новопостроенной мечети. Это стало особенно заметно в начале 90-х годов, когда началось соответствующее развитие. Уже целые десятилетия практически повсеместно существуют специализированные исламские организации, берущие на себя обязанности мечети (но не являющиеся таковыми), которые внешне практически незаметны, но уже сам факт присутствия в поле зрения куполов и минаретов приводит большинство населения в трепет. Очевиден сильный, часто неосознанный страх перед религиозным, культурным и политическим иностранным присутствием. Особенная чувствительность проявляется в вопросе о минаретах. С ними связана явная угрожающая символика силы, которая вместе с ожидаемым звуком призыва на молитву из усилителей, может быть понята как выражение мусульманского засилия.

Мусульманам непонятна такая реакция. Между тем они настроены так, что отказались от громкого призыва муэдзина, а высота минаретов планируется заметно ниже, чем высота башни местной церкви.

Согласно статье 4 Конституции Германии, мусульмане имеют право на строительство мечетей, а если им в этом будет отказано, могут подать в суд.

Уроки ислама. Потребность в преподавании основ ислама существует уже десятилетие. Мусульмане предпринимают попытки ввести соответствующие уроки. Об этом упоминалось в ст. 7 п. 3 Конституции.

Предложение по введению таких уроков, способствующих интеграции, следует противопоставить самостоятельно организованным мечетями курсам по изучению Корана, которые, с одной стороны, "неконтролируемы", с другой – посещаются не более чем 10% школьников-мусульман. Желательно, чтобы занятия проходили на немецком языке, а преподаватели имели педагогическое и специальное образование в данной области. Содержание таких уроков не должно противоречить правовому и конституционному порядку страны. Мусульманам следует объединиться и создать авторизованное представительство в пределах земли, которое несло бы ответственность за содержание уроков по религии.

И здесь основная проблема – отсутствие представительства мусульман. Вопрос о занятиях по религии возникает еще и потому, что в различных федеральных землях проводится различная политика. В некоторых землях предпочтение отдано изучению родного языка. Пока возвращение на родину было актуальным, преподавание родного языка было отличным решением проблем, несмотря на то, что ущемлялись интересы мусульман, не являющихся турками. На сегодняшний день, когда факт проживания мусульман уже установлен, остро ощущается потребность в поиске новых решений.

С. Роль христианско-исламского диалога

Существование ислама – это прежде всего культурный вызов светскому обществу. Диалог светского общества и ислама не является только религиозным, так как западная светская культура развилась из христианства, а, точнее, в борьбе против него; она содержит намного больше христианского, чем это кажется на первый взгляд. Христианство оставило глубокий отпечаток на светской жизни нашего времени. Стремясь к интеграции, следует вести этот диалог – в особой, ориентированной на результаты форме. В таких дипломатических переговорах и юридических спорах каждая сторона старается получить, по возможности, больше преимуществ. Хотя это вполне законно, но упоминание, даже вскользь, религиозных содержаний, приводит тем самым к опасности недопустимой инструментализации религии.

Ислам представляет собой религиозный, даже теологический, вызов обществу Германии. Не только потому, что большинство населения живет по христианским законам и чувствует угрозу, исходящую от ислама, о котором – как об антихристианстве – на Западе долгое время складывалась враждебная картина. Без адекватного принятия во внимание религиозного измерения, при стремлении только к скромному и легко разрушаемому этническому согласию, диалог христианства с исламом будет неустойчив. Из этого следует, что для правильного ведения диалога необходимо задействовать институты религии.

Диалог между верующими обоих религий должен быть другим – ориентированным не на результаты, как в диалоге ислама со светским обществом, а на понимание. Обе системы верований претендуют на универсальную истинность своих религий и, несмотря на свою схожесть, противоречат друг другу в основных вопросах.

Так, например, в христианстве Бог создал человека по образу и подобию Своему и позволяет ему разглядеть следы Своего участия в своих творениях. Бог – прежде всего Отец, который проявил себя перед людьми в образе Иисуса Христа, Сына Своего, воплощенного Слова. Отец решил спасти детей, возвысить их до детей Господних через жертву Христа и придать их жизни соответствующий образ.

Для мусульманина Бог – это абсолютное, трансцендентное, абсолютная тайна, так что к Его внутренней жизни не ведет ни одна дорога. Откровение же есть доверенное людям сообщение о его Существовании и жизни, это, прежде всего, проповедь. Коран – написанное слово, он дает людям указания, которые Бог независимо и свободно, по Своему желанию, установил. Вочеловечение Бога для ислама абсурдно, и разговоры о спасении или усыновлении – излишняя и пустая болтовня, так как Бог не имеет подобия в Своих созданиях.

Каждая из этих перспектив для веры и исполнения религии конструктивна и никак не может серьезно обсуждаться в ходе дискуссий. Попробуйте обосновать через веру уверенность в жизни и смерти. Во внутрирелигиозном диалоге речь пойдет не о том, чтобы убедить партнера в своей истине или перейти к синкретическому согласию. Внутрирелигиозный диалог может состояться только тогда, когда приверженцы одной религии пытаются при помощи своей веры и самосознания понимать и уважать другую религию, даже если они не разделяют ее положений. С одной стороны, это требует ясного и верного выражения мыслей, а с другой – нужна честная открытость по отношению к другим. Следует не столько говорить, сколько вслушиваться. Не постановка утверждений, а целенаправленные и заинтересованные вопросы могут помочь в создавшейся ситуации сократить недопонимание и преодолеть предрассудки.

В Германии, особенно в Юго-Западной ее части, из-за отсутствия представительного партнера для переговоров все усилия со стороны Церкви в христианско-исламском диалоге направлены в настоящее время в основном на встречу Церкви и общины мечети на территориях, где люди различной веры живут в непосредственном соседстве. Положение об "искреннем и обоюдном взаимопонимании", к которому призывает второй Ватиканский собор (Nostra aetate 3), может проявиться только в прямых контактах и переговорах.

Для христианской стороны это означает, прежде всего, конкретную образовательную работу в двух направлениях: во-первых, христиане должны быть более общительными, принимая во внимание особенности своей веры по сравнению с исламом; во-вторых, распространяя информацию, уменьшать постоянно появляющийся "воспаленный страх" перед исламом и мусульманами. Исходя из этого, следует устанавливать и поддерживать контакты с мечетями.

В ходе мероприятий, проводимых в течение последних лет, появились некоторые структуры, зарекомендовавшие себя как организации, способные и готовые к помощи. Основаны местные кружки – зародышевые клетки диалога. Это либо частные объединения, либо организации, не имеющие юридического основания, осуществляющие поддержку местных мечетей и церквей. Постоянно проводятся встречи, посвященные какой-либо теме, на которые все чаще приглашаются местные имамы и пастыри. Осознанное обоюдное восприятие религиозной жизни, подчеркнутое приглашениями (например, день открытой мечети, ифтар в месяц Рамадан), приветственные речи к определенным датам (праздник жертвоприношения Ид-аль-Адха), праздник разговения в честь завершения поста в месяц Рамадан (Ид-аль-Фитр), Рождество, Пасха становятся постепенно привычными. В ходе такого общения можно прибрести много полезных знаний и положительный опыт. Отношения между христианами и мусульманами нормализуются и характеризуются все больше как добрососедские и дружеские.

Чтобы приумножить и сделать этот опыт более плодотворным, в диалоговом пространстве был создан межрегиональный форум, называющийся – Исламско-Христианская Конференция (ICK). Для ее основания в 1995 году собрались четыре объединения местного масштаба. Почти все готовые к диалогу организации, появившиеся за последнее время на Юго-Западе Германии (их больше 30), получили импульс и стартовую поддержку от ICK. Тенденция к появлению новых организаций имеется и сейчас. Три раза в год представители этих групп встречаются для обмена опытом и информацией по актуальным вопросам. Независимо от работы, выполняемой различными группами на местах, ICK организует различные межрегиональные проекты, приобретая при этом хороший опыт. Например, выходящая далеко за пределы границ страны встреча с общинами соседнего немецко-говорящего зарубежья и Франции, христианско-исламские семейные выходные и дни семьи. Налажены хорошие отношения с Турцией. Положение христиан в этой стране – постоянная тема в диалоге с мусульманами Турции. Каждый год ICK организует поездку в город Antakya (Orontes), чтобы обменяться опытом с турецкими инициативными группами.

Там, где проводится такая работа, направленная на взаимопонимание, становится очевидным, что знакомство и общение с Другим не только возможно, но может быть раскованным и приятным. Проявляется уважение друг к другу, которое позволяет понять, что христиане и мусульмане не обязательно должны быть противниками, а, наоборот, могут быть хорошими партнерами. Растет взаимное доверие, которое необходимо, чтобы христиане и мусульмане, не враждуя, совместно могли противостоять вызовам нашего времени. Всем известно, что, несмотря на ангажированность, все эти успехи, к сожалению, лишь относительно маленькие шаги, по сравнению с мировыми конфликтами. Поэтому в рамках христианско-исламского диалога большое значение придается молитве. И христиане, и мусульмане понимают, что в межрелигиозном диалоге взаимопонимание и растущее доверие возможно лишь в том случае, если возможна встреча верующих людей, при которой остается открытое пространство для необходимого влияния Бога.

Об авторе: Вольфганг Редль – референт епархии Роттенбур–Штутгард, Германия

Источник: Ислам в Германии (печатное издание немецкого Бундестага 14/4530)/

Перевод Ю.Р. Галимовой

Ссылки по теме:

Ислам на сайте «Немецкой волны»

Qantara.De. Диалог с исламским миром (англ.)

© Фото http://www.dw-world.de

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама