ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Маятник модернизации

Как только секуляризм будет повержен, неизбежно возникнут межрелигиозные конфликты, считает религиовед Николай Шабуров

Станислав Минин :: 19 октября 2006

Директор Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров поделился с корреспондентом "НГР" своими взглядами на проблему взаимоотношения религии и светского общества в современном мире.

– Николай Витальевич, можно ли сегодня говорить о крахе секулярного общества и глобальном религиозном ренессансе? Или "расклад сил" остается прежним?

– Безусловно, никакого краха не произошло и, по-видимому, не предвидится. В то же время я могу допустить, что светское общество переживает период кризиса. Но ведь секуляризм и секулярное общество – это не нечто статичное. Современный мир, в принципе, находится в процессе трансформации, и светское общество сталкивается с новыми серьезными вызовами. Это и есть кризис, но он ведет не к краху, а к изменениям, и секулярное общество XXI в., конечно, будет отличаться от секулярного общества XX в.

Имеет ли место глобальный религиозный ренессанс? Мне это кажется сомнительным. Сегодня с уверенностью можно лишь сказать, что мир изменился и пришел конец глобальной гегемонии Запада. Ему приходится считаться с исламским миром, с Индией, то есть с цивилизациями, в которых настоящая секуляризация или потерпела поражение, или оказалась весьма проблематичной. Религия становится значимым фактором во внешней политике ряда стран Востока, но это вовсе не означает религиозного возрождения в планетарном масштабе.

Конечно, иммиграция из исламских стран оказывает влияние и на западное общество. Но если исключить чисто демографический фактор, то существенных изменений в плане общей религиозности на Западе не наблюдается. Скорее процесс секуляризации здесь продолжает развиваться.

– Сегодня религиозные деятели часто говорят о том, что основой для диалога или объединения различных религий и христианских конфессий может стать борьба против секулярного мира и его ценностей. Но не является ли принцип "светскости" гарантом мирного сосуществования религий? Не рубят ли они сук, на котором сидят?

– Да, является. Скажем, мир между христианскими конфессиями – это, безусловно, результат секуляризации, они просто приспособились к "правилам игры" светского общества. Дело в том, что принципы толерантности в малой степени содержатся в самих религиозных доктринах, и лишь определенная герменевтика позволяет "вычитать" эти принципы в священных текстах. Как раз такая герменевтика и есть свидетельство приспособления к секулярному обществу.

Идеи "объединения" религий и конфессий для борьбы с секуляризмом нереалистичны, потому что как только "враг" будет повержен, неизбежно возникнут межрелигиозные и межконфессиональные противоречия. В христианском мире на основе "борьбы с секуляризмом" могут объединиться лишь консервативные круги различных конфессий.

– Разочарованы ли христианские Церкви Запада в модернизации настолько, что готовы полностью отбросить ее плоды и перспективы в пользу более консервативной позиции?

– Конечно, в модернизированном обществе христианские Церкви будут в основном придерживаться традиционной консервативной позиции, что вполне естественно. Неприятие могут вызывать "издержки" модернизации.

В то же время, если рассматривать современную историю, то отношение Церквей к модернизации напоминает колебания маятника: в какой-то период начинают возобладать ультралиберальные тенденции, затем происходит консервативный "откат". Однако эти колебания все-таки сдвигаются в сторону большей модернизации: современный консерватизм не идентичен консерватизму 30-, а тем более 50-летней давности.

– Что такое политкорректность для религиозных организаций? Историческая необходимость?

– Сегодня термин "политкорректность" используют в самых разных контекстах, отчего он теряет свой смысл. Если речь идет о принципах толерантности, о призывах воздерживаться от хамства в оценках друг друга, то такая политкорректность – важный императив. Политической культуре, а также культуре взаимоотношений различных национальностей, религий и конфессий в России его явно не хватает.

Другое дело – это издержки политкорректности, при которых она сама приобретает гротескные формы и начинает противоречить истине. Здесь меня, конечно, можно поймать за руку и задать сакраментальный вопрос: "Что есть истина?" В данной ситуации можно сказать, "противоречит научным данным, результатам социологических опросов, психологических исследований". Порой лозунг "политкорректности" не позволяет сказать пусть горькую, но правду. И это как раз свойство секулярного общества, для которого все явления абсолютно равноправны в ценностном отношении.

Религиозным организациям следует сохранять сбалансированную позицию: сама политкорректность является благом до тех пор, пока ее не доводят до абсурда.

– Каким, на ваш взгляд, должен быть межрелигиозный и межконфессиональный диалог, чтобы его можно было назвать конструктивным?

– Во-первых, представителям любой религии и конфессии следует очень хорошо знать своего партнера по диалогу. Власть превратных представлений и стереотипов в данном случае просто губительна. Если такие знания имеются, то тем более не стоит злонамеренно искажать взгляды собеседника, историю той или иной религии или конфессии.

Во-вторых, нужно понимать, что от различий никуда не уйти, они сохранятся. Однако в различиях можно видеть позитивный момент и в то же время искать общее. Конечно, гораздо проще сближать позиции по социальным вопросам или миротворческой деятельности, тогда как богословский диалог в рамках экуменического движения, христианско-иудейских или христианско-исламских отношений – вещь непростая, требующая специальной подготовки.

На мой взгляд, конструктивный межрелигиозный или межконфессиональный диалог должен основываться на "трех китах": компетентность, знание и честность.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама