ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мифы о религиозных войнах

Прикрываясь мусульманскими лозунгами, террористы преследуют политические цели

Александр Перенджиев :: 26 октября 2006

Многие исследователи, а также политические и государственные деятели склонны рассматривать терроризм как одну из форм ведения войны. При этом, например, в своей статье "Религиозная война: от мифов к реальности" доктор военных наук А.А. Корабельников (см. "ВПК" N32-2006) считает терроризм очень эффективной формой ее ведения. В результате исследователи пытаются дать новое определение понятию "война", а также обосновать религиозный характер современных войн. В целом, соглашаясь с тем, что современные войны и вооруженные конфликты имеют некоторые религиозные аспекты, взять за истину утверждение "современная война является религиозной по сути" нельзя.

А.А. Корабельников в статье "Религиозная война: от мифов к реальности" дает определение религиозной войны как общественно-политического явления, "связанного с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)". Однако автор не приводит примеров такой экспансии – как мирной, так и военной (как применительно к исламу, так и к любой иной религии).

Попробуем разобраться с самим термином "религиозная война". Можно выделить такие ее отличительные признаки:

– во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовные лидеры;

– в такой войне участвуют исключительно приверженцы только этой религии или только этого направления данной религии с исключительно религиозными целями – защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).

Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели.

Можно ли привести примеры религиозных войн в наше время? А.А. Корабельников считает, что в настоящее время представители мировой мусульманской уммы ведут религиозную войну против России и других немусульманских стран. Какие же цели ставят перед собой международные террористические организации, прикрывающиеся мусульманской риторикой? Назовем наиболее известные. Уничтожение государства Израиль, установление "своего" режима в Ираке, отторжение Чеченской Республики и других республик Северного Кавказа от России, ослабление влияния США в мире и т.д.

Можно ли назвать эти цели религиозными? Очевидно, что все они носят исключительно политический характер, то есть ориентированы на изменение политики правительств многих стран или смену их состава, в том числе и мусульманских (например, деятельность турецких террористов в самой Турции и арабских – в Саудовской Аравии), а также на вывод определенных территорий из-под контроля суверенных государств и мирового сообщества. Получается, что как таковая экспансия есть, но религиозная ли она? Думается, что нет. Какой-либо широкой экспансии ислама и других основных мировых религий (христианства, буддизма, иудаизма и т.д.) по распространению своего вероучения нет. Хотя тут же оговоримся, что действия ваххабитов и других исламских экстремистов могут быть расценены как экспансионистские. Впрочем, таких в мире, к счастью, меньшинство.И конечно, неслучайно накануне саммита "большой восьмерки" в текущем году Русская Православная Церковь организовала встречу духовных лидеров различных конфессий в Москве. Ведь духовные лидеры не только осуждали терроризм, не только подтверждали готовность к мирному разрешению многочисленных конфликтов, но и обсуждали важнейшие политические вопросы современности. Почему? Да потому, что практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается.

Действительно, терроризм и война имеют немало общего:

1. Террористы объединены в боевые группы по принципу армейских, во главе которых есть командиры.

2. Террористы обучены вести боевые действия, обращаться со многими видами боевого оружия.

3. Террористы, как и в военных организациях, предварительно планируют свои "операции-теракты".

4. Террористы направляют свои действия против руководства отдельного государства или союза государств с целью их ослабления и в конечном счете уничтожения.

5. Терроризм, как и действия армии, несет государству (государствам) и обществу значительные материальные и людские потери.

6. Наконец, главная общность терроризма и войны – это проведение политики насильственными средствами.

Взаимосвязь терроризма и войны хорошо раскрыта в трудах оригинального российского ученого Е.Э. Месснера. Классик отечественной военной мысли давно предупреждал о появлении в XXI веке нового вида войн – мятежевойн, которые характеризуются "всеванием в стиле мятежа": революциями, переворотами, восстаниями, беспорядками, вредительством, шпионажем, подпольным террором, партизанством (герильей) и повстанчеством, военно-политическим бандитизмом, психо – и тайновоеванием, потаенными нападениями, провокациями, пропагандой и агитацией, другими всевозможными способами разламывания культур, структур народа, разложения армии и т.д.

По мнению Е.Э. Месснера, мятежевойна имеет такие особенности, как отсутствие каких-либо шаблонов и норм, классических, грандиозных массовых сражений (против массовых армий – тактика "комаров"), "психологическое воевание" с целью покорения разума и души атакованного народа, насилие (устрашение, террор) и партизанство – главные средства в этой войне и др. В мятежевой – не регулярное войско лишилось военной монополии; наряду с ним (а может быть, даже больше, чем оно) воюет иррегулярное войско, то есть происходит "воевание без войск" – партизанами, диверсантами, террористами, вредителями и пропагандистами... Терроризм, по мнению Е.Э. Месснера, это одновременно и одна из новых форм ведения современной войны, и способ борьбы слабых.

Но все-таки нужно признать, что между войной и терроризмом есть различия. В классическом варианте ведение войны всегда означает противодействие какому-либо государству. Объявление войны – это ее начало, конец войны – это подписание какого-нибудь политического акта противоборствующими сторонами (капитуляции, мирного договора и т.д.). А между этими двумя событиями проходят военные сражения.

Однако выиграть объявленную (или необъявленную) войну с терроризмом посредством одной или нескольких военных операций невозможно. Террористам в обычных случаях не придается статуса стороны, ведущей регулярные военные действия. Они объявляются преступниками уголовного характера, и отношение к ним соответствующее. Отметим еще один важный момент: армии всегда выстроены по вертикальному принципу, а современный терроризм существует в виде системы сетевых организаций, которые представляют собой вполне самостоятельные, динамичные субъекты. В отличие от вооруженных сил и других силовых структур, террористические группы менее инертны, так как, как правило, не имеют единого управления, не зависят от каких-либо команд, поступающих "сверху", не имеют моральных и административных ограничений.

Объявление войны терроризму (а не государству) с юридической, филологической, да и практической точек зрения выглядит бессмысленно. Конечно, неслучайно в последних выступлениях высокопоставленных военных чиновников и представителей администрации Дж. Буша вместо "войны с терроризмом" говорится о "глобальной борьбе с экстремизмом и насилием". Ведь борьбу (в отличие от войны) можно вести бесконечно долго и, добавим от себя, не только с государством или государствами. В войне противник, как правило, уже заранее известен. В борьбе с терроризмом органам государства и спецслужбам может быть неизвестен враг (в полном объеме). А сам факт террористического акта иногда может использоваться в своих целях другими политическими силами, которые к самому теракту вначале и не имели отношения.

Считаю, что надо обратить внимание еще на один основополагающий аспект различия терроризма и войны. В обычной войне победа достигается в первую очередь силовыми методами и только во вторую очередь – политическими. Возможно, выскажем спорное мнение, но считаем, что военным или каким-либо иным силовым путем невозможно не только победить терроризм, но даже минимизировать террористическую угрозу. Более того, известны случаи, когда применение военного насилия ведет к укреплению позиций террористов, а не к их ослаблению. Ярким примером здесь может служить последняя операция Израиля против шиитского движения "Хезболла", которая, по сути, происходила в форме ведения войны против самого Ливана и его населения.

Хотелось бы особо подчеркнуть следующее. Террористы могут объявить войну государству, союзу государств, обществу и т.д. Однако это еще не должно означать, что государство, другие политические и общественные институты должны действовать в условиях террористической угрозы теми же методами, что и террористы. Уместна ли здесь аналогия в методах?

Как правило, причиной войн является несогласованность интересов различных государств или каких-нибудь больших групп граждан внутри страны. А вот одной из основных причин возникновения терроризма является существование в обществе, государстве и мире неразрешенных социальных и политических конфликтов, находящихся в запущенной, обостренно тяжелой форме и возникших из-за неспособности политической и социальной системы государства или группы государств обеспечить выражение и учет интересов определенных социальных слоев или групп. Главное отличие терроризма от иных социальных явлений, которые порождаются политическим конфликтом (в том числе и от войны), состоит в использовании тактики насилия или угрозы его применения в отношении отдельных людей, оказавшихся жертвами в большинстве случаев по случайным обстоятельствам, то есть не являющихся прямыми политическими противниками.

Итак, в отличие от войны, феномен терроризма трудно уловим и измеряем. Терроризм – это прежде всего продолжение политической борьбы насильственными, жестокими по форме средствами, которые наводят страх и ужас на население и общество и направлены в конечном итоге против политических организаций, политических лидеров и/или государственно-властных структур. Терроризм – это прежде всего особо жестокий по форме и методам вид политической деятельности, с помощью которого осуществляется борьба как за власть, так и против власти, он вполне может быть присущ также другим политическим и общественным институтам (партиям, организациям, движениям). Таким образом, терроризм не может быть формой религиозной войны, так как преследует в первую очередь политические цели, терроризму нельзя объявить войну и военным путем невозможно его победить.

Ставить знак равенства между терроризмом и исламом необоснованно, ошибочно и крайне вредно для стабильности в обществе. Конечно, в количественном отношении (группы и их участники) современный терроризм значительно "позеленел". Почему? Потому что в настоящее время "исламский фактор" имеет большое значение в современной мировой политике. Однако напомним, что совсем недавно, в 60-80 гг. прошлого столетия, большинство террористических организаций и групп прикрывалось коммунистической идеологией (например, "Красные бригады" в Италии, "Фракция Красной Армии" в ФРГ и др.). Террористические организации действовали и действуют под флагом различных идеологических учений: правых (например, "Палачи Италии", "Военно-спортивная группа Гофмана" в ФРГ, ОАС – "Секретная вооруженная организация" во Франции), левых (например, ГРАПО в Испании, "Движение 17 ноября" в Греции), национально-освободительных ("Ирландская республиканская армия", баскские, курдские, уйгурские террористы, "Тигры освобождения Тамил Элама" и т.д.). Результаты предварительного расследования по факту террористического акта на Черкизовском рынке в Москве указывают на то, что действия террористов были направлены как раз против представителей нерусских национальностей, то есть в том числе и против представителей мусульманской уммы. Однако, как правило, от актов терроризма страдают ни в чем не повинные люди, независимо от возраста, национальности и вероисповедания.

Считаю необходимым отметить, что террористы, прикрывающиеся мусульманской риторикой, в то же время нанесли серьезный удар по самому исламу, создали о нем негативное впечатление со стороны всего мирового сообщества, чем вызвали гнев со стороны как большинства представителей мусульманской уммы, так и духовных лидеров ислама. Так, председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин неоднократно подчеркивал, что российские исламские организации категорически осуждают терроризм и экстремизм, одобряют усилия российских властей по пресечению террористических актов, в то же время не поддерживают и не будут поддерживать отношений с теми организациями, которые, прикрываясь исламской терминологией, пытаются реализовывать политические цели.

Таким образом, надо понять, что нет "исламского терроризма", есть террористы, которые прикрываются исламом, для того чтобы:

– выглядеть не злодеями, а этакими героями, якобы борцами за свободу и права мусульман, ведущими "священную войну";

– воздействуя на религиозные чувства, вербовать среди представителей мусульманской уммы новых сторонников не религиозных, а политических организаций;

– используя знамя "борьбы с неверными", получать значительную материальную помощь как от богатых частных лиц, так и государств, где ислам опять-таки используется в качестве политического инструмента (например, от Ирана).

Как видим, в настоящее время в мире нет религиозных войн и не просматривается тенденция к их появлению. Зато очевидно усиление политической составляющей в любых военных противоборствах, особенно – до и после них. Важнейшим показателем усиления политической составляющей не только войн и вооруженных конфликтов, но и всей социально-политической жизни является современный терроризм. Он же является стабильным показателем невысокой эффективности политической власти в том или ином государстве, которая своими действиями способна создавать питательную среду для терроризма. Одновременно терроризм не может быть формой религиозной войны. Террористы лишь прикрываются религиозными (мусульманскими) лозунгами для достижения политических целей. Возможно, что и термин "исламский терроризм" является, мягко говоря, некорректным.

25.10.2006
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама