ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Эфирное здравомыслие

"Сталин и Третий Рим" на "России"

Егор Одинцов :: 26 октября 2006

Писать о том, что интерес отечественного телевидения к церковно-исторической проблематике за последние десять лет упал практически до нуля, приходилось, и не раз. Понять, почему это произошло, как думается, не так сложно. Во-первых, съемки документальных картин на данную тему требуют весьма специфических знаний, коими похвастаться (не только на ТВ) могут у нас лишь единицы. Во-вторых, церковная тематика заведомо не предполагает того, что называется сенсация, а если таковая и обнаруживается, то опять же в контексте именно церковной жизни, до которой большинству наших соотечественников дела нет. И это их право.

В-третьих, по мысли производящих компаний и эфиродержателей, подобного рода аудиовизуальный продукт не может быть рейтингообразующим в принципе, следовательно, его вытеснение с экранов наших телевизоров вполне закономерно и оправданно. И наконец, что скорее всего является основной причиной неучастия людей в сане в ТВ-процессе, так это катастрофическое равнодушие соотечественников к церковной жизни вообще. А это в свою очередь привело к тотальной маргинализации образа практикующего православного – неопрятно одетого, озлобленного, демонстративно презирающего инославных и светскую цивилизацию вообще.

Понятно, что при таком положении дел остается уповать лишь на платный православный канал "Спас" да на военно-патриотический, "духовно ориентированный" канал "Звезда?

Пожалуй, одним из немногих уважаемых и серьезных на сегодняшний день брендов, работающих на ниве православного просвещения как в издательском деле, так и в производстве аудиовизуального продукта, является "Православная энцилопедия" Здесь ориентируются в первую очередь на человека мыслящего, позиционирующего себя как православного, способного не только к соблюдению обрядов, но и к значительной интеллектуальной работе, которую, безусловно, истинная вера предполагает. Речь в данном случае идет о знании не только богословских основ, без которых, в частности, всякое богослужение будет лишено всякого смысла, но и церковной истории, как древней, так и современной.

Весьма важным и своевременным шагом на этом пути (постижения отечественной церковной истории) стал документальный фильм "Сталин и Третий Рим" (авторы С.Кравец, В.Беляков, реж. В.Беляков), показанный на телеканале "Россия".

Уже само название картины очерчивает круг проблем, которые и попытались проанализировать авторы фильма. Иосиф Сталин – недоучившийся семинарист, "друг всех физкультурников и советских писателей" генералиссимус, а также любитель и знаток грузинских вин, с одной стороны. И извлеченная из глубин позднего русского Средневековья сентенция инока Спасо-Елиазарова монастыря Филофея Псковского о том, что "Москва и есть Третий Рим" с другой.

Стало быть, дело осталось за малым – свести эти две, казалось бы, абсолютно несводимые позиции воедино. Товарищу Сталину эта процедура удалась с блеском, и создателям фильма не осталось ничего другого, как еще раз повторить пройденный "вождем всех народов" путь. В формате документального ТВ-проекта, разумеется.

Рассказ о легализации православия, об открытии после вакханалии 20-х годов храмов и монастырей, о принудительном включении православных иерархов в решение внешнеполитических задач послевоенного СССР прозвучал в высшей степени убедительно и профессионально.

Пожалуй, лишь нарочитое стремление представить знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" как краеугольный в понимании отношения советского руководства к православной церкви и объясняющий политику Сталина на этом направлении кажется во многом "притянутым за уши" Своего рода уступкой господ Кравца и Белякова требованиям жанра.На самом же деле большевистские игры вокруг православного духовенства в России начались задолго до кинокартины товарища Эйзенштейна. Странно, в частности, что в "Сталине и Третьем Риме" ничего не было сказано об "обновленческом расколе" и о его вожде Александре Введенском.

Тогда, в начале 20-х, большевики попытались "свести лбами" беднейшее "белое" духовенство (простых приходских священников) и "богатых" архиереев, сыграв на многочисленных внутренних нестроениях, имевших место в Русской православной церкви синодального периода. Однако к чести клира и мирян следует сказать, что из той бредовой затеи ничего не вышло, хотя немногочисленные добровольцы построить "новую пролетарскую церковь" все-таки нашлись.

Затем церковный вопрос в "стране освобожденного труда" был оттеснен на второй план значительно более важными, по мысли советских вождей, проблемами. Одна из которых – подготовка к войне, что тогда не могло не навести на более чем нескромные мысли о гипотетическом мировом господстве. И вот именно в это время товарищ Сталин решил предпринять вторую попытку "отформатировать" РПЦ применительно к своему видению внутренней и внешней политики СССР, превратить Москву в "Третий Рим" и тем самым окончательно решить так называемый "Ватиканский вопрос". При этом следует заметить, что урок с неудавшимся "обновленчеством" не прошел для вождя даром. На сей раз стратегические ошибки, допущенные ярым безбожником Владимиром Лениным (Ульяновым), – попытка воевать с Патриархом, который традиционно воспринимался в России (даже неверующими и инославными) как символ чистоты, благородства и кротости, а также попытка реформировать церковную иерархию, что само по себе в высшей степени безумно, были исправлены. Товарищ Сталин приветил как Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), наделив его, по сути, министерскими полномочиями, так и епископов, дав им понять, что доверяет им. В строго отведенных рамках, разумеется...

Вот именно с этой исторической точки и началось повествование в документальном фильме "Сталин и Третий Рим".

Понятно, что, будучи выдернутой из соответствующего политического и исторического контекста, тема не могла не получить ошибочной трактовки.

Любимый фильм Иосифа Сталина "Иван Грозный" неожиданно стал ключевым в осмыслении державных амбиций вождя на поприще его деятельности по обустройству "советского православия" а также возведения им "Третьего Рима". Увы, абсолютно на пустом месте...

Однако при всех подобного рода концептуальных недочетах удача авторов фильма очевидна и бесспорна. Уже сам факт того, что на федеральном канале в эфир в приемлемое время вышел документальный фильм, рассказывающий не о спившихся актерах, зверки убитых певцах, поменявших пол знаменитостях, серийных убийцах и изнасилованных маньяком детях, о многом говорит. Хотя бы о том, что редкие проблески эфирного здравомыслия все-таки у нас приключаются.

Другое дело, что это, к сожалению, только исключения, которые, как известно, правило только подтверждают.

26.10.2006

Источник: Культура

См. также
ТВ/Радио
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама