30. 10. Премьера оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова". Большой зал консерватории.
Родион Щедрин давно и очень успешно обосновался в Германии, но сделал щедрый подарок Москве: премьера его русской хоровой оперы "Боярыня Морозова" (именно так озаглавлено сочинение самим автором) пройдет в столице и будет приурочена к фестивалю "Московская осень" и 75-летию хорового дирижера Бориса Тевлина.
"Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой" на собственное либретто Щедрин сочинил, взяв за основу тексты "Жития протопопа Аввакума" и "Жития боярыни Морозовой", и опера предстает почти как сказание о последних днях святой, умершей за веру.
Из всей исторической правды Щедрин избрал четырех главных героев-солистов: царя-губителя Алексея Михайловича (бас "Геликон-оперы" Михаил Давыдов), протопопа Аввакума (тенор Эндрю Гудвин, один из удачных Ленских в "Евгении Онегине" Чернякова), с которого все и началось по истории, сестры Морозовой еще одной жертвы религиозного правдолюбия княгини Урусовой (новосибирское сопрано Вероника Джиоева ставленница Теодора Курентзиса, запомнившаяся в его летних моцартовских постановках) и самой боярыни Морозовой в иночестве Феодоры (еще одна звезда "Геликон-оперы" меццо-сопрано Лариса Костюк). Камерный хор Бориса Тевлина, в расчете на который все и писалось, заменяет в опере не только оркестр наряду с трубой (с соло которой все и начинается) и разнообразнейшими ударными (от колоколов до литавр), но и сам становится главным действующим лицом, то сочувствуя, то осуждая, то вознося, то втаптывая (с натуральным освистыванием и гулким топотом).
Предупредим еще раз: хоровая опера Щедрина трагедийное сочинение. От "Анафемы" сквозь "Угрозы", "Убийство сына", "Пытки", "Плач Аввакума" все приводит к "Смерти". Не сложно предугадать в таком случае и финал: последнее слово, повисающее в воздухе, "Аминь". Чего еще заслуживает женщина, отрекшаяся от всех мирских благ ради веры? Только покоя.
27.10.2006Источник: Независимая газета-Антракт