ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Русское

Алексей Чадаев :: 27 октября 2006

Политический вопрос номер один в нынешнем сезоне – это вопрос о русском и нерусском, их сочетании и балансе в устройстве современной России. Трофейная постсоветская система межнационального общежития перестала работать. Внешние признаки ее разрушения – конфликты на постсоветском пространстве. Внутренние – межнациональные столкновения в российской глубинке.

Сценарий, на который уже сегодня делают ставку некоторые политические авантюристы внутри и вне страны, – это конфликт государства и политических сил, пытающихся выступать от имени русского большинства. Удар наносится в уязвимое место. Действительно, Россия – страна куда более русская, чем СССР. И не только по этнокультурному составу населения. Коммунистический режим мог позволить себе вести свою историю от 1917 года, игнорируя или произвольно пользуясь всем, что было до этого. Россия же – хотя бы в силу имени – вынуждена нести бремя преемственности по отношению к исторической русской государственности. Разумеется, СССР тоже был страной русского языка и русской культуры, но он никак не соотносил себя с политической традицией этой культуры. Советский Союз мог себе это позволить – потому что не был демократией. То есть СССР мог игнорировать любое большинство, приписывая государству монопольное право выступать от его имени. Россия не может – именно потому, что является демократическим государством.

Проблема большинства и меньшинств – центральная проблема современных развитых демократий. Большинство как таковое – то, что преследуется; что по определению считается опасным. В любом столкновении большинства и меньшинства система срабатывает на защиту интересов "маленького", а не "большого". Политика видится как продукт широкой коалиции различных меньшинств, но не как результат диктата того или иного большинства. Это – рефлекс, приобретенный после 2-й мировой войны: тех, кто апеллирует к консолидации однородного большинства, всегда начинают подозревать в гитлеровском понимании демократии.

У этого подхода есть свой резон. "Глас народа" можно коррумпировать. Популистская схема обращения к большинству не что иное, как акт коррупции. Предмет коррумпирования – власть, получаемая из рук народа посредством демократических процедур. А взяткой является жертва – "враг", выбираемый из меньшинств и отдаваемый на растерзание. Именно поэтому демократия всегда и везде выстраивает целую систему недопущения таких жертвоприношений.

Но это больше, чем простой акт самозащиты. Речь идет о фундаментальной проблеме демократии – как в ситуации, когда власть меняется каждые четыре года, строить политику, рассчитанную на одно или несколько поколений? Иными словами, где границы демократии? Где кончается область решений, принимаемых нацией в рамках каждого электорального цикла, и начинается политический фундамент – то, что в русском политическом языке 17-го века выражала формула "не нами положено, лежать ему вовек"?

Понятно ведь, что и нацизм, и "диктатура пролетариата", и религиозный фундаментализм не более чем версии возможных извращений, сдвигов "тирании большинства". В этом смысле они "обезьяны" именно демократии, поскольку апеллируют к ее основному принципу – идее народа как верховного суверена. И, следовательно, именно в демократической традиции необходимо искать ответ на эти вызовы.

Подмена происходит в момент, когда "народом" либо "нацией" (то есть верховной и первоначальной инстанцией власти) объявляется ныне существующее статистическое большинство, взятое по тому или иному критерию – этническому, социальному, религиозному и т.п. На обыденном уровне такое вранье не проходит: нельзя же сказать, что фирма – это совокупность людей, которые здесь и сейчас входят в штатное расписание. А с народом можно – слишком общее, расплывчатое понятие и потому столь "удобное" для этих задач.

"Демос" – это не механически собранное большинство. Нация – это система институтов, культурная традиция, позволяющая политически действовать не только в масштабе одного года или даже одного поколения, но и в гораздо большем историческом горизонте. Преемственность социальной традиции и есть наиболее эффективный естественный механизм защиты от любых извращений "тирании большинства". Иными словами, традиция не столько ограничивает демократию, сколько защищает ее. И наоборот: те, кто пытается запустить очередную "учредиловку", так, как будто мы до сих пор жили в какой-то чужой стране, – враги своего народа.

Отсюда парадокс: гарантии развития демократических институтов в России может дать только "аристократия" – те, чей общественный вес и политическое влияние не зависят от сиюминутных политических трендов. Традиция – то, что хранится в семьях, династиях и фамилиях, и династия сапожников тут ничуть не менее ценна, чем династия банкиров, дипломатов или ученых. Естественно, они тоже в своем роде "меньшинство", отчасти противопоставленное "большинству". Но это совсем другая коллизия, чем споры о правах зоофилов или попытки отделить этнические диаспоры от создаваемых на их основе криминальных кланов.

Тема преемства тоже одна из центральных тем нынешнего политического сезона. Правда, она подается в несколько убогом, карнавальном ключе – "кто будет преемником Путина"? То, что этому "персональному" вопросу придается такое важное значение, – признак ущербности современного русского политического сознания. Мы что, не знаем никаких других институциональных способов добиться гарантий преемственности политики, кроме как через личный контракт предшественника и преемника?

Не "преемник", а "преемство" – таков лозунг момента. И не только по отношению к путинскому периоду, но ко всей исторической русской государственности. И не на уровне заклинаний, а на уровне реально работающих социальных институтов.

Сказать "традиция" – значит взять на себя очень жесткие обязательства. В частности, признать некоторые вещи неизменяемыми. Если твой прадед строил храм, ты не можешь его снести и поставить взамен нужник – даже если сам не веришь в Бога. Все поколения нации одновременно участвуют в историческом творчестве; и ты, как ныне живущий, действуешь не только "за себя", но и за всех тех, кто жил до тебя и будет жить после, осознавая свою ответственность перед ними.

Двадцать четвертого октября президент Путин выступил на Всемирном конгрессе соотечественников. Эмигранты всех "волн" (от дореволюционной до постперестроечной), которые собрались на этот конгресс, – политический символ, обозначающий признание того, что и царская, и советская, и демократическая Россия есть одно и то же Отечество, которое признало себя в этой роли. А значит, история России отсчитывается не с 1991-го и даже не с 1917 года, а с гораздо более ранних времен. Приближающееся 4 Ноября – единственный государственный праздник, дата отсчета которого находится за пределами ХХ века, – о том же.

Осенние Дни русской политической культуры, которые пройдут в Москве с 26 октября по 1 ноября, посвящены этой же теме – преемства и наследования в русской политической культуре. Это – ответ одновременно и варварству "погромного национализма", под знаменами которого все чаще ходят люди со свастиками, и идеологам "мультикультуральности", пытающимся именем "конца истории" запретить историческую Россию.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама