ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Неистовые раскольники

В Москве сегодня состоится премьера оперы "Боярыня Морозова"

Ирина Муравьева :: 30 октября 2006

Сегодня композитор Родион Щедрин представит свое новое сочинение в концертном исполнении на сцене "Новой оперы" при участии Камерного хора консерватории под управлением Бориса Тевлина, солистов Ларисы Костюк (боярыня Морозова), Вероники Джиоевой (княгиня Урусова), Эндрю Гудвина (протопоп Аввакум) и Михаила Давыдова (царь Алексей Михайлович).

Партитура "русской хоровой оперы", законченная в июне 2006 года и скопированная для московской премьеры немецким издательством Schott, подготовлена к исполнению продюсерским центром "Классика Вива". Предваряя это музыкальное событие, корреспондент "Российской газеты" встретился с Родионом Щедриным:

Российская газета

Как возник замысел написать оперу про боярыню Морозову и почему именно история раскола заинтересовала вас?

Родион Щедрин

У меня давно была мечта, можно сказать, идея фикс – написать оперу на этот сюжет. Истории раскола уже более трехсот лет, и только в 1971 году Синод Русской православной церкви снял анафему с раскольников, а в 1973-м это сделал Синод Русской зарубежной церкви. Формальное примирение, прощение как будто произошло. Но меня как композитора, создающего сценическое музыкальное произведение, привлекли в этой эпохе образы, типы, характеры людей – яркие, трагичные, эмоционально насыщенные.

РГ

У историков существуют достаточно противоречивые оценки как самих фигур старообрядцев, так и их роли в развитии Российского государства.

Щедрин

Да, сведения и у биографов, и у историков относительно церковного раскола очень противоречивы. Но, много лет обдумывая этот сюжет, я советовался со специалистами, например с Александром Панченко, выдающимся ученым, специалистом по древнерусской литературе и истории. По его совету я изучил книгу протоиерея, эмигранта первой волны Василия Зеньковского "История старообрядчества", изданную в 1971 году в Мюнхене. Литературной же основой стали "Житие протопопа Аввакума" – одна из самых величайших книг, написанных на русском языке, "Письма протопопа Аввакума к боярыне Феодосии Морозовой" и "Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой", составленное, по мнению ученых, в конце XVII века и опубликованное во второй половине XIX века.

РГ

Вам удалось сохранить в опере соответствие канонам "житий" или ваши персонажи чисто художественные образы, как боярыня Морозова у Сурикова?

Щедрин

Конечно, проблема художественного воплощения для меня стояла на первом месте. Но я старался придерживаться исторической достоверности. Суриков создал как раз то, что исторической правде совершенно не соответствует: он нарисовал богатую старую женщину, тепло одетую, достаточно комфортно расположившуюся в санях. На самом деле все было не так: Морозову арестовали ночью, как это делается в России. Ее истязали, раздели догола, били плетьми на снегу вместе с сестрой княгиней Урусовой, случайно оказавшейся в ту ночь в ее доме. Княгиню, спрятавшуюся в чулане, нашли, выволокли оттуда и спросили: "А ты как веруешь?" Она ответила: "Как сестра. Крещусь двумя персты". Им ломали кости, надели на шею деревянный ошейник, заковали в кандалы, хотели сжечь, и уже были даже разложены костры, но бояре уговорили царя не делать этого, чтобы не спровоцировать гражданский конфликт в стране. Царь велел тогда сослать их в Боровск, посадить в яму и заморить голодом. И там, в глубокой яме, без продыха, без света, во вшах, в зловонии они погибли. Я использовал в опере страшные диалоги из "Житий": умирающая Урусова просит стражника: "У тебя мать есть? Сходи на речку, постирай рубашку. Я хочу чистой умереть", боярыня Морозова молит: "Дай хоть сухарика". – Стражник отвечает: "Не велено". – "Принеси хоть яблочка". – "Не смею". Это все подтверждено историей. А ведь они были богатейшие женщины, входили в шестнадцать нобель-фамилий России: Милославские, Романовы, Морозовы, Урусовы. Известно, что у боярыни Морозовой во владении было 8000 крестьянских дворов, выезд с 12 лошадьми, во дворе гуляли павлины, ее состояние оценивалось как второе после царского. И она отказалась от всего, пошла на истязание, лишилась даже сына, которого царь, чтобы легче было расправиться с матерью, затравил ядами, – и все это ради веры. Морозова говорит: "Я хочу умереть в той вере, в которой родилась".

РГ

У "тишайшего" царя Алексея Михайловича между тем была репутация "государя, какого бы желали иметь все христианские народы", у вас же он представлен в опере только деспотом?

Щедрин

Он олицетворяет власть. А любая власть всегда деспотична и всегда противоречит человеку, решающему самостоятельно и не коленопреклоненно, что ему кажется пригодным. Власть всегда противоречит любому человеческому выявлению на протяжении всей истории земли.

РГ

Существует трактовка, что раскол раздробил духовное единство народа и стал началом многовековой трагедии, естественным завершением которой явился большевизм. Аналогии в истории неизбежны: и тогда, в XVII веке, и в ХХ-м пострадало огромное количество просвещенных людей, сосланных в Сибирь, на Север.

Щедрин

Религиозный фанатизм – одна из самых страшных проблем, которая сегодня вообще может планету взорвать. Возможности тротила и психология самоубийц, хладнокровно подрывающих себя вместе со случайными прохожими, – это страшная реальность нашего времени. И с этой точки зрения актуальнее сюжета не найдешь. Но меня все-таки во всей этой истории волнуют конкретные судьбы людей, эмоциональная мотивация их поступков. Эти люди сжигали себя – целыми семьями и деревнями, потому что они боялись пыток, боялись пришествия Антихриста, потому что их вера была слита с душой. Мне кажется, что все персонажи моей оперы интересны именно силой своих характеров. Как-то я говорил, что температура в опере должна быть не 36, 6, а 39, 5. Тут, наверное, есть все 40. Опера названа "хоровой", потому что по русской традиции и правилам в наших церквях запрещено использование музыкальных инструментов: только голоса, причем мужские и мальчиковые (женские голоса лишь недавно разрешили использовать в церквях).

РГ

Какую музыкальную стилистику вы используете? Скажем, включается в партитуру знаменный распев?

Щедрин

Прямых цитат в моей музыке нет, но, конечно, я пользуюсь законами знаменного распева, крюкового пения. Я ввел в партитуру и три музыкальных инструмента: трубу и ударные, среди которых есть церковные колокола, цепи, литавры, звучащие как божьи молнии. Надеюсь, что все эти инструменты вызовут у слушателя ощущение звучания полного симфонического оркестра.

РГ

Сегодня состоится концертная премьера "Боярыни Морозовой". Есть ли планы осуществить это в сценическом варианте?

Щедрин

Я больше всего на это рассчитываю. Хотелось бы, чтобы это произошло как можно раньше. Чтобы посмотреть мне это здесь, а не с неба.

30.10.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама