ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Равиль Гайнутдин – председатель Совета муфтиев России, президент Центра ислама в Москве, председатель Духовного управления мусульман европейской части России

17 апреля 2003

Эфир ведет Владимир Варфоломеев.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Сегодня гость "Эха Москвы" муфтий Равиль Гайнутдин – председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России. Уважаемый муфтий, добрый день.

Р. ГАЙНУТДИН – Добрый день, ассалям алейкум.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Рады приветствовать Вас в нашей студии. Вопросов много, проблем много, в том числе тех проблем, в решении которых пытаются принимать участие российские последователи ислама. Это проблемы как внутренние, например, Чеченская война, или проблемы внешней политики – война в Ираке. Несколько дней назад было привлечено большое внимание к словам, сказанным муфтием Талгатом Таджуддином о том, что, дескать, пришло время для того, чтобы объявить джихад Соединенным Штатам за то, что Америка делает в Ираке. После этого даже вмешалась Генеральная прокуратура и пошли некоторые разъяснения, что, дескать, Талгат Таджуддин имел в виду нечто совсем иное, нельзя говорить о возбуждении уголовного дела, о каких-то противоправных деяниях и т.д. Мой первый вопрос, не вопрос даже, а просьба к Вам. Можете ли Вы разъяснить нам, что такое джихад и, действительно ли, это действие может рассматриваться правоохранительными органами, как призыв к межнациональной, межрелигиозной вражде и как некое экстремистское действие?

Р. ГАЙНУТДИН – Я не являюсь прокурором, я являюсь богословом, и только с точки зрения богословия могу ответить на этот вопрос. К великому сожалению, Талгат Таджуддин объявил священный джихад как священную войну, а не как джихад великий, как духовный джихад. И об этом говорят его слова, которые напечатаны в газете, по-моему, называется "Консерватор", да, в газете "Консерватор". Человек, который несколько месяцев тому назад писал статьи, порочащие меня и восхваляющие Талгата Таджуддина, сегодня напечатал его дословные слова в этой газете, где Таджуддин объявляет, что его духовное управление сегодня ночью объявило о начале священной войны, и он начинает сбор средств на закупку вооружения и составляет списки отряда для того, чтобы направить их в Ирак.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Извините, я прошу Вас уточнить время, когда это все было сказано и сделано.

Р. ГАЙНУТДИН – Это все было сказано во время митинга в городе Уфе 3 апреля, и он называет со 2 на 3 апреля ночью его духовное управление объявило священный вооруженный джихад.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Т.е. это как раз те события?

Р. ГАЙНУТДИН – Это те события, поэтому мы даем богословское суждение – не было и нет никаких причин, ни религиозных оснований для объявления джихада кому бы то ни было, России никто не угрожает, на Россию сегодня никто не нападает, нет агрессии. Мы могли бы призвать наших верующих для защиты своего отечества и для отражения агрессии, но стать самими экстремистами и агрессорами, наша священная религия запрещает.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Я помню события первых недель иракской войны, приходили сообщения, например, такого рода: ректор или руководитель крупнейшего исламского университета в Каире объявляет о том, что американским агрессорам объявляется джихад. В соответствии с канонами ислама, кто может объявлять о джихаде?

Р. ГАЙНУТДИН – Объявлять о джихаде, в соответствии с канонами ислама, может только правитель государства на основании заключения ведущего богослова. Если он уверен, что да, есть все причины объявления джихада, на этом основании только может объявлять джихад правитель государства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А если государство светское, как Россия?

Р. ГАЙНУТДИН – В этом случае духовный наставник может дать рекомендацию об объявлении джихада, но принятие решения остается за правителем государства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Я правильно понимаю, что джихад не может быть общественной инициативой?

Р. ГАЙНУТДИН – Джихад не может быть общественной инициативой, не может быть объявлен одним муфтием или одним из рядовых верующих. Для этого нужен совет, совет духовенства, для этого нужно принятие соответствующей фетвы, заключения, после этого заключение идет на стол руководителя как рекомендация, и только руководитель государства имеет право объявлять джихад.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вопрос от нашего слушателя Александра: "Вы правильно все говорите, – пишет он. – Но я верю, что в душе Вы сами считаете, что Соединенные Штаты достойны священной войны с ними".

Р. ГАЙНУТДИН – А мы не спорим с уважаемым слушателем, что США нарушили международные права и агрессивно напали на Ирак, на суверенное государство, поправ все международные права, в том числе не получив резолюцию Совета безопасности ООН. Но это не дает нам, российским мусульманам, права объявлять джихад третьей стороне. Мы сегодня говорим, всегда российские мусульмане были солидарны с теми миролюбивыми силами, которые выступали против войны и против пролития человеческой крови.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Мы продолжим нашу беседу буквально через минуту, после кратких новостей. НОВОСТИ

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – На "Эхе Москвы" муфтий Равиль Гайнутдин – председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России. В том числе из-за того, что случилось с этим т.н. объявлением джихада, я думаю, у многих создается впечатление, что в мусульманской общине России разброд и шатание, что есть несколько лидеров, которые не могут между собой договориться, соответственно, обыкновенные люди, последователи вашей религии, они тоже в некотором смятении. Что им делать?

Р. ГАЙНУТДИН – Я не согласен с Вами. Наша жизнь, наши реалии показывают, и уже показали, что нет никакого шатания и раскола в мусульманской умме России. Те 20 миллионов мусульман России, которые проживают во многих наших регионах, они не прислушивались к призыву так называемого Верховного муфтия каких-то стран, и не известно, когда он получил такой титул, не прислушивались к его призыву, а подошли разумно и послушались именно разумного призыва Совета муфтиев России. Никто не начал сбор средств для закупки вооружения, никто не записывался в отряды для отправки в Ирак на войну с Америкой. И это одно из моих утверждений, что нет никакого раскола в мусульманской умме. Есть раскол среди мусульманского духовенства, среди тех, кто, зная аморальные поступки, неадекватное поведение, неразумные поступки Талгата Таджуддина, до сих пор старается сохранить его. А те авторитетные, уважаемые муфтии, которые возглавляют огромнейшие территории, такие как азиатская часть РФ, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, управляют мусульманскими делами в этих регионах, они встали на путь защиты чести и достоинства мусульманина, и они отказали в доверии Талгату Таджуддину. Вот только это имеется в виду.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Почему Вы называете его "так называемым"? Он же возглавляет Центральное духовное управление мусульман в России, и именно в таком качестве неоднократно за последние годы, как некий критерий, извините, приглашался в Кремль на официальные встречи, в том числе к президенту.

Р. ГАЙНУТДИН – Совершенно верно. Пусть так и называют его, так и называли бы его в свое время. Он является председателем – Верховным муфтием Центрального духовного управления мусульман России, так записано в его уставе и утверждено Министерством юстиции России. Но почему-то СМИ вводили в заблуждение всех наших граждан, объявляя Талгата Таджуддина Верховным муфтием России. Никто не выбирал этого человека Верховным муфтием мусульман России, он является Верховным муфтием для тех муфтиев, которые подчиняются ему и входят в его духовное правление.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Ответьте мне, пожалуйста, тогда, уважаемый муфтий, на такой вопрос. У российских мусульман, коих, действительно, многие миллионы, есть ли у них один человек, единый, извините за это слово, лидер?

Р. ГАЙНУТДИН – Сегодня в России существует три централизованных религиозных организации мусульман.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Т.е. страна поделена?

Р. ГАЙНУТДИН – Страна не поделена, мы знаем, что наша Россия едина. Я хочу сказать, что еще и в царские времена, и в советский период на территории нашей страны не было единого духовного управления мусульман. В царские времена существовали три духовных управления, в советский период было на территории Союза четыре духовных управления, а в России было два духовных управления. Кавказ всегда остается Кавказом, эти духовные управления мусульман республик Северного Кавказа никогда не войдут в другие структуры. Мы должны учитывать сегодняшние реалии. Главы этих трех централизованных мусульманских организаций, они регулярно встречаются с нашим президентом.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Насколько я понимаю, этот вопрос отсутствия одного человека, одного предстоятеля мусульман всей планеты тоже не решен. Может быть, стоит тогда серьезно обсудить предложение, с которым накануне выступил уважаемый муфтий Талгат Таджуддин, с тем, чтобы создать Высший исламский совет планеты и избрать единого духовного лидера всех мусульман?

Р. ГАЙНУТДИН – Я думаю, что после того, как он потерял доверие у своих мусульман, и ему отказали в служении интересам российских мусульман, я думаю, что он сейчас ищет какую-то новую должность для себя, поэтому и объявляет о необходимости избрания всемирного духовного главы мусульман. Если серьезно подойти к этому вопросу, я бы ответил таким образом – такое предложение не может исходить от разумного человека. Человек, потерявший разум, не учитывающий сегодняшние реалии вообще мира и своей страны, может предложить такое.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Объясните почему?

Р. ГАЙНУТДИН – Потому что Талгат Таджуддин, искренне я отвечаю, болен. И об этом его первый заместитель, муфтий Пермской области, ответил журналистам.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Хорошо, уважаемый муфтий, давайте представим, что это предложение не Талгата Таджуддина, забудем о нем. Это мое предложение. Почему оно не может быть реализовано?

Р. ГАЙНУТДИН – Не может быть реализовано, потому что ислам не является христианством. В исламе поставлен принцип демократии, и никто из мусульман не может объявить себя Верховным правителем мусульман всей земли. Тем более в исламе есть очень серьезных два течения: первое – суннизм, второе – шиизм. И мусульмане сунниты и шииты не могут подчиняться одному Верховному правителю мусульман.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Т.е. здесь можно провести параллели между католической и христианской церковью, православной церковью, у каждой из которых свой патриарх?

Р. ГАЙНУТДИН – Совершенно верно. Как можно сегодня объединить католицизм и православие? Давайте исходить из этого. Выбрать или Верховного Патриарха мира для всех христиан, или Верховного Папу для всех католиков мира.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Кстати, Георгий спрашивает: "Как отражается в России разделение мусульман на суннитов и шиитов?"

Р. ГАЙНУТДИН – Отражается очень дружелюбно, хвала Всевышнему, в России нет никаких проблем между мусульманами-суннитами и шиитами, они являются все нашими мусульманами, они подчиняются слову муфтия, они совершают намаз за имамом.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Напомню, что сегодня на "Эхе" муфтий Равиль Гайнутдин – председатель Совета муфтиев России. Следующий вопрос связан с Чечней. Тот конфликт, который продолжается уже скоро как десять лет в этой республике, носит ли он в себе религиозный оттенок, характер?

Р. ГАЙНУТДИН – Нет. Вы знаете, мы неоднократно заявляли, и глава Русской православной церкви Патриарх Алексий II также заявлял о том, что война на территории Чечни, противостояние между федеральными органами власти и республиканскими не носило религиозного характера. И сегодня мы говорим – нет религиозного противостояния на территории Чеченской Республики.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Почему нет? Ведь формально на одной стороне подавляющее большинство – это мусульмане, на другой стороне, федеральной, подавляющее большинство – христиане.

Р. ГАЙНУТДИН – Я не согласен. Вы же знаете, на стороне Аслана Масхадова воевали и представители славянских народов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Разные люди, но в большинстве своем…

Р. ГАЙНУТДИН – Но это не означает, что есть конфликт на религиозной основе. Есть конфликт политический, есть интересы экономические. Я отвечу таким образом – на территории Чеченской Республики федеральные власти не запрещали распространение ислама, пропаганду ислама, строительство мечетей, создание учебных заведений. Все было дано, дана свобода вероисповедания. И нет абсолютно никаких причин начать войну против России, якобы их религиозные чувства ущемляются, ущемляются их права.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Но ведь когда нынешний глава администрации Чечни Ахмад-Хаджи Кадыров был муфтием, во времена правления такого официального Аслана Масхадова, он же призывал к джихаду?

Р. ГАЙНУТДИН – Он призывал к джихаду, но он признал, что он ошибочно призывал. И тогда, нужно сказать, Россия не имела никаких соглашений с самопровозглашенной Чеченской Республикой, в это время, на волне суверенизации республик, все республики объявили о своем государственном суверенитете. Ахмад Кадыров, к сожалению, так и воспринимал, что Чечня – это суверенное государство, против суверенного государства ведется агрессивная война. Исходя из этого, он и объявлял джихад.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Константин возвращается к цифрам, которые Вы называли в начале нашей беседы – 20 млн. мусульман в России. Он считает, что это завышенная цифра.

Р. ГАЙНУТДИН – Я могу сказать, по последним данным, которые предоставлены Фондом Карнеги, в России проживают 25 млн. мусульман. Это не мои оценки, мы оцениваем намного занижено, и мы считаем около 19-20 млн. мусульман проживают на территории нашей страны, и они представляют 38 народов и национальностей нашего многонационального государства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Сколько последователей ислама в Москве?

Р. ГАЙНУТДИН – В Москве от 1,5 до 2 млн. мусульман.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – И количество мечетей?

Р. ГАЙНУТДИН – В Москве 6 мечетей, на территории России более 5000 мечетей. По данным Министерства юстиции России, на территории нашей страны действует около 12 000 мусульманских религиозных организаций, из них более 4000 сейчас прошли официальную регистрацию.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Шесть мечетей даже на 1,5 млн. мусульман в Москве, по-моему, это крайне мало.

Р. ГАЙНУТДИН – Это крайне мало. Мы согласны.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Может ли ситуация исправиться?

Р. ГАЙНУТДИН – Я думаю, что, если мы, мусульмане, сможем собрать средства для строительства мечетей, нет никаких преград для начала строительства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А дело только в этом?

Р. ГАЙНУТДИН – Дело только в этом.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Политический контекст или, извините, даже если хотите, аспект безопасности. Помните недавние обыски, которые, например, лондонская полиция проводила в мечетях в столице Великобритании. Тогда прямо говорилось, что мечети в этой стране – это почти рассадник терроризма.

Р. ГАЙНУТДИН – Хвала Всевышнему, наши власти правильно понимают ислам, достаточное уделяют внимание мусульманам, зная о том, что ислам в России – это традиционная религия. И народы, исповедующие ислам, они не приезжие из Ближнего Востока, как, например, в Лондоне в Великобритании, они живут на исконных своих землях, в том числе и в Москве наши власти правильно понимают, что в Москве проживают граждане России, исповедующие ислам, и они имеют полные права для того, чтобы удовлетворить свои религиозные потребности.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Огромное Вам спасибо. Сегодня в гостях на "Эхе Москвы" был муфтий Равиль Гайнутдин – председатель Духовного управления мусульман европейской части России. Спасибо, мир Вам.

Р. ГАЙНУТДИН – Спасибо.

Радиостанция "Эхо Москвы",16 апреля 2003г.
[оригинал интервью]

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама