ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Наука против мифов

Александр Хоменков :: 31 октября 2006

Последние годы во всем мире – в том числе и в России – идут горячие споры по поводу достоверности эволюционного мировоззрения. Многие ученые самого высокого уровня высказывают свое несогласие с положениями, неосторожно высказанными в свое время английским натуралистом Чарльзом Дарвиным, и встают на позицию креационизма – учения, признающего факт сотворения нашего мира. В то же время в школах, как ни в чем не бывало, продолжается преподавание дарвинизма. В православных же духовных учреждениях ведутся разговоры об эволюции, направленной Божественным Промыслом. Однако подобное учение о направленной эволюции несовместимо с православным мировоззрением. Наш внештатный корреспондент попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию ученого-креациониста, члена редакционного совета альманаха "Сотворение" Александра Сергеевича Хоменкова.


Александр Сергеевич, поясните нашим читателям, что такое научный креационизм и какова история этого движения?

Слово креационизм происходит от латинского creatio – созидание, сотворение. Этим термином в противовес эволюционной гипотезе принято называть учение о сверхъестественном, Божественном сотворении мира. Библейское повествование о Сотворении мира – это и есть креационное учение. Что же касается термина "научный креационизм" – то здесь имеется в виду попытка обоснования представлений о таком сверхъестественном Сотворении мира научным путем...

Несколько десятилетий назад на западе протест против эволюционной доктрины принял организованные формы в виде движения научного креационизма. В 1963 и 1964 гг. в США были созданы Общество креационных исследований и Ассоциация библейской науки. В 1972 г. в Сан Диего был открыт Институт креационных исследований. По данным на 1993 г., в этом институте работало на постоянной или временной основе 25 докторов наук, получивших научные звания в известных светских университетах. Общество креационных исследований на этот год составляло более тысячи членов, проживающих в различных странах мира.

Не свидетельствуют ли эти факты о том, что научный креационизм является чисто западным явлением, выросшим в протестанской среде и чуждым Православию? Об этом, кстати, говорят некоторые православные ученые и журналисты. Насколько совместимо православное мировоззрение с научным креационизмом? Чем научный креационизм может вообще "помочь" православному человеку и его мировоззрению?

Когда речь идет о чисто научных исследованиях, то конфессиональная принадлежность отступает на задний план. К примеру, когда ученый предоставляет научные аргументы по поводу того, что особенности функционирования генетического аппарата не вписываются в дарвиновскую схему происхождения видов, не имеет значения, кто этот ученый по своей конфессиональной принадлежности. Важно другое – насколько предоставленные им аргументы научно обоснованы. Если другой западный ученый публикует книгу, в которой проводит подробный разбор всех известных окаменелостей "обезьяночеловека" и делает обоснованный вывод, что все эти окаменелости относятся либо к вымершим видам обезьян, либо к исчезнувшим с лица Земли "расам" людей, к его выводам нам, православным, также следует прислушаться. За десятилетия своей работы западные ученые-креационисты накопили огромный научный материал, не воспользоваться которым здесь, в России, было бы глупо...

Теперь по поводу того, чем научный креационизм может помочь православному человеку. Если этот православный человек сумеет выйти из стен современной школы по каким-либо причинам не поверив тому, что ему говорили на уроках биологии о происхождении жизни и человека, тогда, возможно, ему научный креационизм и не нужен. Но обычно дети верят тому, что им говорит на уроках биологии учитель. А учитель, если, конечно, он не знаком с трудами ученых-креационистов, безоговорочно дает традиционную эволюционную картину происхождения жизни и человека, в которой нет места Творцу, и называет эту картину единственно научной.

В таком случае в историческом пути околонаучных мифов должна прослеживаться своя определенная логика, свои цели и задачи. Что Вы можете сказать на этот счет?

Я думаю, такую логику можно обнаружить. В характере воздействия околонаучных мифов на жизнь человечества можно выделить два периода – материалистический и пантеистический. И в обоих этих периодах человеку навязывается мысль, что, вот мол, наука, наконец, предоставила тебе истинное мировоззрение, и на основании этого мировоззрения ты должен строить всю свою жизнь, в том числе свое отношение к религии. В России такая инструкция во все времена почему-то воспринимается с особым доверием...

Под знаменем материализма "просвещенное" человечество стало шагать с конца XIX в. вплоть до самого последнего времени. Но в настоящее время этот период, практически, уже закончился, и общественная жизнь постепенно переходит из материалистического в пантеистический период околонаучного мифотворчества.

Для этого пантеистического периода представления о целесообразности живой природы уже допускаются, но они, как правило, строго привязываютсяк пантеистическим представлениям о "боге-природе" – некой разлитой в мироздании безликой силе, направляющей эволюционный процесс в строго заданное русло. Воздействие на Православие со стороны околонаучных мифов в этот период совершенно иное, по сравнению с материалистическим. Здесь речь идет уже не столько о "силовом" его подавлении, сколько о стремлении поместить его в мировоззренческую систему пантеизма. Дескать, продолжайте выполнять свои православные обряды, но понимайте, что вы, при этом, имеете дело не с личностным Богом, но с безликой силой мироздания, и ваша вера является всего лишь одной из форм "подпитки" духовной энергией из безличного резервуара "бога-природы", равнозначная духовному опыту других религий и духовных практик.

Ведь если нет личностного Бога, сотворившего Вселенную "из ничего", то человек остается высшей личностью во Вселенной, и сам определяет, что хорошо, что плохо и какую форму "подпитки" энергией от "бога-природы" ему следует выбрать. Такое мировоззрение является духовной основой различных оккультно-теософских практик, основой неоязычества, и современному "просвещенному" околонаучными мифами человеку христианство преподносится как одна из форм таких практик. При этом – как форма, уступающая по своей силе и эффективности различным "тайным доктринам" Востока.

Но ведь такое пантеистическое мировоззрение далеко не ограничивается российской жизнью?

Да, конечно. Пантеизм вообще есть явление гораздо более масштабное, чем материализм: он глубоко укоренился в духовных традициях целых народов. Поэтому и последствия пантеистического периода околонаучного мифотворчества для человечества имеют более пагубные последствия. Материализм можно считать лишь крайней, упрощенной формой пантеизма.

В настоящее время пантеистическое мировоззрение положено в основу движения "новый век" (new age), стремящегося объединить различные оккультные практики Востока и Запада в одно целое. И неотъемлемой частью этого движения являются представления о направленной некой таинственной силой эволюции, которая теперь переходит из биологической плоскости в духовную. Дескать, в будущем у человека должны эволюционно развиться сверхъестественные способности, благодаря которым он выйдет на качественно более высокий эволюционный уровень, станет обладать уникальными магическими дарованиями. Кстати, подобные идеи расцвели в свое время пышным цветом в нацистской Германии. Новая раса "сверхлюдей", обладающих магическими способностями, согласно бытующим в Третьем Рейхе представлениям, должна была эволюционно развиться из наиболее чистых арийцев.

Парадоксально, но факт. Подобные же представления о направленной некой высшей силой эволюции в настоящее время широко распространены в разных "христианских" конфессиях, в том числе и среди людей, называющих себя православными. В России таких представлений придерживаются известные богословы, которые преподают в духовных семинариях, академиях и в других учебных учреждениях. Наша страна в течение каких-либо ста лет второй раз наступает на одни и те же грабли околонаучного мифотворчества, теперь, правда, уже на их пантеистические зубья.

Происходит ли при принятии современными православными богословами представлений о направленной эволюции отмежевание от связанных с ними пантеистических взглядов и оккультных практик?

Конечно, современные православные богословы пытаются объединить идею о направленной ("теистической" или "теологической") эволюции в одно целое именно с православной догматикой, а не с оккультными доктринами Третьего Рейха или же современного неоязычества. Кому-то удается создать иллюзию подобного объединения лучше, кому-то хуже. Но в любом случае речь идет о попытке синкретически соединить несоединяемое...

В последние годы об этом писали российские богословы – в этом направлении работает миссионерско-просветительский центр "Шестоднев", созданный по благословению нашего Патриарха.

В дополнение к этому я могу лишь обратить внимание на духовный смысл внедрения чуждого учения эволюционизма в православную среду и на его возможные последствия. Представим себе, что в один сосуд налили воду и масло и стали этот сосуд энергично взбалтывать. В результате создается иллюзия соединения двух жидкостей в одно целое. Но это только иллюзия – масло и вода после окончания взбалтывания все равно разделятся. Такой же иллюзией является и результат работы богословов-эволюционистов, направленной на соединение в одно целое эволюционизма и Православия.

Эволюционизм в любом случае останется внутри православной среды чуждым элементом, проводником родной для него стихии пантеизма, оккультных практик и неоязычества. Здесь можно проследить свою логику, очень опасную, связанную с тем, что "теистический" эволюционизм является неотъемлемым компонентом пантеистического мировоззрения. Помните историю с "троянским конем", из-за которого пала Троя? И в данном случае пытаются провести "троянского коня" "теистическо-пантеистического" эволюционизма внутрь церковной ограды и при этом убеждают нас, что так, мол, надо, иначе мы превратимся в маргиналов, отставших от научно-технического прогресса.

Но ведь и в материалистический период околонаучного мифотворчества на православных в нашей стране тоже смотрели, как на маргиналов, отставших от научно-технического прогресса. И никакие компромиссы со стороны Церкви в тот период не смогли бы помочь преодолеть этот предрассудок. Те, кто не побоялся остаться в те времена "маргиналами", сохранили Православие, а над "научными" доводами гонителей Церкви теперь может посмеяться любой мало-мальски образованный человек. Так же следует относиться и к современным околонаучным мифам пантеистического характера. Иначе ведь мы можем превратиться в одну из форм движения "новый век", в его "филиал православного обряда".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама