ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Американский миллион и золото партии

Алла Латынина :: 01 ноября 2006

Признаться, я была удивлена известием, что Анатолий Салуцкий написал религиозно-философский роман, который сочли достойным масштабного обсуждения в "Литературной газете". Правда, в публицистике Салуцкого последних лет нередко попадаются слова "духовность" и "религиозность", но живут они в весьма специфическом контексте. То писатель пожалуется в "Парламентской газете", что наши СМИ "тормозят любые попытки изменить ситуацию в духовной сфере, внедряя в общественное сознание вирус пессимизма", то разоблачит порочный метод Владимира Познера, заключающийся в навязывании нравственных ценностей иной культурно-религиозной среды, то напомнит, что либералы на парламентских выборах потерпели поражение, а вот на НТВ Шустер, Миткова, Сорокина, зараженные вирусом неприятия российского, исторического, духовного "ноу-хау", все еще ведут разрушительную деятельность. (Все эти статьи не по старым подшивкам пылятся – красуются на сайте писателя.) Я не о том даже, что принцип "падающего толкни" вовсе не Христос проповедовал, но как с таким лексическим аппаратом можно написать роман, способный стать литературным событием? "Разве что чудо?" – приходят на ум слова булгаковского героя.

Чуда не происходит. Персонажи какие-то черно-белые, как фигуры на шахматной доске: сусальные православные и добродетельные партийцы, объединенные страхом перед западной заразой, – положительные, а им противостоят подлецы, мерзавцы и прохвосты, участники заговора по растлению России. Главный герой, Петр Вульф, чуть было не стал орудием Запада, да вовремя направлен автором на путь истинный. Идеологическая задача торчит, как плохо забитый гвоздь: показать, как после позорных лет горбачевско-ельцинской смуты в державу возвращаются не просто государственность и порядок, страна обретает идею о богоизбранности русского народа.

И все же это довольно забавное чтение. Комический эффект в сатирическом произведении – результат стратегии автора. В трэшевой литературе подобный эффект возникает там, где автор менее всего на него рассчитывал. Постмодернистские эксперименты с советским стилем сделали свое дело: попытки его упрямого возрождения воспринимаются как пародия. (Так после выставок соц-арта невозможно без улыбки смотреть на какую-нибудь наивную Доску передовиков уже капиталистического производства: она кажется подражанием картинам Комара и Меламида.)

Многие сцены романа Салуцкого вызывают улыбку. Вот старинный приятель главного героя сочиняет сказку, где Великий инквизитор Достоевского встречается с Великим идеологом, в роли которого выступает покойный Александр Николаевич Яковлев: противники Христа, оба они хотят ввести человека в дьявольское искушение, только Великий идеолог больше преуспел на этом пути, назвав сатанинские постулаты католицизма "общечеловеческими ценностями" (что вызывает одобрение Инквизитора). Автор серьезен, но именно оттого его пародия на Достоевского уморительно смешна.

Комический эффект производят разбросанные по всей книге обвинения католицизму – следы эклектичной начитанности автора. Ну да, евразийцы, на которых любит ссылаться Салуцкий, питали антипатию к католичеству, еще раньше Достоевский подозревал его в готовности к союзу с социализмом. Однако ж ареной коммунизма оказались вовсе не католические страны – чего же теперь любимому герою Салуцкого, отцу Серафиму, запоздало причитать, что "Ватикан, подменивший Божье кесаревым, прямо протягивает руку коммунизму, чтобы заключить союз во имя Антихриста". И где в современном католичестве притязания на светскую власть?

А сюжетные повороты романа? Нельзя без смеха читать историю про американо-еврейский капитал, который надо отдать первому встречному, но желательно еврею, про миллион, летящий из Америки в Россию, чтобы попасть в руки главному герою: на него-то и построят церковь в деревне Христорадово. Да понимает ли автор, какой символ создал нечаянно: православие возрождается в России на американо-еврейские деньги? И это при том, что возлюбленные автором новые христиане из бывших партийцев на церковь не дают ни полушки, хотя и прибрали к рукам немалые капиталы. "Это мы с вами, – простодушно льстит бывшему секретарю обкома его подчиненный, – и есть золото партии, ее наследство", – не замечая двусмысленности комплимента. Ибо принципиальный коммунист Аршинин пошел-таки служить капиталу, ездит по своей недавней вотчине, уговаривая знакомых красных директоров передать предприятия промышленной группе банка, где сам он получает кругленькую сумму за посредничество. Но эту коммерческую деятельность автор именует работой на благо России: бывший секретарь обкома объясняет клиентам разницу между "рвачами из новых русских и теми, кто стремится "сохранить промышленный потенциал страны". Попросту "разводит" их, если воспользоваться выразительным жаргоном. Получается, что рвачи ездят в дорогих машинах, покупают виллы и яхты для себя, а те, кто сменил партийные кабинеты на банковские, делают то же самое для России, проникшись "истинно религиозной верой" в ее предназначение. Ну как тут не улыбнуться?

Кстати, о религиозности тех, кто составляет "золото партии". Некогда Бердяев, рассуждая о Марксе как религиозном типе, остроумно заметил, что ветхозаветное понятие богоизбранного народа, впитанное им с детства, Маркс заменил избранным классом-пролетариатом. Бывший марксист Салуцкий производит обратную замену. Его любимый герой, старый профессор-еврей, сообщает в письме к сыну, что произошел перенос богоизбранности: теперь ее носитель – русский народ. А главное событие романа – обретение в деревне Христорадово, где пересекались древние торговые пути, каменных скрижалей Нового Завета. Это тоже смешно, но, боюсь, истинный христианин увидит здесь уже не комизм, а ересь. Это ветхозаветный Бог предписывает заповеди народу, с которым заключил завет. Но Христос не заключал завет ни с каким народом, его благая весть, Евангелие, – не о народе, но о душе. И именно там, в душах человеческих, должно отпечататься слово Христово, а не на каменных скрижалях, что попали в деревню Христорадово. Что ж до богоизбранного народа, то это совершенно противохристианское понятие: Христос перед распятием пророчествовал, что благая весть будет "проповедана во свидетельство всем народам", апостол Павел учил: "Несть ни эллина, ни иудея во Христе". Эта обращенность к душе и к человечеству и сделала христианство мировой религией. Так стоит ли православию предавать Христа, делаясь религией национальной? Парадокс в том, что Салуцкий, проповедующий национальное православие, не чувствует сути христианства. Здесь можно было бы заметить, что он следует за евразийцами, которых любит упоминать, если бы не то очевидное обстоятельство, что и евразийство им понято вульгарно: не как призыв к духовному пробуждению и самостоянию, но просто как объявление войны Западу. Некогда Георгий Флоровский, религиозный философ, принявший священнический сан, пройдя через увлечение евразийством, сурово осудил его в знаменитой статье "Евразийский соблазн": "В их избрании и воле Восток Ксеркса победил Восток Христа". Тут имеется в виду знаменитое стихотворение Владимира Соловьева "Ex oriente lux", заканчивающееся вопросом, обращенным к России: "Каким ты хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?" Вопрос задан давно, но остается актуальным, пока появляются книги, где универсализму христианства, русской всемирности, провозглашенной Достоевским, противопоставляется замкнутое сознание статичной культуры, ощетинившейся против всего мира. Впрочем, я сбилась на серьезный тон. Роман (для которого автор комичным образом заимствует название из антирусского трэшевого продукта Флеминга) того не стоит.

01.11.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама