День народного единства, который мы отмечаем нынче во второй раз, праздник новый, с еще неустоявшимися формой и содержанием. Поэтому резонно лишний раз обратиться к его глубинному смыслу, к его соотнесенности с нынешним днем.
Новый памятный день в нашем календаре восходит к славным героическим традициям 1612 года, связанным с освобождением Москвы от иноземных захватчиков народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Эти традиции многогранны и отражают различные стороны жизни тогдашнего общества и государства политическую, военную, социальную. Последняя особенно актуальна для нашего времени.
Захват Кремля иноземцами послужил мощным толчком к развитию событий, которые, говоря фигурально, "перепахали" сознание наших предков, способствовали возникновению новой системы ценностей, включающей проявление патриотизма, силу общественных инициатив, органическое слияние индивидуальных и национальных интересов. Характерный пример. При сборе средств среди населения на нужды народного ополчения одна еще не старая женщина сказала сборщикам: "Я вдова. У меня есть двенадцать тысяч рублей. Десять возьмите на общее дело. А две я оставляю себе на жизнь".
Десять тысяч рублей по тем временам целое состояние. Конечно, немногие могли позволить себе такие пожертвования. Но буквально каждый считал своим долгом и священной обязанностью внести свой посильный вклад в обеспечение народного ополчения. Сознание всеобщей причастности к справедливому делу породило небывалое явление: традиционная вера в царя (царя-то в конце Смутного времени просто не было) трансформировалась, хотя бы на время, в уверенность в собственные силы народа. Говоря современным языком, в России возникли элементы гражданского общества.
Это проявлялось не только на бытовом уровне, но и в государственном управлении. Так, в Ярославле был создан общегосударственный орган власти-"Совет всей Земли", своего рода "земское правительство". Оно состояло "из всяких чинов выборных людей" от всех городов. Кроме того, в него вошли представители дворянства, посадских и уездных людей. В нем почти не было представителей высшей феодальной знати. Были восстановлены и органы центрального управления приказы.
Другой немаловажный факт. События 1612 года привели (впервые в Российской истории) к появлению не былинных, а реальных национальных героев, кровно связанных с низшими и средними сословиями. Кузьма Минин, как известно, занимался торговлей мясом. За свой ум и инициативность он был избран земским старостой одного из посадов Нижнего Новгорода. Богатырского телосложения сорокалетний староста вызывал доверие как у торговцев, так у ремесленников и крестьян.
33-летний князь Дмитрий Пожарский, несмотря на свой громкий титул, принадлежал к служилому дворянству, то есть должен был добывать свой хлеб административным и ратным трудом. Близость к народу помогала этим двум выдающимся руководителям опираться на энтузиазм специалистов пушкарей, оружейников, шорников и простых исполнителей.
Короче, стержнем событий 1612 года стали новые явления в социальной жизни, в самоорганизации массовых социальных групп во имя достижения личного и национального благополучия. Такая направленность хорошо соотносится и с тенденциями в нашей жизни. Так, нынешние российские национальные проекты по улучшению жилья, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в успешной реализации которых лично зантересовано абсолютное большинство наших граждан, требуют выдвижения на местах неформальных лидеров, способных повести за собой общественность. Государственные инициативы должны подкрепляться инициативами гражданскими. Тогда и все дела будут решаться скорее и эффективнее. В России немало инициативных, ответственных людей, готовых к поступкам, которые имеют гражданскую ценность. Например, недавно в Кремле доярка из Вологодской области Нина Брусникова была награждена Звездой Героя России за спасение коров коллективного хозяйства во время пожара. Во многих российских городах и селах возрождают Доски почета, отмечая труд и достижения своих лучших граждан.
Человеку по заслугам воздается честь об этом хорошо помнят и в современной Беларуси.
На мой взгляд, праздник Народного единства это единение людей, которые реализуют свой патриотизм конкретными делами во благо себе и Отечеству.
02.11.2006
Источник: Союз (приложение к газете Российская газета)