Одним из примечательных культурных событий уходящего 2006-го стала выставка произведений Артёма Киракосова в Венгерском культурном центре, посвящённая закрытию года Венгрии и открытию года Армении в России. Самобытный художник, с которым наши читатели познакомились в № 9/05, и на этот раз удивил многогранностью своего таланта, показав не только графику и живопись, но и фотографии, и тексты, открыв зрителю "мир собственных видений".
Перед некоторыми листами графики (в основном чёрная тушь) Артёма Киракосова я вставал на колени. Зал в Венгерском культурном центре на Поварской, 21, где две недели проходила выставка этого художника, маленький, несколько работ стояло на полу, и как следует рассмотреть их можно было именно так, с колен. Меня это нисколько не угнетало.
Познакомились мы лет двенадцать назад, скорее всего в Республиканской детской клинической больнице, опекаемой нашим приходом, у каждого из нас там было своё дело. А потом, после землетрясения в Спитаке, Тёма пригласил меня на открытие своей выставки: рисунок, живопись, фотография.
Артём Киракосов московский армянин (его отец приехал в Москву в 1947 году). Уважение и симпатия, которые он вызвал во мне после знакомства на той "спитакской" выставке, лишь укрепились на нынешней, в Венгерском центре.
Тогда, в 1988-м, Артём хотел в беде быть со своим народом и приехал в Армению в составе отряда спасателей спасать и рисовать. Рисунки, сделанные им в Спитаке после землетрясения, поразительны по силе воздействия. В лицах, фигурах, пейзажах, сценках я, никогда не бывавший за Кавказским хребтом, почувствовал дух, аромат Закавказья и его трагедию.
В 2004 году была ещё одна выставка Киракосова в музее Декоративно-прикладного искусства. Графика, живопись, фотография. На снимках близкая, но для многих не очень знакомая Венгрия. После нескольких встреч эта страна стала Артёму родной. Так что, наверное, не миновать было этой встречи Армении и Венгрии в одной экспозиции, даже более многоплановой, чем прежде.
И вот я стою на коленях перед очередным листом Киракосова и не спешу переползать к соседнему. Огромный человек нет, не мужик, мужик это Россия, а тут горец, крепкий, древний, но не старый; мощью, прочностью, молчанием дуб. Садовник Гарник сидит за столом, а на нём на блюдах, на полу в корзинах выращенное им: яблоки, груши, сливы. Спокойное лицо, добрые руки, в правой посох...
А вот лист "Вверх". Улыбающийся человек на ишачке движется по еле заметной стёжке. Как она ухитрилась вызмеиться среди скал и валунов?..
"Ущелье" загадочный рисунок. Узкий пропил-трещина в сплошной скальной стене. Глубина неимоверная. Несколько уступчиков, на каждом по дереву. Судя по кроне это именно деревья, а не деревца и не кустики. Дно ровное, конная повозка проедет, а там, вдали, куда уходит трещина, за скальной стеной, светло. Самые разные мысли-ассоциации вызывает эта щель. Неясные, но светлые.
"Эгоист". Прямой и тонкий ствол дерева, наверху приплюснутый шар-крона. Один. Вдали рядок пирамидальных тополей. Почему эгоист? По мне, так задавака.
"Улыбка. Волосы. Не моя девушка". Невозможно не залюбоваться...
Но что твердить: "халва, халва"?! Это надо видеть.
Живописные композиции Артёма ярки, красочны, радостны. Великолепны фотографии. А как график Артём Киракосов, на мой взгляд, единственный в своём роде. И в смысле техники, и по выразительности, и во всех иных смыслах.
С выставки я уходил с чувством неутолённого голода. Каково, разглядывая зачаровывающий рисунок "Облака и Деревья. Горы и Монастыри", прочесть пояснение: "На 4-х листах, № 3"? Я хочу видеть и № 1, № 2 и № 4! А ведь такие приписки на многих листах.
Творчество Киракосова пример того, какой дивный плод даёт ветка-привой одной культуры, обжившая мощный ствол другой, пусть и гораздо менее древней.
...Читая на выставке его тексты, я видел лицо, глаза, улыбку Артёма, слышал его сбивчиво-взволнованный речитатив. Он называет себя неизвестным художником. Это не кокетство и не неутолённое тщеславие, не вина его и не беда. Это констатация. Может, и грустная, но хочу надеяться не окончательная. †
Артём Киракосов:
Жизнь как краткое путешествие
Есть страны, где ты – дома, среди своих. Где всё-всё тебе знакомо. Тысячелетиями ты жил здесь. Что-то было, когда-то... кажется, и с тобой тоже... в этой стране. Такова Венгрия – для нас, конечно. Такие у нас с Леной были ощущения. Эстерхази, её любимый Гайдн, Бетховен, Брамс, Лист, Мункачи, Чонтвари, Вазарелли... Эта страна прекрасна. Это – ПАРК СЕРДЕЧНОСТИ, восьмая выставка цикла СЧАСТЬЕ ЖИТЬ, рождения лета 2003-го.
Эта выставка важна для меня ещё и потому, что я завершаю показ двух циклов "Путешествие пером" (1979–1985) и "Шедевры на уроках" (1985–1987). Не было возможности показать их сразу, целиком, показываю по частям, в двадцать пять лет. Не быстро. Но я успел. Дожил!
Я высадился после перевала на Сисиан и шёл по горам Армении через Ангехакот, Кошундаш, Лор – на Татев, Горис, Кафан. Это мой второй переход из Армении в Грузию... Тогда, в 1980-м, двадцать пять лет назад, мне исполнялось двадцать два... Шёл, останавливаясь там, где заставали меня желание, ночь, дикие груши, кизил, шиповник, водопады, менгиры на перевалах, хачкары в стенах древних монастырей, красивые, добрые люди страны, окаменевшей от горя, бесконечной воли к красоте и свободе, от терпения и страданий.
Завершал я уже в Москве, не выходя сутками из комнаты, укрывая плотно штрихами, пером и тушью, листы белого ватмана, и в подвалах Суриковки, куда перебрался осенью... Весной работа была завершена – первая часть цикла "Путешествие пером".
На третьем-четвёртом курсе в других подвалах, на Профсоюзной – Академической, где у меня была мастерская и где я переклеивал портреты членов политбюро в алфавитном порядке (одни умирали, других принимали) и "выпускал" яркие стенгазеты в алых, пожарно-праздничных тонах, я путешествовал во "внеурочное" время по загрунтованным в бледные, нежные тона картонам и оргалитам – смешивая акварель, карандаши, пигменты, бронзу, золото, серебро, масло, темперы, тушь, эмульсионку, лаки – всё! Используя кисти, перья, флейцы, мастихины, тростник, палочки заточенные, пальцы обеих рук... Путешествовал по праздничным своим внутренним видениям, засыпая прямо на столе счастливо, в обнимку с оконченным только что "произведением". Шедевром, как казалось тогда мне, художнику-оформителю. Это вторая часть цикла "Шедевры на уроках".
Художник всегда побеждает. Всегда. ...Фашисты уже маршируют по Москве в день "единения и согласия". Бритые, эта страна никогда не была вашей. Свет во тьме светит. И светил всегда. И тьма не объяла Его. Россия – страна Фета и Апухтина, Соловьёва и Бердяева, Рублёва и Дионисия, Северянина и Бальмонта, Стравинского и Скрябина... Художник – творец. Кто, как не художник, должен взять ответственность за страну, в которой живёт?
Люби тех, кто любит тебя. Это обязательно. Пробуй, получится. Старайся меньше общаться с теми, кто "не твои". Ищи "своих". А с другими... Бог с ними. Помогай им, здоровайся, молись, молись, если сможешь...
Обожаю друзей (и их друзей). Для них и делаю выставки. Господь назвал нас друзьями – это святое слово.
Мы все вместе на этом пути: те, кто сошёл, и те, кто движется. ЖИЗНЬ КАК КРАТКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ продолжается.
Из авторского текста, написанного к выставке