Он родился 30 октября (11 ноября) 1821 года, а умер 125 лет назад в 1881 году. Споры и страсти по Достоевскому не утихают и, очевидно, не утихнут никогда. Выходят статьи и книги у нас и за рубежом. Проходят Международные Достоевские чтения. Его имя и произведения будоражат, волнуют, нервируют. Он истинный возмутитель человечества.
Все пытаются разгадать феномен Достоевского: кто он такой! что написал! что напророчил! и что говорит он нам сегодня!
"Господа, меня мучат вопросы; разрешите их мне".
Один из первых исследователей Достоевского Валериан Майков отмечал, что "Гоголь поэт преимущественно социальный, а Достоевский по преимуществу психологический". Психология вот океан, куда с головой нырнул Федор Михайлович. "Пловец страшных человеческих глубин, провидец тьмы, рудокоп души", так определял его критик Юлий Айхенвальд.
Многие психические состояния человека названы в честь писателей садизм, байронизм, мазохизм, толстовство и т. д. А достоевщина (был такой вульгарный социологический термин) это про все человеческие состояния, а заодно и пороки, бездны и страхи разом. "Злобный, махровый враг революции", так называли Достоевского в советские времена. "Архискверный Достоевский", считал Ленин.
Бездны Достоевского
Политик и историк Петр Струве в 1931 году в Белграде произнес речь в память Достоевского, в которой отметил, что "личный душевный опыт Достоевского воплотился в фигуры и драмы его произведений: то, что думают и делают его "герои", этим жил он сам, над этими безднами он сам стоял, не отвлеченно, не "воспроизводя" их, как воспроизводили драмы жизни другие художники, а в самом подлинном смысле слова. Раскольников это не произведение Достоевского, это сам Достоевский. Соберите Карамазовых, Федора Павловича, Ивана, Дмитрия и Алешу, и вы получите Достоевского. Или иначе: разложите Достоевского на отдельные стороны его страшно сложной натуры и вы с изумлением, даже скажу: с содроганием, увидите перед собой Карамазовых..."
Дополним Струве: а Смердяков? Это разве не частица самого Достоевского? А в скольких людях сидит этот Смердяков лакей и сволочь! Так что четыре брата Карамазовых, включая Смердякова, страшная полифония русского национального характера от бунта до смирения и покорности, от благородства к подлости и злодейству. "И с чего это взяли эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения?.." вопрошал человек из подполья у Достоевского.
Великие ученые Ухтомский и Бехтерев считали, что Достоевский дал для психологии и психиатрии больше, чем все профессиональные психологи и психиатры. Сам писатель говорил: "Меня называют психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой". Но то, что "изображал" Достоевский, дало обильную пищу для многих смежных дисциплин для философии, теологии, психологии, социологии.
Знаменитая фраза писателя: "Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей".
Мнения и оценки
Интересно, что каждый пишущий о Достоевском воспринимает его по-своему и дает сугубо субъективные оценки, которые бывают часто полярными. Многоцветие pro et contra. Философ Лев Шестов отмечает, что Достоевский не только один из самых трудных писателей, но и самый мучительный. Народник Николай Михайловский сказал про Достоевского "жестокий талант", а Максим Горький "ядовитый". А еще Горький говорил: "Это огромная фигура, но это жуткий мстительный человек. Это враг жизни". А сам Достоевский утверждал, что "в несчастье яснеет истина". Про "врага жизни" недавно на Западе вышла очередная книга под названием "Светлый и жизнерадостный Достоевский". Так, светлый или мрачный?..
Не в тонах и красках дело. "Величайший писатель и мыслитель всех времен и народов", такова оценка Сергея Булгакова. А Оскар Уайльд с горечью говорил, что после Достоевского "нам остались только эпитеты", то есть все "проклятые вопросы" жизни поставлены.
"Достоевский дает мне больше, чем любой ученый, отмечал Альберт Эйнштейн. Он вызывает у меня этический порыв такой непреодолимой силы, какой возникает от истинного произведения искусства".
"Достоевский не просто сильно повлиял на меня, признавался Уильям Фолкнер, я получаю огромное удовольствие, перечитывая его, и я по-прежнему перечитываю его примерно каждый год. Его мастерство, проникновение в человеческую душу, способность к состраданию делает его писателем, к которому хотели бы приблизиться многие, если бы могли. Он был одним из тех, кому поистине удалось сказать: "Я был в этом мире".
Вирджиния Вулф: "Романы Достоевского это бурлящие водовороты, самумы, которые с шумом и свистом засасывают в себя. Они состоят целиком и полностью из душевной материи. Против воли нас захлестывает, вращает, мы слепнем, захлебываемся, и в то же время испытываем головокружительный восторг..."
"Не будем называть их романами, писал Стефан Цвейг о творениях Достоевского, не будем применять к ним этическую мерку: они давно уже не литература, а какие-то тайные знаки, пророческие звуки, прелюдии и пророчества мифа о новом человеке... Достоевский больше, чем поэт, это духовное понятие, которое вновь и вновь будет подвергаться истолкованию и осмыслению. Образ русского писателя пронизывает и озаряет сегодня все сферы духовной жизни поэтическую и философскую, духовную и культурную".
Герман Гессе считал Достоевского прежде всего "пророком, угадавшим исторические судьбы человечества".
Во времена цензуры Даниил Гранин пытался сказать частичную правду о писателе: "Читая Достоевского, становится стыдно это драгоценное качество гения... Как он умеет изображать низость, лицемерие, ханжество, жестокость! Нет, нет, это не больной талант, скорее целительный, не жестокий, а гуманный. Может быть, когда мы жаждем изо всех сил показать лишь хорошее, доброе, возвышенное, добродетельное, когда мы хвалим и отбираем лучших, примерных мы усыпляем совесть, требовательность, мы льстим людям, народу. Авторитет, накопленный русской литературой, укреплялся, в частности, неустанным обличением пороков и заблуждений. В этом принимали участие не только Достоевский, а и вся великая русская литература, имевшая смелость говорить своему народу слова гнева, печали... Потревожить совесть сегодняшнего человека не просто. Она защищена ловко и надежно..."
Ниспровергатели
Подобных положительных и восторженных оценок и высказываний о Достоевском можно привести множество. Это, как говорится, "за". Но много есть и "против".
Лев Толстой возражал: "Нельзя ставить памятник человеку, который весь борьба". А еще как-то Лев Николаевич сказал про Федора Михайловича: "Он был болен и думал, что весь мир болен".
Достоевский, по Томасу Манну, больной гений, ясновидец сатанинских глубин, преступник...
"Полубесноватый, полусвятой" это уже мнение Дмитрия Мережковского.
Максимилиан Волошин: "Войдите в мир Достоевского: вся ночная душа России вопит через его уста множеством голосов. Это не художник, это бесноватый, в котором поселились все бесы русской жизни. Ничего не видно: ни лиц, ни фигур, ни обстановки, ни пейзажа одни голоса, спорящие, торопливые, несхожие, резко индивидуальные, каждый со своим тембром, каждый являющий сущность своей души и до конца".
Развенчивал Достоевского и Владимир Набоков: "Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с дофрейдовскими комплексами, упоение унижением человеческого достоинства, все это вряд ли может вызвать восторг. Меня не увлекает, как его герои "через грех приходят к Христу". А русский писатель Бунин выразился еще крепче: у Достоевского, мол, Христос в каждой бочке затычка. Так же, как меня оставляет равнодушным музыка, я, к сожалению, равнодушен и к Достоевскому-пророку..."
Набоков читал лекции о русской литературе, и в частности о Достоевском, в американских университетах. Набоков отмечал и такие детали, что герои Достоевского "никогда ничего не произносят, предварительно не побледнев, не зардевшись". Кстати, исследователи давно подсчитали, что одним из излюбленных словечек Достоевского является слово "вдруг", как знак катастрофы. В "Преступлении и наказании" оно встречается 565 раз, в "Подростке" 671, в "Братьях Карамазовых" аж 1154. Отсюда и побледнения и покраснения на щеках, ибо "вдруг" это как апокалипсический пожар.
И еще одно развенчание, ниспровержение Достоевского.В монументальных произведениях Достоевского, пишет Эдуард Лимонов,
море слез, тысячи истерик, колоссальное количество бесед за чаем, водкой и без ничего, бесед о душе, о Боге, о мире. Герои его упиваются беседами, самоистязаются словами и истязают других. Только и делают, что высасывают из пальца, из мухи производят слона. На Западе считают, что Достоевский лучше всех сообщил в словах о русской душе и изобразил русских. Это неверно. Истеричные, плачущие, кричащие, болтающие без умолку часами, сморкающиеся и богохульствующие население его книг достоевские. С русскими у них мало общего..."
И далее, по мнению Лимонова, "Россия предстала перед миром и собой в зеркале пошлейше искривленной, старомодной старухой КАРАМАЗОФФ в чеховских очках..." (заодно и Чехову досталось!).
Бесы
"Достоевский, писал Николай Бердяев, открыл какую-то метафизическую истерию русской души, ее исключительную склонность к одержимости и беснованию..."
Но то явление, которое Достоевский определил как бесовство, явление отнюдь не исключительно русское, оно всемирное и даже метафизическое. Бесовство, по Достоевскому, это прежде всего отрицающее, разрушительное начало мира, человеческого сознания, отраженное во всех сферах жизнедеятельности. "Красота спасет мир",
утверждал писатель. "Нет, ненависть и зло погубят мир", ухмыляются бесы.
Существует легенда, когда наркома просвещения Луначарского спросили, какую надпись сделать на памятнике писателю, нарком ответил: "Достоевскому от благодарных бесов". Бесы по Достоевскому
это люди (иногда и нелюди), у которых размыто понятие Добра и Зла, кто ставит свои геростратовы цели выше человеческой жизни. "Да оглянитесь кругом: кровь рекою льется, да еще развеселым образом, точно шампанское..." ("Записки из подполья").
Сегодня после революционного ("Ваше слово, товарищ маузер!..") и сталинского террора мы переживаем накат третьей волны. Убийства, похищения людей, захват заложников, взрывы зданий, угоны самолетов и так далее по полной смертоносной программе (а "невинная" забава в армии дедовщина). И апофеоз всемирного сатанинского бала: 11 сентября 2001 года, Нью-Йорк, сто этажей Ада. А после еще Мадрид, Лондон, Беслан... Все выдуманные в литературе и кино дракулы и Франкенштейны сразу померкли перед реальными террористами.
Современная бесовщина, принявшая форму международного терроризма, это какой-то удивительный коктейль исторических предрассудков, этнической нетерпимости, религиозного фанатизма и черной зависти бедных к богатым. Терроризм как особая форма неприятия цивилизованного мира. Но Россия страдает больше от отечественного терроризма, от доморощенных бесов, подчас носящих официальную форму и погоны, вот что особенно ужасно. Почти каждый день как сводки с фронта: там убили, там застрелили, там взорвали, там избили... А убийства известных журналистов Влада Листьева, Дмитрия Холодова, Анны Политковской!.. Это те же бесовские пляски под русскую гармонь?..
Бесы это проклятие России. И не Федор Михайлович их вызвал. Они явились сами. Он их только предугадал.
На сцене и на экране
О Достоевском можно говорить без конца. И хвалить его, и возносить, и критиковать, и удивляться. О его рассуждениях о мессианстве русского народа, о Боге, о России, о его отрицательном отношении к Польше, к католицизму, об антисемитизме и т. д., и т. д. "Широк человек, я бы сузил", говорил Достоевский. Сузим и мы писателя до сцены и экрана.
Достоевского давно ставят в кино и театре. И сюжетно, и триллерно. Публика жаждет адреналина, а у Федора Михайловича его хоть отбавляй. "Мир Достоевского это мир мужчин, женщин и детей, одновременно заурядных и необычных, отмечает мексиканский писатель Октавио Пас. Одних обуревают заботы, других сладострастие, одни бедны и веселы, другие богаты и печальны. Это мир святых и злодеев, идиотов и гениев, благочестивых женщин и терзаемых своими отцами детей-ангелочков. Это мир преступников и добропорядочных граждан, но врата рая открыты всем. Они могут спастись или обречь себя на вечное проклятье..." И именно поэтому Достоевский так сценичен и кинематографичен.
При жизни писателя были сделаны инсценировки: "Дядюшкин сон", "Преступление и наказание", "Бесы". В дальнейшем Достоевский стал одним из "репертуарных" авторов. Сыграть Раскольникова, князя Мышкина, Настасью Филипповну, братьев Карамазовых мечта каждого актера. Какие характеры! Какие бездны!.. Очень популярны постановки по произведениям Достоевского за рубежом.
Одну из первых киноэкранизаций Достоевского осуществил немецкий режиссер Лупу Пик: он в 1921 году поставил фильм "Идиот". Вспоминать отечественные кинокартины по произведениям Достоевского не имеет смысла: они глубоко остались в памяти тех, кто их видел, текст Достоевского позволял актерам играть роли ярко и буйно (разве можно забыть Михаила Ульянова в роли Мити Карамазова). Не так давно с большим успехом прошел телесериал "Идиот" (удивительная игра Евгения Миронова). А сегодня готовится новый "Преступление и наказание" (режиссер Дмитрий Светозаров). Съемки идут сноровисто, по накатанной, и уже члены съемочной группы шутят, а не открыть ли им дело "Раскольников и сыновья"? Разумеется, с раскрутки рекламы: "Избавляем от старушек. Недорого".
Как видим, молодое поколение воспринимает Достоевского не так мрачно и надрывно, как предыдущие (ну, подумаешь, замочил кого-то!), а весело и с юмором. Черным юмором. Отсюда можно сделать вывод: Достоевский для всех поколений и на долгие времена, и пусть все критики умолкнут.
Вечное вам здрассьте, Федор Михайлович!
10.11.2006
Источник: Московская правда