Как стало известно "ЗН", в ответ на апрельское решение Кабмина о разрешении проблем Национального заповедника Киево-Печерская лавра Украинская Православная Церковь представила свое видение развития этой территории. В сопровождении письма-обращения митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) в Кабмин были переданы предложения наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архиепископа Вышгородского Павла (Лебедя).
Намерение поддерживать и развивать заповедник в документе недвусмысленно названо "продолжением тоталитарной политики времен бывшего СССР в отношении религиозных организаций". Некоторая неуклюжесть этой фразы связана с тем, что она в точности повторяет фрагмент названия так называемого "Указа о реституции" президента Кучмы. Напомню, что этим документом бывший президент соглашался с тем, что политика была тоталитарной, имела негативные последствия, и предлагал их преодолеть путем возвращения всего всем. Указ, как и многие государственные документы, отличался декларативностью, но дал основания религиозным организациям требовать своего. Особенно в тех случаях, когда право "дототалитарной" собственности неоспоримо. Как, например, в случае с Киево-Печерской лаврой. Наместник подкрепляет свои притязания ссылкой на то, что основной комплекс сооружений монастыря (в первую очередь как внесенных в список ЮНЕСКО) был построен за средства церкви на пожертвования и доходы от хозяйственной деятельности собственно братии. В частности, перечисляется, каким немалым имуществом (включая "шинки" и "подданных") владел монастырь в XVIII веке и сколько именно "рублей серебром" получал процентов от банковских операций. Даром, что владение кабаками, "душами" и "нажива на времени" (чем, собственно, и являются банковские проценты) плохо увязываются со статусом церкви.
Больше всего места в предложениях архиепископа Павла отведено проблемам "нецелевого использования" заповедником вверенных территорий. А именно аренде. Наместник даже "прозрачно" намекает на коррупцию в среде "каких-то должностных лиц" в связи с арендой помещений на территории заповедника "посторонними организациями". История с этими арендами уже набила оскомину, но о ней постоянно вспоминают. Итак, арендаторы. Это Музей истории Украины. Кроме того, Академия руководящих кадров культуры, занимающая львиную долю арендованных площадей. Исследовательские и просветительские организации, редакция журнала "Памятники Украины". Это все то, что находится в подчинении Министерства культуры. Также упомянуты организации, находящиеся в ведении КГГА несколько музеев и милицейское подразделение. В статусе общественных организаций Фонд восстановления памятников Гончара, художественные мастерские и выставочный зал Союза художников Украины, Общество охраны памятников. Выселить их, конечно, можно. Равно как коммерческие организации в частности, корпорацию "Укрреставрация" (восстановление Успенского собора) и управление КГГА, занимающееся сдвигами почвы.
Что ж, арендаторы упрек серьезный. Часть помещений действительно запросто можно освободить и перевести в них хоть монахов, хоть историков. Во всяком случае, танцклассы академии и женское общежитие действительно не лучший сосед для мужского монастыря. Впрочем, когда Киеврада принимает решение о передаче помещений, она отдает корпуса, занимаемые заповедником, а не арендаторами, скажем, от КГГА. С неотселением и слабой реализацией памятникоохранных мероприятий, о которых также упоминается в документе, дело не в злой воле министерства (как можно подумать, прочитав документ наместника), а в нехватке средств. Или в нерациональном их использовании но это совсем другая сказка.
Хотя наместник прекрасно ориентируется в этих сказках. Поэтому он настаивает на выведении заповедника из подчинения покровительствующего ему Министерства культуры, которое стало на путь "политического противодействия возрождению Киево-Печерской лавры", и переведении его в сферу управления Киевсовета. Напомню, что этот орган, в отличие от Минкульта, охотно идет навстречу руководству монастыря, передавая ему помещения заповедника.
Кроме того, наместник предлагает изъять и передать другим музеям фонд Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Причем немалая часть должна быть передана монастырю, который "возрождает деятельность Церковно-археологического музея" (историки утверждают, что этот музей до национализации не был собственностью церкви).
По мнению архиепископа, структуру заповедника надо в корне пересмотреть. А именно ликвидировать научные подразделения пусть наукой занимается Академия наук и Академия искусств. Также ликвидировать экскурсионное бюро. Экскурсии может проводить Паломнический отдел монастыря или любое туристическое агентство, купившее лицензию с согласия монастыря. Для "предупреждения антирелигиозной пропаганды". Об уровне экскурсий, проводимых лаврскими экскурсоводами еще три года назад, не скажу и двух добрых слов. С "антирелигиозной пропагандой" у них, конечно, все было о'кей. Но ни с историей, ни с искусствоведением они "не дружат". И это, как было сказано в ответ на мой вопрос, "принципиальная позиция".
Ну и, конечно, предлагается отселить Академию руководящих кадров культуры а также все музеи, поскольку по своему идеологическому содержанию они "противоречат духовной культуре и несовметимы с религиозными службами".
Впрочем, надо отдать должное автору предложений. Для тех немногих организаций, которые монастырь согласен терпеть, наместник предлагает использовать помещения, на которые "не претендуют" насельники таких, например, как Больничные палаты. Полная ликвидация заповедника церкви не нужна должен же кто-то следить за состоянием канализации, платить за электроэнергию и реставрационные работы. Пусть этим и дальше занимается заповедник. Предлагается даже некоторая "компенсация". А именно перевести на баланс заповедника все сооружения Старо-Печерской крепости, на базе которой создается культурно-художественный и музейный комплекс "Мистецький Арсенал". Неважно, что судьба "Арсенала" еще не решена на уровне бюджета.
Согласно этому документу, архиепископ Павел не считает, что ученые, сохранившие архитектурный ансамбль и остановившие разграбление церковного имущества, сделали что-то, заслуживающее особой благодарности. Ведь в то же время были "растоптаны души и осквернено святое место". Более того, он особо указывает на то, что нынешнее руководство и государственных органов, и заповедника как были воспитаны на атеизме, так и продолжают работать "для пропаганды коммунистических безбожных идеалов", что мешает им адекватно договариваться со священнослужителями.
Не знаю, в каких школах и традициях воспитывалось руководство Свято-Успенского монастыря, но ему, судя по всему, тоже трудно договариваться с руководством заповедника. Причем "не могут" и "не хотят" слито в единую проблему. То, как готовились оба документа и министерский, рассмотренный в апреле, и описанный тут церковный, тому подтверждение. Ни те, ни другие не сочли нужным проконсультироваться с противоположной стороной. И даже поставить друг друга в известность о том, что какие-то предложения готовятся. Более того, о "готовности" к диалогу говорит уже тот факт, что памятники и дело их сохранения для наместника дело в лучшем случае второстепенное. Примат охраны памятника, организация заповедника, как и идея его дальнейшего развития, подается в документе едва ли не в качестве реакционной коммунистической идеи. Сохранность памятника и религиозное и духовное возрождение искусственно вводятся в противоречие. Конечно, дабы сохранить хорошую мину, автор документа делает экивок в сторону закона об охране памятников как якобы достаточной гарантии сохранности всего, что передается. Но наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры не хуже других знает, что закон этот не работает. На вверенных ему территориях в том числе.
11.11.2006
Источник: Зеркало недели (Киев)