Дискуссия о преподавании основ религии в школе продолжается. [подборка ссылок по теме] Начавшись осенью прошлого года, она не затихала вплоть до начала зимы. После циркулярного письма министра В. Филиппова от 22 октября 2002 г., к которому было приложено Примерное содержании курса "Основ православной культуры" (ОПК), в общественном мнении уже утвердилось представление о том, что Министерство образования целенаправленно насаждает православие в школе.
13 февраля 2003 появилось новое письмо министра образования (Письмо Министерства образования Российской Федерации №01-51-013ин от 13 февраля 2003 г.). В нем В. Филиппов, многими обвиненный в насаждении религиозного мракобесия в школе, поясняет цели и содержание своего письма от 22 октября 2002 года "О примерном содержании курса "Основы православной культуры" (ОПК). Министр отмечает, что предмет ОПК уже преподаётся в качестве факультатива во многих российских школах, примерное же содержание курса было составлено Министерством образования для упорядочивания и контроля уже преподаваемого предмета. Однако поскольку Россия – поликонфессиональная страна, министерство намерено объявить конкурс на создание учебника по предмету "История и культура мировых религий".
Министерство образования подняло целый пласт проблем, связанных не только с преподаванием основ религии в средней школе. Дискуссия затронула проблему преподавания религиозных дисциплин в целом: это и теологическое образование в светских вузах, и богословское образование в религиозных учебных заведениях.
С одной стороны, религия в вузах уже представлена религиоведением, которое в постсоветской России возникло на месте исчезнувшего научного атеизма. Некоторые считают, что это религиоведение является атеистическим, а не просто светским по характеру. Основной конфликт развернувшейся общественной дискуссии касается вопроса о возможности преподавать религию так, чтобы учащийся впитывал культурные традиции и этические нормы, но чтобы при этом преподавание не превратилось в религиозную проповедь. Это возможно, когда школа отделена от религии, и это важно и необходимо в ситуации, когда общество находится в поисках новых культурных ориентиров. Сегодня, в условиях возрастания роли религии, перед государством и обществом встаёт вопрос о совмещения образования и воспитания.
Продолжением дискуссии стал круглый стол "Европейский и российский опыт преподавания религиозных дисциплин в школе", в котором принял участие узкий круг специалистов. Встреча состоялась 16 апреля в Церковно-научном центре "Православная энциклопедия" по его инициативе, совместно с Министерством образования РФ, Учебным комитетом РПЦ и Российским представительством Фонда им. Конрада Аденауэра.
С российской стороны в работе круглого стола приняли участие Сергей Кравец, руководитель ЦНЦ "Православная Энциклопедия"; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского Богословского Института; Марина Белогубова, представитель аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе; Любовь Гармаш, сотрудник Министерства образования РФ, ответственный секретарь Координационного совета Министерства образования РФ и Московской Патриархии; иеромонах Киприан (Ященко), заместитель председателя Учебного комитета РПЦ; Александр Журавский, руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований при кафедре религиоведения РАГС; Игорь Понкин, директор Института государственно-конфессиональных отношений; Людмила Сурова, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. С немецкой стороны – Маркус Ингенлат, руководитель Российского представительства Фонда им.К.Аденауэра; Екарт Шверин, руководитель Евангелического школьного фонда Евангелической Церкви Германии; пастор Амлинг Фридтьоф, настоятель немецкоязычной евангелической общины в Москве; Константин Костюк, сотрудник Российского представительства Фонда им. К.Аденауэра.
Об опыте преподавания религии в школе на примере Восточной Германии рассказал Екарт Шверин. Ситуация в немецких землях, входивших в состав ГДР, наиболее близка к российской. Восточная Германия пережила сорок лет атеистической идеологии и теперь, так же, как Россия, пытается вернуться к своим религиозным корням. В Германии этот процесс начался раньше за счёт инициатив и ресурсов западной части страны. По мнению Екарта Шверина, из ста учащихся в восточных землях верующими являются только четыре-пять. Уровень религиозности у восточных немцев гораздо ниже, чем у западных. Перед Германией встал вопрос о том, как, не нарушая права на свободу совести, привить восточным немцам традиционную для всей нации христианскую культуру, хранителями которой являются как протестанты, так и католики.
Екарт Шверин отметил, что первой и главной задачей немцы считают знакомство школьников с Библией. Целью соответствующего курса является формирование у ученика системы христианских этических правил. Преподаватель изучает и обсуждает с учениками различные общественные явления и даёт им оценку с точки зрения библейских норм. Вопрос о содержании курса согласовывается с родителями и преподавателями. Такие уроки по религии в Германии рассчитаны на весь курс школьного обучения.
В Германии роль Церкви видят в том, чтобы она помогла человеку обрести свою идентичность. Государство определяет рамки, в которых Церковь может работать в школе, а Церковь в свою очередь определяет и контролирует содержание учебных курсов. Церковь начинает играть важную роль, на неё ложится серьёзная социальная ответственность. Каждый преподаватель религии в школе проходит лицензирование со стороны Церкви. Пасторы, которые работают в школе, должны иметь педагогическую подготовку.
Между германским и российским опытом в этом вопросе много схожего, но тем не менее ситуация в общественной и церковной сферах в двух странах различается. Сопоставление опыта двух стран в ходе круглого стола имело ознакомительный характер.
Оживленную дискуссию вызвало обсуждение ситуации в России. На круглом столе не были представлены противники преподавания религии, поэтому полемики не было, и участники обсуждали вопрос в конструктивном ключе. В то же время было высказано несколько неодобрительных слов в адрес государственных чиновников, выступающих с критикой преподавания дисциплин религиозного характера (в частности, упоминались Андрей Себенцов, заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, и Алексей Волин, заместитель руководителя аппарата Правительства РФ).
По мнению участников круглого стола, религия в светских учебных заведениях может преподаваться либо как религиоведческий, либо как религиозно-культурологический предмет. Закон об образовании не препятствует преподаванию религии как культурологического предмета. Российская академия государственной службы при Президенте РФ сделала экспертное заключение о том, что предмет "Основы православной культуры" не противоречит законодательству России. Игорь Понкин отметил, что нужно вносить поправки в законы о свободе совести и об образовании, так как в действующей редакции закона об образовании юридически не определено понятие "религиозное образование".
Среди ряда проблем в этой области Марина Белогубова отметила отсутствие отлаженной системы экспертизы учебников по религии, так что невозможно определить, присутствуют ли в программе элементы катехизации. Вместе с тем, кроме предложенных осенью прошлого года Министерством образования рекомендаций, у государства нет принципиального видения разрешения сложившейся ситуации. В Законе о свободе вероисповедания не прописаны действенные механизмы взаимодействия государства религиозных организаций. Протоиерей Владимир Воробьев считает, что правительство пока не готово заключить договор с Церковью, а чиновники не понимают значение Церкви в современных условиях.
Сергей Кравец видит выход из сложившейся ситуации с преподаванием предмета "Основы православной культуры" в средней школе и с богословским и светским теологическим образованием в формировании положительного имиджа религиозного образования. Он считает, что для этого необходимо привлечь авторитетных деятелей культуры, таких, как М. Ростропович и М. Пиотровский. Престиж понятия "православная культура" должен подниматься одновременно с возрастанием авторитета православия. Православие не должно ассоциироваться с "мракобесием". Одним из средств улучшения этого имиджа может стать участие Владимира Путина в таких сугубо церковных мероприятиях, как торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, в которых президент будет участвовать в августе 2003 года. Это позволит переместить в общественном мнении акцент со слова "православная" на слово "культура", считает С. Кравец.
Текст: портал "Религия и СМИ"
Ссылки по теме:
Круглый стол "Европейский и российский опыт преподавания религиозных дисциплин в школах"
[мониторинг СМИ]