Картина "Остров" в российских кинотеатрах появится уже после того, как ее оценят европейские зрители. В сентябре фильм Павла Лунгина завершал официальную церемонию закрытия Венецианского кинофестиваля. За эти несколько месяцев о новом проекте режиссера, где сыграли Виктор Сухоруков ("Брат"), Дмитрий Дюжев ("Жмурки", "Бригада"), заговорили все. Не в последнюю очередь благодаря исполнителю главной роли Петру Мамонову. 15 лет назад он уже работал с Лунгиным в фильме "Такси-блюз". Тогда режиссер получил за него специальный приз Каннского фестиваля.
В своей новой ленте Павел Лунгин обратился к одной из самых популярных в последнее время тем в российском кино. Зритель видел образы священников и в "Возвращении" Андрея Звягинцева, и в "Страннике" Сергея Карандашева. А на нынешнюю осень пришлась целая плеяда фильмов, в которых есть священники. Среди них "Живой" Александра Велединского и "Меченосец" Филиппа Янковского. Но Лунгин пошел дальше всех и снял, пожалуй, первый российский фильм о монастырской жизни. Причем не столько о современном бытии монахов, сколько о богоугодном затворничестве в конце 70-х.
Действие фильма начинается во время Великой Отечественной войны. Матрос Анатолий (Петр Мамонов) попадает в плен к фашистам. Немецкий офицер предлагает ему свободу в обмен на расстрел товарища. Анатолий берет на себя грех убийства. Но баржу, на которой он ходил, взрывают. Сам он оказывается на острове в Белом море, где находит приют у обитателей небольшого монастыря. В 1970-е бывший матрос живет в котельной, отдельно от монастырской братии. Местные монахи, что называется, "люди как люди". Отец Филарет (Виктор Сухоруков) хвастается мягкой периной, которую он купил в Греции, и души не чает в щегольских сапогах подарке архиерея. Отец Иов (Дмитрий Дюжев), заведующий монастырским хозяйством, пишет доносы на тех, кто "чай с сахаром пьет". Только герой Петра Мамонова живет по-схимнически спит на угле и без конца молится о прощении своего давнего греха. И вот старец Анатолий начинает творить чудеса: излечивать людей, предсказывать будущее.
Павел Лунгин формулирует идею "Острова" предельно емко. Его фильм о том, что Бог есть. Хотя на самом деле в картине в большей степени исследуется вопрос о подлинной сути веры, поскольку сам факт существования высших сил здесь неоспорим. Режиссер не вступает в диспуты с атеистами. Пристальному изучению подвергается лишь вопрос о том, какой должна быть вера. И выводы, которые делает режиссер, отчасти напоминают о фильме Кевина Смита "Догма". Впрочем, сравнивать комедию с философской драмой вряд ли возможно, хотя в обеих лентах речь идет о том, что исполнение церковных догматов отнюдь не гарантирует места в раю.
Герой Петра Мамонова не соблюдает положенного церковного устава, а перед мирянами разыгрывает комические сценки, выдавая себя за простого истопника. Отец Филарет по доброте душевной за эти поступки называет старца проказником. А отец Анатолий, глядя на любимые сапоги настоятеля, говорит, что так он читает книгу грехов человеческих. "Ты что, не знал, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов-то умещается?" спрашивает старец. И выходит, что даже патриарху не въехать в рай на лимузине: отец Анатолий отправляется в последний путь в дощатом ящике, перепачканном сажей.
13.11.2006
Источник: РБК daily