ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Павел Лунгин: "У каждого в душе есть остров"

Анна Дымковец :: 21 ноября 2006

Допустим, у человека сильнейшая зубная боль, и он говорит себе: "Вот вытерплю боль, вылечу зуб – построю церковь". Но едва боль отступает, как человек тут же забывает про свое обещание. Таковы и наши герои.


Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Анатолий совершает подлый поступок – расстреливает по приказу немцев Тихона. Они взрывают баржу. Анатолия подбирают монахи, проживающие на острове. Он остается у них. Проходят годы. Все почитают его за святого старца. Анатолий исцеляет людей, и каждый день молит Господа о прощении: страшный грех убийства, совершенный во время войны, не дает покоя... Это – из аннотации к новому фильму Павла ЛУНГИНА "Остров". О чем он? "О грехе", – говорит сам режиссер. От себя добавим – и еще этот фильм о чуде. Накануне российской кинопремьеры корреспондент "ПГ" встретился с прославленным режиссером.

"ПГ": Павел Семенович, фильм "Остров" уже отметила критика. А что он для вас – веление души, талантливый сценарий или что-то еще?

П.Л.: Конечно, веление души. Пришлось перебивать страх и заговорить о тайных вещах. Когда сценарий ученика Юрия Арабова, выпускника ВГИКа Дмитрия Соболева, лег мне на стол, я испытал замешательство: прочитал, затем отложил, снова перечитал. Как он это написал? Мне до сих пор совершенно непонятно.

"ПГ": Достоверная игра Петра Мамонова, исполняющего главную роль, потрясает. Вы работали с ним на картине "Такси-блюз". С тех пор прошло много лет. Как решили, что это – ОН?

П.Л.: По-другому и быть не могло. В этой истории я сразу увидел Петю Мамонова.На свой вопрос "кто это может сыграть" – так и не нашел ответа. Ведь тут нельзя было "играть". И Мамонов не притворялся. Жил. Ведь в самом Мамонове произошло перерождение – вот уже 11 лет он совсем другой человек.

Я не мог снимать, как молятся актеры, исполнявшие роль монахов: если заметили, в кадре они стоят либо спиной, либо боком. Мамонов – другой. Он жил в этой молитве, и я чувствовал энергию, которая исходила от его обращения к Господу. Помните сцену, в которой женщина со своим больным сыночком и героем Мамонова просят боженьку об исцелении? Так вот, я вдруг вижу – у этого ребенка катятся слезы. Это не было режиссерской задумкой. Само вышло.

Сейчас в моей жизни произошел очевидный поворот, и судьба снова сводит меня с Петром. В этом есть какой-то знак. Мы не виделись с ним 16 лет. Когда встретились, то, как дети, взявшись за руки, пробежались по нашим жизненным развилкам...

"ПГ": Какое чувство испытали, когда завершили работу над картиной?

П.Л.: Почувствовал освобождение. Ведь я заговорил о том, о чем давно пытался заговорить. Все мои предыдущие фильмы – более острые, социальные, скандальные – были загримированы под хроники современной жизни. Тем не менее каждая картина повествует об одном феномене – о проявлении души в человеке. Таковы таксисты в "Такси-блюзе", герой Марата Башарова в "Свадьбе" и отец Анатолий в "Острове". Все мои герои – это люди, в которых просыпается душа. Вот об этом мой фильм. Это всегда меня завораживало. Сегодня – и для меня, и для мира – самое время переходить к вопросам человеческого бытия.

"ПГ": Павел Семенович, развейте сомнения. Многие считают, что человек, совершивший предательство, никогда не изменится. Но герой Мамонова поднимается над собой.

П.Л.: Исключительность Анатолия не в том, что он выстрелил в Тихона, а в том, как глубоко он переживал свой стыд, слабость и позор. Мы видим, как немец унизительно тащит его за ухо – как котенка. Я пытался показать это предательство так, чтобы многие поняли: "наверное, и я бы от греха не удержался". Не знаю, какой надо быть мощной личностью, чтобы под дулом пистолета оставаться уравновешенным, спокойным и стойким. Одним словом – фильм о грехе. Мне кажется, что люди, строя дома и покупая квартиры, забывают о том, что "грех" – это не только церковное понятие, но и человеческое. Грех и стыд, – вот что отличает человека от животного.

"ПГ": Извините, если обижу, но люди, которые приходили – за помощью к старцу Анатолию, не вызывали симпатии. Их было жалко. Но благодарили они его как-то отстраненно, а вот он, кажется, радовался исцелению больше них.

П.Л.: Верно подметили! Так и было задумано. Я верю в чудо. Но этот мир не для чудес. Чудо – для Бога, а не для людей. Люди молят о чуде, но в душе не хотят его. Ведь по сюжету каждое чудо приносило несчастье.Одна боялась, что ее выгонят с работы, если она задержится на этом острове, пускай даже ради сына. Другую – ждала разлука с домом и любимой коровой, и все ради одной и, быть может, последней встречи с мужем. Герой Юрия Кузнецова – адмирал Тихон Петрович (тот самый Тихон, в которого стрелял Анатолий, но, как оказалось, лишь ранил), привозит на исцеление свою дочь и произносит слова – "уж давно тебя простил" – лишь в благодарность за помощь...

Монах Анатолий тяготится своей прозорливостью. Ведь он, кроме своей боли, несет и чужое горе, страдание. А люди, приезжающие на остров за помощью к старцу Анатолию, "заезжены" жизнью. Отойдем от фильма: допустим, у человека сильнейшая зубная боль, и он говорит себе: "Вот вытерплю боль, вылечу зуб – построю церковь". Но едва боль отступает, как человек тут же забывает про свое обещание. Таковы и наши герои.

Наш фильм не призывает: "Люди! Надо ходить в церковь". Он всего лишь извещает о том, что есть Бог, что мы не одни на этом свете, что мы не пылинки, качающиеся на электромагнитных волнах, что есть грех и стыд. И дело не в том, как ты молишься, в верную ли сторону поворачиваешься на службе. Преподобный Серафим Саровский ходил в лес и, молясь, обращался к березе...

"ПГ": Интересны Дмитрий Дюжев в образе монаха и Виктор Сухоруков в роли настоятеля Филарета.

П.Л.: И Сухоруков, и Дюжев до определенного времени ассоциировались с бандитскими образами. Но на самом деле то, что происходит в "Острове", гораздо ближе их душе. Витя ценен детской восторженностью, Дюжев – серьезностью, он много пережил в своей жизни. Тема фильма ему близка.

Герои Мамонова, Сухорукова, Дюжева – это три типа веры, три пути к Богу. Отец Анатолий идет к этому через мучение и покаяние, Филарет – через искренне-ребяческое желание постичь глубину веры, монах Дюжева – через честное служение Господу, он, как офицер на военной службе, выполняет свой долг и ждет поощрения. Его герой в конце фильма перерождается через жизнь и смерть Анатолия.

"ПГ": Почему "Остров"? Для вас в названии есть какой-то символ? Почему не "Покаяние", к примеру?

П.Л.: "Покаяние" звучит как-то педагогически. "Остров" – это образ одиночества. У каждого в душе есть остров, просто его надо открыть. Герой Мамонова живет на острове, и он сам – остров.

21.11.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама