Допустим, у человека сильнейшая зубная боль, и он говорит себе: "Вот вытерплю боль, вылечу зуб построю церковь". Но едва боль отступает, как человек тут же забывает про свое обещание. Таковы и наши герои.
Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Анатолий совершает подлый поступок расстреливает по приказу немцев Тихона. Они взрывают баржу. Анатолия подбирают монахи, проживающие на острове. Он остается у них. Проходят годы. Все почитают его за святого старца. Анатолий исцеляет людей, и каждый день молит Господа о прощении: страшный грех убийства, совершенный во время войны, не дает покоя... Это из аннотации к новому фильму Павла ЛУНГИНА "Остров". О чем он? "О грехе", говорит сам режиссер. От себя добавим и еще этот фильм о чуде. Накануне российской кинопремьеры корреспондент "ПГ" встретился с прославленным режиссером.
"ПГ": Павел Семенович, фильм "Остров" уже отметила критика. А что он для вас веление души, талантливый сценарий или что-то еще?
П.Л.: Конечно, веление души. Пришлось перебивать страх и заговорить о тайных вещах. Когда сценарий ученика Юрия Арабова, выпускника ВГИКа Дмитрия Соболева, лег мне на стол, я испытал замешательство: прочитал, затем отложил, снова перечитал. Как он это написал? Мне до сих пор совершенно непонятно.
"ПГ": Достоверная игра Петра Мамонова, исполняющего главную роль, потрясает. Вы работали с ним на картине "Такси-блюз". С тех пор прошло много лет. Как решили, что это ОН?
П.Л.: По-другому и быть не могло. В этой истории я сразу увидел Петю Мамонова.На свой вопрос "кто это может сыграть" так и не нашел ответа. Ведь тут нельзя было "играть". И Мамонов не притворялся. Жил. Ведь в самом Мамонове произошло перерождение вот уже 11 лет он совсем другой человек.
Я не мог снимать, как молятся актеры, исполнявшие роль монахов: если заметили, в кадре они стоят либо спиной, либо боком. Мамонов другой. Он жил в этой молитве, и я чувствовал энергию, которая исходила от его обращения к Господу. Помните сцену, в которой женщина со своим больным сыночком и героем Мамонова просят боженьку об исцелении? Так вот, я вдруг вижу у этого ребенка катятся слезы. Это не было режиссерской задумкой. Само вышло.
Сейчас в моей жизни произошел очевидный поворот, и судьба снова сводит меня с Петром. В этом есть какой-то знак. Мы не виделись с ним 16 лет. Когда встретились, то, как дети, взявшись за руки, пробежались по нашим жизненным развилкам...
"ПГ": Какое чувство испытали, когда завершили работу над картиной?
П.Л.: Почувствовал освобождение. Ведь я заговорил о том, о чем давно пытался заговорить. Все мои предыдущие фильмы более острые, социальные, скандальные были загримированы под хроники современной жизни. Тем не менее каждая картина повествует об одном феномене о проявлении души в человеке. Таковы таксисты в "Такси-блюзе", герой Марата Башарова в "Свадьбе" и отец Анатолий в "Острове". Все мои герои это люди, в которых просыпается душа. Вот об этом мой фильм. Это всегда меня завораживало. Сегодня и для меня, и для мира самое время переходить к вопросам человеческого бытия.
"ПГ": Павел Семенович, развейте сомнения. Многие считают, что человек, совершивший предательство, никогда не изменится. Но герой Мамонова поднимается над собой.
П.Л.: Исключительность Анатолия не в том, что он выстрелил в Тихона, а в том, как глубоко он переживал свой стыд, слабость и позор. Мы видим, как немец унизительно тащит его за ухо как котенка. Я пытался показать это предательство так, чтобы многие поняли: "наверное, и я бы от греха не удержался". Не знаю, какой надо быть мощной личностью, чтобы под дулом пистолета оставаться уравновешенным, спокойным и стойким. Одним словом фильм о грехе. Мне кажется, что люди, строя дома и покупая квартиры, забывают о том, что "грех" это не только церковное понятие, но и человеческое. Грех и стыд, вот что отличает человека от животного.
"ПГ": Извините, если обижу, но люди, которые приходили за помощью к старцу Анатолию, не вызывали симпатии. Их было жалко. Но благодарили они его как-то отстраненно, а вот он, кажется, радовался исцелению больше них.
П.Л.: Верно подметили! Так и было задумано. Я верю в чудо. Но этот мир не для чудес. Чудо для Бога, а не для людей. Люди молят о чуде, но в душе не хотят его. Ведь по сюжету каждое чудо приносило несчастье.Одна боялась, что ее выгонят с работы, если она задержится на этом острове, пускай даже ради сына. Другую ждала разлука с домом и любимой коровой, и все ради одной и, быть может, последней встречи с мужем. Герой Юрия Кузнецова адмирал Тихон Петрович (тот самый Тихон, в которого стрелял Анатолий, но, как оказалось, лишь ранил), привозит на исцеление свою дочь и произносит слова "уж давно тебя простил" лишь в благодарность за помощь...
Монах Анатолий тяготится своей прозорливостью. Ведь он, кроме своей боли, несет и чужое горе, страдание. А люди, приезжающие на остров за помощью к старцу Анатолию, "заезжены" жизнью. Отойдем от фильма: допустим, у человека сильнейшая зубная боль, и он говорит себе: "Вот вытерплю боль, вылечу зуб построю церковь". Но едва боль отступает, как человек тут же забывает про свое обещание. Таковы и наши герои.
Наш фильм не призывает: "Люди! Надо ходить в церковь". Он всего лишь извещает о том, что есть Бог, что мы не одни на этом свете, что мы не пылинки, качающиеся на электромагнитных волнах, что есть грех и стыд. И дело не в том, как ты молишься, в верную ли сторону поворачиваешься на службе. Преподобный Серафим Саровский ходил в лес и, молясь, обращался к березе...
"ПГ": Интересны Дмитрий Дюжев в образе монаха и Виктор Сухоруков в роли настоятеля Филарета.
П.Л.: И Сухоруков, и Дюжев до определенного времени ассоциировались с бандитскими образами. Но на самом деле то, что происходит в "Острове", гораздо ближе их душе. Витя ценен детской восторженностью, Дюжев серьезностью, он много пережил в своей жизни. Тема фильма ему близка.
Герои Мамонова, Сухорукова, Дюжева это три типа веры, три пути к Богу. Отец Анатолий идет к этому через мучение и покаяние, Филарет через искренне-ребяческое желание постичь глубину веры, монах Дюжева через честное служение Господу, он, как офицер на военной службе, выполняет свой долг и ждет поощрения. Его герой в конце фильма перерождается через жизнь и смерть Анатолия.
"ПГ": Почему "Остров"? Для вас в названии есть какой-то символ? Почему не "Покаяние", к примеру?
П.Л.: "Покаяние" звучит как-то педагогически. "Остров" это образ одиночества. У каждого в душе есть остров, просто его надо открыть. Герой Мамонова живет на острове, и он сам остров.
21.11.2006
Источник: Парламентская газета