В настоящий момент совершенно очевидно, что богословская полемика Православной Церкви с исламом с каждым днем приобретает все большую актуальность и значимость. Вступая в полемику по данному вопросу, современный христианский апологет, как правило, в первую очередь обращается к трудам древних отцов Церкви, что представляется правильным и понятным. Но при этом чаще всего в полной мере не используются ресурсы, накопленные и применявшиеся Русской Православной Церковью в близких условиях в XIX и XX вв. Тем самым мы нередко вынуждаем себя вторично проходить один и тот же путь, заново изобретая забытые полемические ходы.
Это практически исключает возможность действовать на опережение, тогда как именно в этом видится залог нашей миссионерской победы. Поэтому одной из первостепенных задач является освоение подзабытого опыта ближайших предшественников в деле полемики с исламом.
В этом контексте настоящим событием стало появление сборника "Православные богословы об исламе", выпущенного московским издательством "Имперская традиция" в 2006 году. Книга включает в себя несколько работ современных и дореволюционных русских богословов и историков, всесторонне рассматривающих ислам как мировую общность, претендующую на мировое господство в религиозной и политической сферах.
Основная трудность, с которой сталкиваются многие критики ислама, это неизбежная личная дистанцированность, внешняя позиция по отношению к тому сложному и многоплановому явлению культуры, которое представляет собой мусульманская религия, неготовность правильно оценивать ценности и доминанты мусульманского сообщества. Нередко критика не достигает реального ислама и ограничивается полемикой с собственными представлениями о нем.
В виду этого, особая ценность изданных материалов заключается в том, что их авторы являлись прекрасными специалистами и знатоками востока, национальных традиций народов исповедующих ислам, их истории и культуры. Они либо непосредственно опираются на апологетические труды бывших мусульман, принявших христианство, либо разумно ограничиваются выстраиванием скептической позиции в отношении частностей мусульманства (см., например, критический разбор о "сказании мухаммедан о ночном путешествии Мухаммеда на небо" Я.Д. Коблова). Такая позиция представляется очень эффективной в миссионерском отношении и практически неуязвимой для ответной критики.
Ценен этот сборник также и тем, что вновь вводит в оборот и возвращает из забвения имена целого ряда замечательных русских исследователей и ученых, чьи труды так дороги нам. Не секрет, что имена многих из них практически неизвестны не только широкому кругу читателей, но даже специалистам, занимающимся близким кругом проблем. Спустя почти столетие с момента написания этих работ они приобретают новую, а возможно и еще большую актуальность и востребованность.
Открывает сборник и одновременно первый раздел "История мусульманства" "Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством", принадлежащий перу Николая Петровича Остроумова (1846 после 1915), магистра богословия, востоковеда, педагога и переводчика. Работа наглядно, на исторических фактах, показывает изначально агрессивную в военно-политическом отношении интенцию ислама. Далее описывается распространение мусульманства последователями Мухаммада, а также анализируется опыт встречной миссии западного христианства и, отдельно, русское имперское строительство в мусульманских областях. Современный миссионер найдет в этом труде немало интересных и довольно глубоких стратегических замечаний.
Будучи выпускником Казанской духовной академии Н.П.Остроумов состоял доцентом истории и вероучения ислама в этом учебном заведении. Позднее он служил директором Туркестанской учительской семинарии, а потом управлял Ташкентской мужской гимназией. Перу этого даровитого ученого принадлежит огромное количество работ по истории, этнографии и религиоведению, в числе которых можно назвать книги "Критический разбор мохаммеданского учения о пророках" (Казань, 1874), "Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством" (С-Пб., 1888), "Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман" (Казань, 1894), "Аравия и Коран (Происхождение и характер ислама)" (Казань. 1894), Татарско-русский словарь (Казань. 1892), "Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман" (Казань, 1894), "Вероучение Корана" (М,1915) и многие другие. Эти работы по праву можно отнести к лучшим образцам русской академической дореволюционной школы.
Продолжает сборник работа Н.Я. Ильина "Значение религии Мухаммеда в истории", публиковавшаяся в журнале Казанской духовной академии "Православный собеседник" (1876). Перу этого же автора принадлежат книги "Доказательство неповрежденности книг Св. Писания Ветхого и Нового Завета, против мухаммедан" (Казань, 1874), "Происхождение и характер ислама" (Казань, 1876).
Далее следует обстоятельный труд епископа Александра (Светлакова) "История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана". Эта книга была издана в 1875 г. как восьмой выпуск "Миссионерского противомусульманского сборника", а в 1894 г. защищена как магистерская диссертация. Епископ Александр (Светлаков), в миру Светлаков Андрей Иванович (1839-1895) окончил курс Казанской духовной академии. Первоначально служил священником в Нижнем Новгороде. В 1883 г. принял монашество и стал ректором Вифанской духовной семинарии. Два года спустя в 1885 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 1892 г. состоял епископом Дмитровским, а с 1894 г. епископ Калужский и Боровский. Одной из интересующих его тем было отношение иудейства и ислама, чему посвящены два фундаментальных исследования: один из них упомянут выше, второй называется "Влияние иудейства на учение Корана" (Православный собеседник. 1881.Ч.III).
Продолжает тему влияния иудейства на ислам статья Н.А. Бутми "Магомет и тайные общества ислама". Несмотря на некоторую бросающуюся в глаза пристрастность комментариев, автор дает немало полезных справочных сведений о таких исламских сообществах, как измаилиты, фатимиды и "Союз ассасинов".
Второй раздел "Личность Мухаммеда" начинается с работы "Правда о Мухаммеде (Краткая история жизни Мухаммеда)", принадлежащей кандидату богословия Якову Дмитриевичу Коблову, выпускнику Казанской духовной академии и миссионеру Казанской епархии. Коблов также относится к числу одаренных и очень плодовитых авторов. Ему принадлежат такие книги, как "Мухаммеданская сотериология и ее недостатки в сравнении с христианским учением о спасении человека" (Оренбург, 1902), "Ответ мухаммеданам на их возражения против христианского догмата о Пресвятой Троице" (Казань, 1903), "Первобытная райская жизнь человека по учению Корана и его толковников" (Казань, 1903), "Прародительский грех по учению Корана и его толковников и по учению Библии (Оренбург, 1903), "Мусульманское учение о происхождении человека" (Оренбург, 1904), "Мухаммеданское учение о происхождении человеческой души" (Оренбург, 1904), "Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. Исследование" (Казань, 1905), "О неоходимости инородческих миссионеров (ответ Н.А. Бобровникову)" (Казань, 1905), "Народные представления мусульман о рае и аде" (Казань, 1906), "О магометанских муллах. Религиозно-бытовой очерк" (Казань, 1907), "О татарских магометанских праздниках" (Казань, 1907).
Продолжает раздел, посвященный исследованию личности Мухаммеда, богословско-полемическое исследование "Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда", выходившее в свое время (1893 г.) как девятнадцатый выпуск "Миссионерского противомусульманского сборника". Федор Антонович Смирнов (1865 после 1917), богослов, педагог и историк, окончил Казанскую Духовную академию. Служил инспектором татарского отделения Закавказской учительской семинарии в г. Гори Тифлисской губернии, а затем директором народных училищ Эриванской губернии и директором Закавказской учительской семинарии в г. Гори. Его перу принадлежат книги: "Мухаммед в фактах жизни и словах Корана" (Казань, 1891), "Краткая история Кавказа" (С-Пб., 1901), "Иллюстрированная русская история" (С-Пб., 1905), "Беседы по родиноведению" (Тифлис, 1908), "Иллюстрированная география Кавказа с отделом родиноведения" (С-Пб., 1912), "Записки по истории педагогики" (Тифлис, 1913) и др.
В указанной работе Смирнов приводит интересные фрагменты богословской полемики внутри ислама, в частности, спор мутазилитов и ханифитов о сотворенности или несотворенности Корана: "Модар прямо заявлял, что кто считает Коран несотворенным и вечным, тот богохульник и даже еретик. Он доказывал это аргументом несколько софистическим, но трудно опровержимым для мусульманина. "В самом деле, говорит он, если Коран вечен, то, следовательно, существует два вечных начала: Бог и Коран; но это противоречит ортодоксальному учению""[1].
Завершает раздел работа П.К. Жузе "Мухаммед мекканский и Мухаммед Мединский", издававшаяся в 1906 г. в Казани отдельной брошюрой. Пантелеймон Крестович Жузе (1871-1942) магистр богословия, переводчик, сиро-араб по происхождению учился в Московской и Казанской духовных академиях. До революции преподавал в Казанской академии (лектор французского и арабского языков). После революции преподавал в Бакинском государственном университете, а затем Азербайджанской государственном научно-исследовательском институте. Помимо выше названной он написал и издал еще несколько книг: "Положение христиан в мусульманских государствах" (Казань, 1897), "Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама" (Казань, 1899), "Ислам и просвещение" (Казань, 1899), "Полный русско-арабский словарь" (Ч.1-2. Казань, 1903), "Из истории Иерусалимской Церкви" (Казань, 1910), "Мусульманская печать в России" (С-Пб., 1911), "Очерк истории Церкви на Востоке" (Казань, 1912).
Третий раздел сборника "Христианство и ислам" открывают две работы уже упоминавшегося нами Н.П. Остроумова "Разбор мухаммеданского учения о лице Господа нашего Иисуса Христа" и "Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в связи с учением о кончине мира". Обе статьи были напечатаны в журнале Казанской духовной академии "Православный собеседник" в 1871 г.
Здесь же помещены статьи современных авторов: иеромонаха Кирилла (Зинковского) "Увлечение исламом или "Эпоха эгоизма"", иерея Даниила Сысоева "Современные течения ислама православная оценка", В.Ю. Максимова "Мученическое исламоведение" и Н.Ю. Колчуринского "Свидетельствует ли Библия в пользу ислама?", ранее опубликованные в журнале "Имперское возрождение" в 2005-2006 гг.
Раздел "Политика и ислам" открывает серьезная работа М.А. Машанова "Верховная власть в исламе", публиковавшаяся в 1878 г. в журнале Казанской духовной академии "Православный собеседник". Михаил Александрович Машанов (1852 после 1912) еще один почти забытый православный богослов и талантливый ученый. Окончив учебный курс Казанской духовной академии (1872-1876), он стал профессором этого учебного заведения по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. Ему принадлежит целый ряд замечательных работ и исследований, среди которых необходимо назвать: "Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека" (Казань, 1876), "Личность Мухаммеда в физическом, умственном и нравственном отношении" (Казань, 1878), "Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение в изучение ислама. Ч.1.Очерк религиозного быта арабов-язычников в эпоху Мухаммеда" (Казань, 1885), "Европейские христиане на мусульманском Востоке" (Казань, 1889), "В защиту крещенных инородцев" (Православный собеседник, 1904), "Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам" (Казань, 1910).
Завершают последний раздел сборника две статьи современного публициста, главного редактора журнала "Имперское возрождение" М.Б. Смолина "Ислам религия земного господства" и "Алжирские сны и французская болезнь", в которых автор обращает особое внимание на опасность игнорирования мусульманской угрозы в нынешних условиях. Это переводит проблему из богословской плоскости в политическую и дает представление о высокой ценности тех средств православной миссии и апологетики, которые, собственно, и собраны в представленной книге "Православные богословы об исламе".
Будем надеяться, что эти средства будут не только сохранены, но и использованы по назначению. Ведь так подобает распорядиться всяким наследством.
[1] Смирнов Ф.А. Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда. Православные богословы об исламе. М. 2006. С. 249.
Источник: Православие.Ru