Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм Павла Лунгина "Остров" как честную, отрезвляющую картину о православии, главной удачей которой является точное понимание смысла святости.
"Остров" это кино не елейного православия. Это очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики", поделился отец Андрей своими впечатлениями от фильма в интервью "Интерфаксу".
Ранее, по его мнению, кино, пытаясь говорить о церковной жизни, изобиловало "низкокачественными агитками, экран сочился елеем, от "церковно-китайского языка" терялась способность думать, и наступала какая-то сладкая речитативная медитация".
"И вот, наконец, появляется фильм как репортаж о реальной церковной жизни, со всем тем, что в ней есть. Наши странные святые, иногда более чем близкие и понятные земные, приземленные батюшки, и все это вместе", отметил собеседник агентства.
Одним из главных достоинств фильма "Остров" отец Андрей назвал "очень правильное понимание пути святости".
"Святой это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми", подчеркнул собеседник агентства.
Он не согласился с мнением, что фильм П.Лунгина может быть воспринят как "лубок о православии" для неофитов, светской невоцерковленной публики.
"Это отрезвляющий фильм, а совсем не неофитский. На мой взгляд, он как раз антинеофитский. Это честный фильм, сделанный очень целомудренно, без всяких внешних чудес. Чудеса происходят с людьми, а не с иконами или камнями, никто по воздуху не летает", отметил отец Андрей, добавив, что лично его поразила "скромность некоторых сцен фильма", например, исцеления бесноватой девушки "никаких лая, летающих теней никакой готики в дурном смысле этого слова".
Снявшиеся в "Острове" актеры, которых большинство зрителей привыкло видеть в иных амплуа, по мнению А.Кураева, точно попали в монашеские образы.
"Надо заметить, что и с бытовой, и с речевой, и с образно-психологической точек зрения все сделано удивительно достоверно. Если бы я встретил этих людей, с такими глазами, в реальных монастырях, я бы ни на секунду не усомнился в том, что это отнюдь не ряженые батюшки", заявил богослов.
Само по себе появление в российском кинематографе "такого точного" фильма о православном монашестве, как "Остров", и его успех у светской аудитории, по мнению отца Андрея, не означает каких-либо "культурологических сдвигов в кинематографе просто, как всегда, в огромном потоке попсы вдруг иногда появляются талантливые вещи".
Об этом сообщает "Интерфакс-Религия"