В настоящее время не только во Франции, но и в Европе в целом происходит упадок традиционных религий и всплеск интереса к духовным течениям, не обязательно религиозным. Социологи видят три сценария развития этой ситуации.
Первый секуляризация, кажется очень удачным, поскольку религиозный упадок очевиден. Люди больше не черпают моральные нормы в религии, это подтверждается опросами. Они заявляют, что не нуждаются в церкви для того, чтобы получить представление о мире. Можно также констатировать, что религиозные мотивы изымают из литературы и искусства. Военные парады, например, во славу государства своеобразно заменили мессу, а патриотические символы религиозные. Сценарий секуляризации говорит о потере доминирующими религиями своего положения в обществе. Религия все больше становится частным делом, а не коллективным. Монополия основных вероучений слабеет, поэтому другие религиозные группы стали предлагать свои услуги на своеобразном "религиозном рынке". Например, все больше последователей приобретают духовные изобретения комплекса учений "Нью эйдж".
Тенденция такова, что все больше людей из среднего класса примыкают к экстравагантным духовным движениям. Часто эти люди обладают большими знаниями, но имеют зарплату, не соответствующую образованию, поэтому они чувствуют определенную фрустрацию, которая толкает их в секты. Количество их приверженцев невелико, однако государство активно боролось со злоупотреблениями в этой сфере. Сейчас борьба утихла, поскольку циркуляр со списком опасных сект привел к дискриминации простых людей.
"Ничего" еще ничего не значит
Все большее число французов говорит, что не исповедует никакую религию. Считается, что сейчас католики составляют 50 процентов населения, из них воцерковленных всего 8-10 процентов. Эта тенденция еще более выражена у молодежи. Однако историки говорят, что подобные ситуации повторялись и ранее и что на Западе "золотого века религии" не было как такового. Возникло мнение, что эволюция религиозной приверженности людей имеет зубчатый график, поэтому, возможно, мы находимся в периоде спада, за которым начнется подъем. С другой стороны, сейчас Франция переживает подъем ислама, те же тенденции наблюдаются в миноритарных религиозных группах. Кроме того, когда люди говорят, что ничего не исповедуют, это абсолютно не значит, что они вообще отказались от всяких религиозных практик.
Часть социологов говорит о сценарии религиозного разложения. Основные церкви сейчас не привлекают молодежь из-за своего догматизма и невозможности ответить на современные поиски благополучия. Соответственно, верующие, которые покидают основные религии, примыкают к различным духовным движениям. Здесь речь идет о небольших движениях с размытыми границами, которые всегда открыты для каких-то новых знаний. Это популярный эзотеризм, магнетизм, улавливание космических вибраций, альтернативная медицина вперемешку с восточными, психологическими доктринами и квазихристианскими учениями. Например, есть семинары, на которых людей обучают устанавливать контакт со своим ангелом-хранителем. Информацией о подобных группах полны глянцевые журналы. Всем известен успех "Кода да Винчи", благодаря которому люди удовлетворили свое любопытство к познанию тайны. Это еще называется религией в стиле "меню", когда люди выбирают из каждой что-то для себя подходящее.
Религиозная мозаика
Мне более импонирует третий сценарий религиозной рекомпозиции. Здесь религия распадается на массу мелких составляющих. Точнее мы больше не способны увидеть их смысл в целом. Например, традиционная католическая религия переживает упадок, но создаются многочисленные группы христианского толка, которые занимаются гуманитарной деятельностью. Они говорят, что им не нужна церковь для того, чтобы осуществлять христианские принципы. Из среды протестантов и католиков рождается тенденция объединения в различные группы, связанные с поиском Святого Духа. Они занимаются социальной деятельностью, которую ранее выполняли ревностные верующие под крылом церкви. Это придание нового смысла религии, и социологи должны здесь с осторожностью относиться к старым ярлыкам. Возможно, религия приспосабливается к тому, что сейчас называется гиперсовременностью. Говоря кратко, мы наблюдаем за отливом и не обращаем внимания на прилив. Возможно, лет через сто будет яснее, что происходило в наше время, поскольку узнаем, чем все закончилось.
Во Франции отношения религий и государства подчиняется принципу светскости, религиозными культами ведает Министерство внутренних дел Франции. Принцип светскости был юридически оформлен благодаря закону 1905 года об отделении религиозных культов от государства.
Считается, что 20 миллионов верующих во Франции исповедуют католическую религию. Количество православных христиан колеблется от 250 до 300 тысяч человек, по оценкам православных служб по связям с общественностью. По разным оценкам, мусульман суннитского толка в стране от 2 до 5 миллионов. Каждый год около 10 тысяч мусульман обращаются в христианскую веру. 1 миллион протестантов составляют 2,2 процента французского населения. В протестантскую федерацию Франции входят 40 тысяч баптистов, 42 тысячи адвентистов. 500 тысяч иудеев объединены в иудейскую консисторию.
Свидетели Иеговы насчитывают около 120 тысяч верующих и 138 тысяч приверженцев. Во Франции насчитывается 25 тысяч мормонов, незначительное количество квакеров, не больше 4 тысяч сайентологов. Международная организация сознания Кришны представлена 500 сторонниками, среди них 200 священнослужители. Группа японского происхождения сокко-какай объединяет 5 тысяч верующих, на них похожа группа махи-кари. Около 600 французских роэлитов ожидают прилета НЛО. Сошли на нет движения мунистов и "божьих детей".
Досье "НВ"
Режис Дерикбур специалист по социальной и клинической психологии в Университете имени Шарля де Голля города Лилля, действительный член лаборатории "Религия, общество, светский характер" (Национальный научно-исследовательский центр, Париж), автор книг "Религии выздоровления", "Антуанизм", "Христианская наука", "Верить и лечить".
28.11.2006
Источник: Невское время (Санкт-Петербург)