В минувшую пятницу в Москве показали премьеру оперы Джузеппе Верди "Набукко" одного из самых сложных сочинений этого композитора. К спектаклю готовились несколько лет. В марте нынешнего года исполнили концертный вариант, а для "полноценной" постановки в театр "Новая опера" пригласили латвийскую команду во главе с режиссером Андрейсом Жагарсом.
Большинство оперных театров заранее объявляет о своих планах. В "Новой опере" все не так. Премьеры сваливаются внезапно, как снег на голову. Пригласить на постановку здесь могут кого угодно от маститого Иоахима Фрайера до местного балетмейстера Ивана Фадеева.
Директор Латвийской оперы Андрейс Жагарс, пополнивший список постановщиков, любит осовременивать классику, перенося действие спектаклей в наши дни. Библейские распри между иудеями и вавилонянами, положенные в основу сюжета, напомнили режиссеру о геноциде евреев режимами Гитлера и Муссолини. Поэтому герои "Набукко" из VI века до нашей эры перенеслись в 30-е годы XX столетия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кто при этом стал угнетателем, а кто угнетенным народом, несложно догадаться. Замысловатый сюжет, приукрашенный либреттистом, с некоторым скрипом укладывается в режиссерскую концепцию. Царь Вавилона Навуходоносор (по-итальянски Набукко), который завоевал иудеев, издевался над ними, объявил себя божеством, в наказание потерял разум, а потом, обратившись с молитвой к богу иудеев, исцелился и в спектакле превратился в диктатора. А его незаконнорожденная дочь Абигайль, которая попыталась во время болезни отца захватить престол, во всем ему подражала.
Местом действия стала станция метро. Сюда в самом начале сбегает по лестнице толпа иудеев, которые спасаются от преследователей. Люди в панике: кто-то потерял детей и близких и пробивается через толпу, пытаясь их найти. На людскую суету равнодушно взирают колонны и стены станции, тяжелые и помпезные, как в каком-нибудь древнем храме. Когда паника улеглась и толпа слегка успокоилась, оказалось, что беженцам не повезло: они попали прямиком в подземное убежище Набукко. И диктатор, живущий на нижнем уровне, для встречи с ними поднялся на эскалаторе.
Заметно, что режиссер по пластике Элита Буковска проделала огромную работу. Движения у всех героев поставлены точно и четко, как в балете, и выглядят одновременно красиво и осмысленно. Музыкальный руководитель спектакля Евгений Самойлов сделал все от него зависящее, чтобы опера прозвучала достойно. Хор и оркестр "Новой оперы" доказали, что они лучшие в Москве, а исполнители главных ролей старались соответствовать мировым стандартам. "Кровавую" для сопрано партию Абигайль спела солистка "Геликон-оперы" Каринэ Григорян, чем-то напомнившая Марию Гулегину.
И все же начало так и осталось одним из самых удачных моментов спектакля. Жагарс наполнил его массой наглядных метафор, кочующих из одной современной оперной постановки в другую. Знак власти в "Набукко" трибуна с портретом вождя, одежда правителя красный мундир (захватив царство, Абигайль выходит в красном костюме мундирного покроя, а соратники приклеивают к трибуне ее портрет). И так далее.
Религиозную линию оперы смикшировали. И вправду, с чего это Муссолини или Гитлер вдруг уверуют в Бога? Набукко ближе к финалу облачился в красный мундир и вернулся в строй. А раскаявшейся Абигайль не оставалось ничего другого, как броситься под поезд, который вдруг пришел на станцию.
04.12.2006
Источник: Новые известия