Позволю себе отвлечь читателя от Гайдара уже, благополучно выписанного из больницы, от гламурных приключений Канделаки и даже от агентов Скотланд-Ярда, прибывших в Россию в связи со смертью Литвиненко. С этим делом предстоит столько возни, что, уверяю, многим еще надоест вникать во все подробности. Просто хотел бы обратить внимание на то, что убивают не только в Лондоне или посреди Москвы. И не только перебежчиков, журналистов или банкиров. На прошлой неделе в селе Прямухино Тверской области подожгли дом священника Андрея Николаева. В огне погибли он сам и трое его малолетних детей. Судьба жены Ксении неизвестна. Можно, конечно, не обращать внимания на то, что это семья священника. Всякая жизнь ценна. Это правда. Но, как мне кажется, есть необходимость поговорить не об Андрее Николаеве, а именно об отце Андрее. А заодно и о православии в современной России.
У многих из нас, когда речь заходит о православии, в голове возникают Храм Христа Спасителя, патриарх, золотые купола и высокопоставленные бюрократы со свечками в храме на Рождество. Вероятно, сказываются колышки, вбитые в серое вещество мозга отечественным телевидением. Между тем, это лишь праздничная упаковка. На самом деле втоптанный прошлым веком в грязь росток православия с огромным трудом поднимается в нашей глубинке. Причем растет эта колокольня с крестом вверх не чудом и не большими деньгами, которые в глубинку просто не доходят, а избитыми в кровь руками послушников, трудами многих сельских священников и скромных женщин, что в прошлом с оттенком издевательства называли "попадьями". Помните: поп, попадья, да поповская дочка.
В позапрошлом году пытался в старинном маленьком городке Мышкине, что на Волге, отыскать следы своей родни. Бабушка по отцу, прежде чем стать земской учительницей, была как раз поповской дочкой, а там за ней, сколько хранит семейная память, все священники, да священники. Искал наугад, знал из документов только, что где-то в этих местах венчались мои дед и бабка, а венчал их дальний родственник священник Никольский. Поэтому, сойдя на берег, и потянулся сразу же к первому куполу, что увидел.
В старой, еще толком не поднятой из руин церкви с остатками чудных фресок, я и встретил местную попадью. В церкви еще и пол не настелили, доски штабелями, но она уже стоит в уголке, как на посту, при иконках и свечах: а вдруг, кто заглянет помолиться. Все ей, как смог, объяснил. Она засмущалась, потому, как новенькая в этих местах и ничего не знает, а батюшка еще спит: "Днем все топором махал, потом молился, потом с одним пьяненьким за полночь все беседовал, еле добрел до кровати и упал".
"Вы, уж, ему часок еще дайте поспать. А так, наш дом у старого кладбища, его вам каждый покажет. А чтобы время не терять, походите пока по кладбищу, вдруг, знакомая фамилия и появится", и просила, и советовала она.
Вот я и побрел по этим кривым улочкам среди куриного и утиного гвалта, ромашек, сиреневой кашки, да розовой мальвы, ориентируясь на кладбище и дом священника. Кладбище оказалось огромным, но ухоженным, а вот дом священника напоминал покосившийся сарай. На долгий стук вышел долговязый, лохматый, сонный человек лет сорока, сунул голову в стоявшую у крыльца кадушку, пришел в себя, отряхнул с бороды воду, дружелюбно улыбнулся и мы, наконец, присели на скамейку, которая тут же перекосилась. "Вы, уж, извините, проговорил он, не до дома пока. Церковь, да кладбище все-таки важнее, а я почти один, Если бы не Аня (это, как я понял, и была попадья) помер бы тут, наверное, не дойдя до крыльца. Она мой ангел-спаситель. От топора и кирпичей уже не руки, а крюки. Книгу беру, а она не держится в руках, падает. Так что, грешен, читаю сейчас мало". "А как же люди, не помогают?" поинтересовался я. "Есть, конечно, и помощники, но не так их и много". Батюшка хотел что-то объяснить, но потом, посмотрев куда-то на небо, ответил задумчиво, но обыденно, не по церковному: "Ломать не строить!". Ясно было, что относится это не только к храму, но и к людям.
В глубинах России сегодня идет тихая, но очень жесткая борьба, о которой наши столичные политики и СМИ не знают, а потому и не говорят. Между тем, как видим, на этом фронте есть и жертвы.
За что же современная Россия убила православного священника?
За водку. Батюшка боролся с пьянством и не позволял воровать в храме. На свою сторону ему удалось перетянуть немногих. За последний век и в природе, и в государстве, и в человеческой душе русские наломали столько, что пробиться к живому среди метастазов равнодушия и цинизма удается далеко не всегда. И не надо питать иллюзий. Виновато в этом не только советское, но и нынешнее время. Если в советские времена важнее души оказывалась идеология, то теперь острые локти. Так что даже среди сегодняшних верующих не такая уж редкость встретить тех, кто готов искренне посочувствовать дальнему, но равнодушен к судьбе ближнего. Ну, и, наконец, зачастую в человеке живого и вовсе не осталось. Наверное, именно с такими "зомби" и столкнулся отец Андрей. Можете искать у них живое, хоть под микроскопом. Вы найдете болезни, безумие, пороки. А вот души уже нет. Ушла душа.
Прочитав о гибели отца Андрея в огне, тут же вспомнил книгу Бориса Савинкова о гражданской. "К вечеру возвращаюсь в лагерь. Садиться солнце, в лесу сгущается мрак. Издали доносятся голоса. На поляне под кленом костер. Толпятся "бандиты". Полыхают красные языки.
Егоров!
Он подбрасывает поленьев в огонь. Потом, не торопясь, подходит ко мне.
В чем дело, Егоров?
Товарища жгем.
Что?...
Я взглянул. Я только теперь заметил, что у клена стоит человек. Он привязан. Я узнаю Синицына, крестьянина из Можар. Сквозь дым белеются голые плечи. Торчит взлохмоченная, черная, закинутая вверх борода.
Мерзавцы!...
Никак нет, господин полковник. Что же с ним, с окаянным делать? Запороть, так время уйдет. Повесить, так людям зазорно будет... Вот и жгем помаленьку.
Я отвернулся. Я ушел без оглядки в поле. Уходя, я услышал:
Бороду, Федя, бороду ему подпали".
Другое время, другие обстоятельства, а люди те же. О, Господи!
Источник: РИА Новости