ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Священники-марксисты и новый Томас Мор

У сандинистов в Никарагуа богатый опыт взаимоотношений с Церковью

Станислав Минин :: 07 декабря 2006

Католическая Церковь в Никарагуа и лидер левого Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) Даниэль Ортега, победивший на недавних президентских выборах, похоже, нашли общий язык. 9 ноября архиепископ Манагуа Леопольдо Бренес призвал все политические силы страны поддержать социальные реформы сандинистов (считающих себя последователями Аугусто Сесара Сандино (1895–1934), знаменитого никарагуанского революционера), вернувшихся к власти после 16 лет пребывания в оппозиции.

Кардинал Мигель Обандо-и-Браво, архиепископ "на покое", два дня спустя произнес в кафедральном соборе столицы проповедь о несправедливости капиталистической экономической системы. А сам Ортега в конце ноября поддержал инициированный уходящим в отставку президентом Никарагуа Энрике Боланьосом закон о запрете абортов.

Как здесь не вспомнить о непростых взаимоотношениях правительства Ортеги и иерархов Католической Церкви в Никарагуа в 80-е гг. С одной стороны, высшее духовенство, и в том числе кардинал (тогда еще просто архиепископ Манагуа) Обандо-и-Браво, поддержали революцию 1979 г. и свержение диктатуры Анастасио Сомосы. Но в то же время как марксистская идеология сандинистов, так и большинство инициатив правительства СФНО (включая социальные реформы, всеобщую мобилизацию, введение чрезвычайного положения в 1985 г.) подвергались периодической и нещадной критике со стороны епископата. При этом иерархи официально не осудили и деятельность вооруженных контрреволюционеров в 80-е гг., за что сандинисты вполне ожидаемо наклеили на Церковь ярлык "реакционной силы".

Ограничение доступа иерархов Католической Церкви к СМИ, неоднократное прекращение вещания Radio Catolica, обвинения Обандо-и-Браво в "предательстве" – все это никарагуанские реалии 80-х. Дополнительное напряжение создавала деятельность так называемой народной Церкви, полностью солидарной с правительством, отстранившейся от епископата и Ватикана, поднявшей на щит идеи "теологии освобождения". Масла в огонь подлила и такая нестандартная ситуация: четверо католических священников получили от Ортеги министерские портфели.

Так, министром социального развития в 1979 г. был назначен священник Эдгард Парралес Кастильо, три года спустя ставший послом Никарагуа при Организации американских государств. В октябре 1983 г. Парралес написал письмо Папе Римскому Иоанну Павлу II, выразив в нем желание сложить с себя сан священнослужителя. Впрочем, свое решение священник мотивировал отнюдь не несовместимостью сана и министерского кресла, а "внутренним кризисом".

Другой священнослужитель, член Общества иностранных миссий из Мэринолла Мигель Д’Эското Брокман – знаковая фигура в революционном правительстве 80-х. Будучи министром иностранных дел с 1979 г., он выступал в роли последовательного и бескомпромиссного критика внешней политики президента США Рональда Рейгана. В июле 1985 г. в знак протеста против поддержки вооруженных контрреволюционеров со стороны США он объявил бессрочную голодовку, "желая ответить на агрессию Соединенных Штатов постом и молитвой".

Иезуит Фернандо Карденаль Мартинес в 1984 г. стал министром образования. До этого он вместе с другим иезуитом, Роберто Саенсом, успешно руководил государственной кампанией по ликвидации безграмотности. В результате так называемого крестового похода за просвещение нации число никарагуанцев, не умевших читать, писать и считать, снизилось с 50 до 13%. Программа была удостоена премии ЮНЕСКО имени Надежды Крупской, хотя критики и утверждали (и продолжают утверждать), что разработанные Карденалем со товарищи учебники были "орудием индоктринации" в руках сандинистов.

"Мы хотели не просто обучить людей буквам и цифрам, но и помочь им понять социальный, экономический, политический контекст, в котором они жили", – заявил Фернандо Карденаль в одном из недавних интервью. Политизацию языка образовательной программы он объясняет использованием разработанной бразильским теоретиком Паулу Фрейре методологией: просвещение только тогда становится эффективным, когда использует "производящие (базовые для данного сообщества) слова". "В политизированном никарагуанском обществе конца 70-х – начала 80-х гг. такими словами были "революция", "Сандино", "земельная реформа". В начале 90-х мы использовали бы совсем другой язык", – утверждает экс-министр.

Его брат, Эрнесто Карденаль Мартинес, также католический священник и известный никарагуанский поэт, в 70-е гг. поддерживал вооруженную борьбу сандинистов против режима Сомосы и даже являлся одним из капелланов СФНО. После революции 1979 г. он возглавил Министерство культуры, расформированное восемь лет спустя из-за нехватки бюджетных средств на его содержание. Именно Эрнесто Карденалю в 1983 г. в аэропорту Манагуа устроил публичную обструкцию Папа Иоанн Павел II, призвав его "согласовать свою позицию с позицией Церкви".

Инвектива Понтифика была обращена не к Карденалю-министру, а к Карденалю-богослову. Министр культуры Никарагуа был одним из основных теоретиков "теологии освобождения" в стране, а его стихи привлекали читателя совершенно неприемлемым для Ватикана синтезом христианской символики и марксистских идей. Эрнесто Карденаля вполне можно назвать "никарагуанским Томасом Мором": в 60-е гг. он создал общину, в рамках которой пытался на практике реализовать идею "справедливого общества", живущего по христианским законам. "Коммунизм – это и есть Царство Божие на земле" – так можно было бы суммировать его идеи.

Вопрос о священниках-министрах долгое время решался полюбовно. Учитывались их опыт и авторитет, а также бедственное положение в стране. По итогам переговоров между делегацией правительства Ортеги и комиссией во главе с госсекретарем Ватикана кардиналом Агостино Казароли епископат Никарагуа в 1981 г. разрешил Эрнесто Карденалю, Мигелю Д’Эското и Эдгарду Парралесу сохранить министерские посты, но предписал не совершать богослужений на время государственной деятельности. Все изменилось два года спустя после поездки Иоанна Павла II в Никарагуа: Католическая Церковь внесла дополнения в Кодекс канонического права, и совмещение сана и министерского поста, "предполагающего осуществление светской власти", стало абсолютно недопустимым.

Священникам-министрам предложили выбирать: или они сохраняют сан, или государственную должность. Все трое выбрали второй вариант, а назначение Фернандо Карденаля министром образования в 1984 г. и вовсе можно расценивать как демарш сандинистов, принявших в штыки новую политику Ватикана. Священников лишили сана, причем соответствующие распоряжения были подписаны не их непосредственным священноначалием, а представителями Римской Курии. В этом критики понтификата Иоанна Павла II видят тенденцию к централизации власти в Католической Церкви.

Едва ли в будущем правительстве Даниэля Ортеги появятся новые "братья Карденали" (оба экс-министра, кстати, живы и здравствуют). Изменилась социально-политическая конъюнктура, частичную трансформацию претерпели взгляды самих сандинистов, да и иерархи Церкви, что отражает общую для Латинской Америки тенденцию, скорее настроены на диалог с левыми, чем на конфронтацию. Впрочем, воз никарагуанских социальных проблем, как говорится, и ныне там, и, быть может, опыт "старой гвардии" священников-министров оказался бы для Ортеги полезным.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама