Вчера в Ново-Огарево Владимир Путин провел трехчасовое совещание с лидерами ведущих российских политических партий. Формальным инициатором встречи выступила "Единая Россия". Тема совещания весьма актуальна для партийцев экстремизм и закон об экстремизме, который, по мнению многих российских политиков, фактически лишает партии права вести полноценную агитационную кампанию. Законодательство об экстремизме Путин предложил подкорректировать, а с экстремистами бороться силами всех партий при поддержке Кремля.
Сам факт подобного совещания является беспрецедентным. Прежде Путин проводил коллективные встречи только с руководителями парламентских фракций. Вчера же в Ново-Огарево прибыли представители всех политических сил, которые Кремль считает наиболее значимыми. В их числе оказались лидеры проходящих, скорее всего, в следующую Госдуму "Единой России" (Борис Грызлов), "Справедливой России" (Сергей Миронов), ЛДПР (Владимир Жириновский), КПРФ (Геннадий Зюганов), потенциальные участники разного рода партийных проектов, задуманных Кремлем, Народной партии (Геннадий Гудков), Аграрной партии (Владимир Плотников), Социалистической единой партии (Василий Шестаков) и, наконец, демократы из "Яблока" (Григорий Явлинский) и Союза правых сил (Никита Белых). Этим политикам Путин предложил войти в создающийся при президенте консультационный совет.
Как сказано в сообщении президентской пресс-службы, новый орган создается "для рассмотрения вопросов борьбы с экстремизмом, а также других тем, наиболее значимых для развития политической системы России". Обсуждение экстремизма и стало главной темой ново-огаревской встречи. Открывая совещание, президент объяснил, почему именно экстремизм был выбран темой для обсуждения. Во-первых, для борьбы с терроризмом, возбуждением расовой, национальной, религиозной и социальной вражды (именно так расшифровал понятие "экстремизм" Путин) требуются "консолидирующие усилия" не только государства, но и всех граждан.
Во-вторых, впереди выборы в Госдуму и местные заксобрания. А на них, заметил глава государства, "возникает опасность перейти ту хрупкую грань, за которой острая постановка проблем может перерасти в экстремизм. Мы знаем с вами такие примеры. Поэтому ответственность партий за сохранение общественной стабильности в период выборов возрастает многократно".
Пока собравшиеся гадали, какие же примеры имеет в виду президент (уж не "Родину" ли Дмитрия Рогозина), он подчеркнул, что экстремисты должны знать: им будет дан адекватный ответ и у партий есть четкая и консолидированная позиция по этому вопросу.
ЭКСТРЕМИЗМ
Затем президент заговорил о законе "О противодействии экстремистской деятельности". Он напомнил, что "еще существуют правовые пробелы в законодательстве, все еще наши усилия по борьбе с экстремизмом нельзя считать эффективными". О каких пробелах идет речь, Путин не сказал, отметив лишь, что "надо добиваться, чтобы законодательные формулировки были абсолютно точными, а наказание неотвратимым и соизмеримым тяжести содеянного".
Вопрос о пробелах не прояснили и выступавшие в открытой для прессы части совещания следом за ним Сергей Миронов и Борис Грызлов. Глава верхней палаты повторил свою старую идею об избираемости членов Совета Федерации, а глава нижней палаты призвал ужесточить наказание за экстремистскую деятельность. Глава государства в принципе поддержал оба предложения правда, в весьма осторожных выражениях. Закрытая часть, как рассказал "Газете" Геннадий Гудков, состояла из 5-7-минутных выступлений каждого из лидеров партий и ответов президента на поставленные вопросы. "Я, например, предложил расширить поле деятельности политических партий, дать им больше возможности влиять на политику государства с точки зрения участия партий в формировании исполнительной власти", заметил он. По словам Гудкова, совещание "можно охарактеризовать скорее как встречу согласия, чем несогласия".
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО
Тема борьбы с экстремизмом остается одной из самых популярных не только в "верхах", но и в "низах". Кроме того, противодействие родственному ему терроризму в 1999-2000 годах вознесло Владимира Путина на заоблачные вершины нынешних рейтингов доверия.
Поэтому вчерашняя встреча в Ново-Огарево была посвящена этой теме не случайно. По мнению научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, тема сформулирована как "своеобразное предупреждение тем, кто может пойти на противодействие властям". По мнению эксперта, нельзя говорить о каких-либо пробелах в законодательстве, которое мешает вести борьбу с экстремизмом: "Наше законодательство в этой области и так достаточно суровое, позволяющее привлекать за любые виды экстремистской деятельности.
Проблема в том, что зачастую экстремистами считают оппозицию, а к настоящим экстремистам правоохранительные органы относятся достаточно снисходительно". Действительно, в существующей редакции закона "О противодействии экстремистской деятельности" понятие "экстремизм" является чрезмерно широким (см. таблицу). А согласно поправкам, принятым в июле этого года, к экстремизму отнесена "публичная клевета в отношении лица, занимающего государственную должность", при условии, что факт клеветы доказан в судебном порядке. Также под понятие "экстремизм" согласно новой редакции подпадает "воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти", "применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителей государственной власти", принят и ряд других поправок. Между тем целый ряд других мер, существующих в аналогичных законах зарубежных стран, например, о вовлечении молодежи в преступную деятельность, напротив, не прописан. Но об этом участники встречи в Ново-Огарево не говорили.
КАКИМ БЫЛ ЗАКОН ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 ГОДА N 114-ФЗ
Экстремистская деятельность (экстремизм) это: 1) деятельность организаций, либо СМИ, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности;
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действии и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие.
КАКИМ СТАЛ ЗАКОН ПОСЛЕ 27 ИЮАЯ 2006 ГОДА
Изменения в статьи 1 и 15: воспрепятствование деятельности органов госвласти, избирательных комиссий, должностных лиц указанных органов с применением насилия или же с его угрозой; публичная клевета в отношении госчиновника при исполнении или в связи с исполнением, соединенная с обвинением в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке; применение насилия в отношении представителя госвласти либо угроза применения насилия в его адрес;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и его семьи;
создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей.
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЛАГАЕТ ГД И ОДОБРЯЕТ ПРЕЗИДЕНТ
Более четко сформулировать понятие "экстремизм", включить в него вандализм на местах захоронений, расписать, что такое общественные организации экстремистской направленности; приравнять интернет-ресурсы к СМИ и наказывать их по той же статье.
07.12.2006
Источник: Газета