ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религия в школе: жалобы и предложения

Павел Круг :: 07 декабря 2006

Рекомендации Общественной палаты Министерству образования и науки по вопросу изучения религиозной культуры в школе вызвали неоднозначные оценки в российской прессе. Обязательного изучения "Основ православной культуры" или аналогичных предметов в российской школе не будет, однако будущее курса "История мировых религий", на котором настаивают в ведомстве Андрея Фурсенко, остается неясным. "НГР" попросили членов Общественной палаты прокомментировать принятый ими документ.

Александр Адамский, член комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, глава подкомиссии по школе

Что касается вопроса об обязательном изучении основ религии, то эту дискуссию, начавшуюся после обращения министра образования и науки Андрея Фурсенко в Общественную палату в сентябре этого года, мы с повестки дня сняли. Теперь мы ставим вопрос относительно характера изучения роли и значения религий в мировой культуре, с одной стороны, а с другой стороны – об изучении традиционных религий России. При этом я не вижу ничего страшного в изучении мировых религий, наоборот, это полезно. Все боятся того, что начнут изучать секты. Но когда речь будет идти о включении в учебный план конкретных тем, то я считаю, что здесь сыграет свою роль здравый смысл.

В обязательном порядке в курсе учебных дисциплин могут быть включены знания о роли и значении религий – в литературе, истории и т.д. При этом следует иметь в виду, что любая вариативность и многообразие ограничиваются научными знаниями. Это основа методологии науки – научные знания не являются вариативными, они вообще не могут быть предметом выбора и носят абсолютный характер. А преподавание истины на вариативной основе – это нонсенс, разрушающий всю систему образования. Поэтому об альтернативных версиях происхождения мира и человека, на мой взгляд, нужно упоминать в отдельном дополнительном блоке. Речь идет о той роли, которую сыграли религиозные представления в установлении научной истины. Иногда эта роль была и негативной – вспомните Джордано Бруно или Галилео Галилея.

Я в целом удовлетворен принятым документом. Главное – он фиксирует принципы добровольности и многообразия. Это означает, что либо изучаются все традиционные для России религии, либо ничего. Фактически это и есть принцип светскости. Я не вижу в нем никакой опасности, обиды или оскорбления. Она не противостоит религиозности. При этом права нерелигиозной части общества также должны быть учтены. А то у нас пошел некоторый перекос: быть нерелигиозным уже чуть ли не дурной тон. Я считаю, что нерелигиозность так же достойна уважения, как и религиозность.

Валерий Тишков, председатель комиссии палаты по вопросам толерантности и свободы совести

В сложившейся в нашей стране ситуации, учитывая явное желание религиозной части населения иметь в государственной муниципальной школе преподавание основ религиозной культуры, а также в контексте европейского опыта, мы приняли решение, что присутствие предметов основ религиозной культуры в школе правомерно и должно прежде всего регулироваться законом. Поэтому мы рекомендуем Министерству образования и науки подготовить соответствующие поправки в закон об образовании или даже отдельный новый законопроект. Это первая и основная рекомендация.

Второе – действующий закон позволяет иметь в рамках регионального компонента дисциплины духовно-нравственного характера, среди которых могут быть "Основы православной культуры", "Основы ислама" и т.д. Такой опыт в ряде субъектов уже имеется, он весьма разнообразен. Есть и проблемы, и критика. Тем не менее вторая основная наша рекомендация министерству – оказать методическую и всякую иную помощь экспертам при подготовке материалов с привлечением представителей разных религий и конфессий. Необходимо, чтобы материалы были качественны, корректно излагали основы той или иной религиозной культурной традиции, не вызывали негативного отношения к другим религиям.

Третья рекомендация – безусловное соблюдение прав нерелигиозной части населения. Дети, отказавшиеся от изучения "Основ православной культуры" и т.п., имеют право изучать предметы светского характера в рамках духовно-нравственного блока образования. Это может быть этика, основы нравственности или другие предметы подобного характера.

И последнее, что я могу отметить, – мы рекомендовали найти место в других курсах, особенно гуманитарного характера, для разных мировоззренческих систем, в частности для различных взглядов на смысл жизни, истории, происхождение человека (однако здесь возможно дополнительное обсуждение).

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама