ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Полифония веры и разума

О том, как философ-либерал и кардинал Католической Церкви успешно искали точки соприкосновения

Матвей Селиверстов :: 07 декабря 2006

Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI)
Диалектика секуляризации. О Разуме и Религии
Серия "Современное богословие". – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 112 с.

В январе 2004 г. в Баварской Католической академии (Мюнхен) состоялась встреча известного немецкого философа, одного из теоретиков так называемого секулярного гуманизма Юргена Хабермаса и префекта Конгрегации вероучения Римско-Католической Церкви кардинала Йозефа Ратцингера, будущего Папы Римского Бенедикта XVI. "Интеллектуальные антиподы" – либеральный мыслитель и консервативный кардинал – выступили с докладами, тексты которых стали основой выпущенной ББИ книги "Диалектика секуляризации. О Разуме и Религии". Философ и богослов говорили об основах современной секулярной культуры, перспективах европейского общества в рамках глобальной цивилизации и о фундаментальных для этого общества идеях.

Читатель вправе ожидать от докладов Хабермаса и Ратцингера выражения двух принципиально различных точек зрения. Но вот что любопытно: выводы, к которым пришли собеседники, оказались на удивление созвучными.

Хабермас – олицетворение либерального, секулярного мировоззрения. Еще до встречи с кардиналом он отметил, что религия – "когнитивный вызов" всей современной философии и вместе с ней всему секулярному обществу. Да и сам доклад немецкого философа дает понять: автор обращается не только к непосредственному собеседнику, иерарху Католической Церкви, но и ко всем тем, кто считает себя носителем либеральных идей.

Однако при этом читатель, желая понять основные идеи Хабермаса, должен обладать достаточной философской осведомленностью, уже иметь представление о том, как исторически развивался "секулярный дискурс". Получается, что диалог о состоятельности и месте религиозного сознания в современном обществе можно вести только при наличии специальной подготовки.

Хабермас пытается обосновать самостоятельность образования правового общества. Свобода и права человека, по его мнению, должны гарантировать свободу коммуникации. При этом секулярный дискурс, который имеет свою логику и опирается на разум, – не единственный возможный способ коммуникации, а либеральные принципы не могут и не должны становиться механизмом давления на религиозное сознание.

Рыночные отношения, усиление административной власти в современном обществе, исчезновение из европейского самосознания представлений о национальном и культурном единстве, о солидарности людей как граждан – все это процессы, ведущие к кризису демократического общества. Исчезает "гражданская мотивация". Что делать? Где взять эту мотивацию? Необходим переход к "постсекулярному" обществу, утверждает Хабермас. Его основой станет новый тип коммуникации, "двусторонний процесс обучения", в котором секулярное общество сможет "обогатиться" религиозными понятиями для укрепления мотивации.

Что на это ответил кардинал Ратцингер? У него иная форма аргументации. Хабермас говорит об исторических предпосылках образования правового государства, а нынешний глава Католической Церкви – об итогах научного прогресса и развития светского общества. Человеческий потенциал созидания и разрушения эволюционирует, и эта эволюция ставит вопрос о необходимости своеобразного контроля над разумом, утверждает Ратцингер. Секуляризм превратил человека из высшего творения Бога в часть природы, а биотехнологии могут сделать из него "подопытного кролика", продукт, который можно будет видоизменять. Разумное желание исследовать новые возможности приведет к появлению "человека-прибыли" и "человека-мусора", а понятие естественного права превратится в пустой звук.

Другой вопрос – повсеместное насаждение норм западного правового государства, ведущее к столкновению цивилизаций. Свобода является уделом всех, и поэтому представители других культур также могут создать собственную правовую систему. Ратцингер отмечает, что общие права человека можно дополнить обязанностями человека в зависимости от специфики определенной культуры.

Каково же будущее западной рациональности? Западной культуры в целом? По мнению Ратцингера, будущее – за межкультурным диалогом. Он отмечает, что в современных условиях невозможно создать некий "всемирный этнос" (здесь налицо критика концепции католического теолога-диссидента Ганса Кюнга), универсальной модели взглядов, которая обусловила бы развитие всего мирового сообщества. Культурная полифония – вот что предлагает кардинал Ратцингер.

И здесь уже дискурсы Ратцингера и Хабермаса сходятся в одной точке: необходима не только внешняя "полифония", но и внутренняя, сугубо западная, когда происходит взаимодействие секулярного общества и христианства. В настоящее время ошибочно полагать, что вере нечего сказать человеку, считает Ратцингер. Разуму следует "прислушаться" к голосу веры, найти определенную "коррелятивность" в основаниях рациональности и религиозности, и именно в этом случае полифония станет возможной.

Либерал Хабермас фактически признает за религией функциональный вклад в развитие общественной динамики. Кардинал Ратцингер же вовсе не отказывает секуляризму в "легитимности", он просто призывает рационалистов впустить в свой мир религиозное сознание как "партнера по диалогу". Секуляризм в лице Юргена Хабермаса, в общем, дает на это добро. Остается лишь один вопрос: а что же религиозное сознание получит от такого диалога? Может быть, Хабермасу и Ратцингеру (пусть уже и в новом статусе) стоит еще раз встретиться и все-таки дать на него ответ?

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама