В ночь на второе декабря в собственном доме в деревне Далекуши Прямухинского сельского округа Тверской области погибли пятеро: настоятель Троицкой церкви Андрей Николаев, его беременная жена и трое детей четырех, семи и десяти лет. После осмотра места трагедии следователи прокуратуры и сотрудники МЧС заявили, что, судя по первоначальной экспертизе, священник и его близкие стали жертвами преступления.
В домах прямухинцев со дня гибели отца Андрея стоят иконки. Хотя никто из местных не верит, что за образами можно укрыться от обвинений в "создании обстановки, способствующей недавнему преступлению". Об "обстановке" твердят в администрации губернатора, говорят СМИ.
Да пусть глядят Народ обвиняют, а сами чего вытворяют, недобро усмехается сосед покойного батюшки Николай Гаврилов. Рядом с его избой копошатся репортеры. Операторы выуживают из пепелища обрывки одежды, разравнивают колесами иномарок площадку, где эксперты обнаружили кусочки детских тел. Чиновники дают интервью, отталкивая ногами обуглившийся трехколесный велосипед.
В избе Гаврилова работает телевизор на экране мелькают кадры из фильма Лунгина "Остров", отмеченного грамотой Патриарха всея Руси Алексия Второго. Голос за кадром вещаето возрождении духовности и новой эпохе православия. "Вот настоятель, земля ему пухом, обозвал нас язычниками. Через него деревню Далекуши с селом Прямухино окрестили столицей алкашей, а разве ж мы пьем?!" сокрушается хозяин дома, когда в сени вламывается помятый парень и протягивает Гаврилову полтинник "На, дядь Коль, не успел вино разобрали". Часом позже оба мужика один на тракторе, второй на велике едут за поминальной бутылкой в ближайшую деревню.
Из-за нагрянувших из Москвы комиссий в районе впервые за много лет отремонтировали дороги: засыпали желтым песком лужи и ямы от Кувшинова до Далекуш места гибели отца Андрея и от Далекуш до села Васильково, где 5 декабря протоиерей Анатолий Волгин отслужил панихиду по усопшим. "Если на сорок дней, как обещают, прибудет патриарх, асфальтом зальют", гадают водители-частники.
Незадолго до гибели Андрей Николаев публично в нескольких телевизионных программах, в открытом обращении к правоохранительным органам обвинил земляков в деградации и отказе следовать библейским заповедям. Говорил, что село спивается, разлагается, пускает родных детей по миру Жаловался на неоднократные попытки здешних пьянчуг разграбить Троицкую церковь, на угрозы в адрес его семьи со стороны мелких предпринимателей, торгующих алкогольным суррогатом.
До лета 2006-го отец Андрей не допускал в характеристиках односельчан негативных оценок. Он родился и вырос в Кувшинове, одиннадцать лет служил в тамошних храмах. В Прямухине восстановил старинную церковь, организовал воскресную школу для детей. На своей машине возил подростков на экскурсии в Осташков, Санкт-Петербург, Тверь, Москву, дарил деревенской малышне подарки, устраивал праздники и рождественские фейерверки.
С сочувствием относился к семьям земляков, страдающих алкоголизмом: среди его дальней родни были люди с общим для России недугом. Этим и объяснялась нетерпимость Николаева к автолавкам, "разливающим" по губернии дешевый спирт. Он старался изменить деревню и отношение селян к самим себе и Богу. Эти попытки навлекли на семью Николаевых беды три пожара при "невыясненных обстоятельствах". Когда сгорел дом в Лопатине, Андрей с супругой Ксенией и тремя детьми перебрался в Далекуши на собранные с помощью благотворительного фонда деньги они купили дачу у москвича.
"В последнее время батюшка переменился, вспоминает директор прямухинской школы Светлана Рудевич. Стал менее общительным, часто уезжал из района. Сделался жестче. К примеру, однажды узнал о драке в классе своего сына, пришел туда и без предисловий раздал зачинщикам подзатыльники. Да слышали б вы, как он ругал Витьку Смирнова мужичонку который залез в церковь, чтобы стащить икону Витька, кстати, буквально за месяц до гибели Николаева тоже сгорел".
По словам соседки Николаевых Галины Образцовой, отец Андрей не раз в ее присутствии называл деревенских подростков "щенками". Когда расспрашиваю прямухинцев, почему, выясняется, что в дни переноса усадьбы Бакунина, когда проводились земляные работы и по неосторожности были вскрыты могилы старинного захоронения, юные оболтусы на глазах у Николаева играли в футбол человеческими черепами.
"Обиделись, конечно. Не рассмотрели парни, что пинали, думали, обломки какие-то валяются", местные и теперь упрекают покойного, сочиняя небылицы о деревенском священнике. И связь с бизнесменами ему приписывают, и любовниц из числа певчих, и желание поскорее уехать из Тверской области в Москву Но больше всего их злит то самое публичное заявление отца Андрея о сознательном разложении здешнего населения. Рано или поздно, предрекал Николаев, преступив законы Божьи, это население ни перед чем не остановится.
Поминая семью батюшки, прямухинцы в беседах с посторонними уточняют: "Жалко погибшую Ксению и ее деток до чего добрые и ласковые были, а настоятеля не нам супить и оплакивать. Он нас дикарями выставил, за это как любить?".
Помимо отца Андрея, обитатели тверских деревень обвиняют еще и журналистов в причинении им морального ущерба и оскорблении чести и достоинства. Между тем, чтобы хоть немного смягчить портрет земляков Николаева, репортеры не включают в публикации о трагедии главную версию односельчан покойного.
Не щадя 32-летнего иерея даже после смерти, прямухинцы намекают не бывает случайных совпадений мол, не сам ли батюшка все подстроил? Им кажется странным, что за день до пожара Николаев предупредил соседей об отъезде с женой и ребятишками к бабушке, отпросил детей с занятий в школе, взял у знакомых колун для колки дров, хотя никогда прежде не прикасался к поленнице, и канистру бензина.
"Мы и пожарных не торопили, посчитали в доме никого нет, рассуждает Галина Образцова. Непонятно, почему не было криков и шума. Услышали бы: народ как раз КВН по телику смотрел, когда горело. У нас все удивляются, как кости Николаева оказались в комнате, если детишек с матушкой Ксенией нашли в душевой. Выглядело так, словно она их телом прикрывала. И почему дети ночью были в верхней одежде? Это эксперты подтвердили".
"До чего люди дошли, ужасается предположениям селян дьякон Виктор Козлов, хорошо знавший отца Андрея. Был бы настоятель жив, когда начался пожар, и дверь бы вышиб, и семью спас. Крепкий был мужик, и с сердцем большим. А люди?.. Точно сказано: не делай добра, не получишь зла".
Глава прямухинской администрации Александр Волков внушает многочисленным комиссиям из Твери и Москвы (а в районе, помимо чиновников областной администрации, сегодня работают 18 сотрудников Главного управления уголовного розыска, экспертно-криминалистического центра и оперативного управления МВД России), что народ в его краях сплошь гуманисты и сестры милосердия. Да, многие ничем не заняты кроме колхоза, никуда не устроишься, средняя зарплата не дотягивает до двух тысяч рублей, но местные справляются.
"В Далекушах, где сгорел дом священника, объясняет Волков, ни одного жителя не вызывали в милицию смирные. Напрасно отец Андрей алкашами их ославил. Но и от обиды они не допились бы до поджогов". Скорее всего, полагает сельский глава, батюшку и его близких убили какие-нибудь "залетные", чтобы заполучить хранившиеся в доме ценные иконы. По трассе вдоль Далекуш по ночам часто пробегают машины. Люди могли не заметить, как во дворе Николаевых останавливался автомобиль. Соседка священника, пенсионерка Нина Зиновьева, первой увидевшая огонь в избе иерея, в человеколюбие земляков не верит. Утром после пожара женщина собрала вещи и уехала из деревни.
Семьи в Далекушах, Прямухине мало чем отличаются от жителей других селений Тверской области. В детский интернат в райцентр Кувшиново едва ли не ежемесячно привозят голодных, раздетых, облепленных вшами малышей. В свои 8-10 лет они видели и смерть мамы, либо сгоревшей, либо зарезанной по пьяни, и безумие отца, наглотавшегося технической жидкости. У многих нет бабушек, дедушек не доживают теперь до старости. В прошлом году я была в кувшиновских и бежецких селениях, где мужики проводят год, сидя на крыльце с традиционным натюрмортом коркой хлеба и початой бутылкой. Или в горизонтальном положении под забором. Меняется лишь сезон осень, зима. Остальное недвижимость.
Отец Андрей поведал "широкой общественности" о том, что местные жители меняют на выпивку бревна от собственных изб (этого они и не могут простить священнику). А еще в ходу такой бартер: за спиртное отдают магнитофоны, обувь, белье. Суррогатная дурь, как это ни странно, порождает полную "незамутненность" населения. Например, в деревне Красная Горка, в паре сотен километров от Прямухина, не знают ни фамилии президента РФ, ни того, что Россия уже не строит коммунизм. Хотя вроде бы не тундра и не глухая тайга.
Подчиненные губернатора Тверской области вторую неделю изучают социальную обстановку в Кувшиновском районе. Безработица, разруха сел и как следствие озлобленность людей открытие для чиновников? "Не важно, какую версию следователи примут за основную, усмехается таксист Миша, который везет меня в Кувшиново, она будет удобной, чтобы не провоцировать население и не бросать тень на репутацию священника, администрацию района или отдел внутренних дел. Скажут: несчастный случай. Он со мной заявление в милицию отвозил, а в ОВД говорят: никаких обращений не было". В машине мурлычет радио, заместитель областного прокурора Соколова сообщает, что семья Николаевых погибла, задохнувшись угарным газом...
11.12.2006
Источник: Новая газета