ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Поклонение Мамонову

"Остров" должен быть по справедливости назван главным российским кинособытием уходящего года

Александр Кондрашов :: 13 декабря 2006

"Остров" Павла Лунгина еще до своего выхода в прокат успел наделать шума и получить изрядное паблисити как в России, так и за рубежом. Фильм открытия последнего "Кинотавра", фильм официальной церемонии закрытия 63-го Венецианского фестиваля, Гран-при фестиваля "Московская премьера"... Глава РПЦ лично вручил создателям ленты патриаршие грамоты. А в довершение ко всему она была выдвинута на соискание национальной кинематографической премии "Золотой Орел" сразу по всем номинациям.

Но дело даже не в наградах и триумфах, которые отнюдь не всегда – как это нам хорошо известно – являются в наши дни прямым отражением художественных достоинств. Главное, что "Остров", при всей сложности и неоднозначности темы, поднятых проблем, а также общественной на него реакции, должен быть по справедливости назван главным российским кинособытием уходящего года. А может быть, и не только года...

"ЛГ"

Реклама настойчиво приглашала, но я отказывался верить... Говорили, что Петр Мамонов ради съемок нарушил свое деревенское уединение, что Павел Лунгин кардинально поменял режиссерский стиль, на радио рассказывали про раскаявшегося грешника, по телевизору показывали кадры с участвовавшими в фильме популярными артистами... Но все равно я не верил.

Не верил, потому что помню языческие, чтобы не сказать бесовские, камлания Мамонова в "Звуках My", помню фильмы Лунгина, В героях которых какая-то духовная жизнь, конечно, была, но вряд ли совместимая с муками совести: "Такси-блюз", "Луна-парк"... После поразительно точного попадания во вкусы европейской фестивальной публики французы даже шутили: "Лунгину осталось снять только "Пари матч". Но обладатель двух каннских призов зачем-то создал "Олигарха" – гимн свободолюбивому, кристально честному борцу за денежные знаки, в одиночку противостоящему коварным спецслужбам, коррупционерам, женщинам и завистникам... Не верил я в режиссерское преображение! Как не верю в то, что какой-нибудь раскрученный постмодернист напишет вдруг роман о приоритете семейных ценностей, да без единого матерного слова. И, может быть, напрасно – неисповедимы пути...

Автор сценария "Острова" – дебютант Дмитрий Соболев. Павел Лунгин, кино прежде снимающий по собственным сценариям или по крайней мере написанным "при участии", на этот раз – только режиссер, рассказывающий чужую историю, ничего, кажется, не прибавляя от себя. А история не модная, не выигрышная: юный матрос во время войны со страху выдал своего командира и, спасая шкуру, под дулами фашистских автоматов расстрелял его. Это преамбула, а дальше начинается то, чем заканчивается роман "Преступление и наказание", – духовное преображение. История жизни и покаяния монастырского угольщика, юродивого и целителя. Время действия – 1976 год. Место – берег холодного моря.

Я собирался "не верить" по Станиславскому, но... С самого начала "пробивает" несуетность, громадность и подлинность беспощадной природы "Острова" – Белое море, серые лишайники на камнях, темное небо, черный уголь, вьюга, снег. "Пробивает" Петр Мамонов в роли отца Анатолия – немолодой, некрасивый, неприкрашенный, со своими зубами, то есть почти совсем без зубов... Он подлинный какой-то и беспощадный к самому себе. Не получается не верить. Подлинны люди, которые к нему приходят на остров. Сцены с ними – подлинные шедевры – неловко даже говорить, что артисты играют, они замечательно "не играют". Начиная с уникальной Нины Усатовой и кончая потрясающим, мудрым Юрием Кузнецовым.

Изумительно точна и достоверна Яна Есипович в роли дурехи, пришедшей к отцу Анатолию испрашивать разрешения на аборт.

– А ну пошла, не смей и думать, кыш отсюда, кыш... – И гонит, гонит ее с острова.

И она бежит, оглядывается на отца Анатолия и бежит, бежит... И ком к горлу подступает. Она послушает отца Анатолия, послушается – я верю.

Сцена с матерью, привезшей больного сына (документально точная работа Ольги Демидовой и юного Гриши Степунова), – простая и пронзительная, напомнила о первой сцене "Зеркала" с заикающимся мальчиком, но эмоционально несравненно более сильная. У Тарковского после сеанса с психологом ребенок сможет говорить, у Лунгина после встречи с праведником – жить... Подкупает то, как жестоко и жизненно переплетаются в фильме высокое и низкое, трагическое и смешное. Мать отказывается оставить только что исцеленного ребенка в монастыре для причащения, потому что ей, видите ли, на работу надо успеть; герой Мамонова, забравшись по пояс в зимнюю воду, вытаскивает мальчика из отплывающей от острова лодки и на руках несет в храм...

В зрительном зале плачут, и я плачу. В первый раз в кинотеатре вера экранного героя так задевает меня, мою веру.

Сцена изгнания беса снята без натурализма и физиологизма. Виктория Исакова в роли несчастной одержимой Насти, Мамонов в роли отца Анатолия, режиссер Лунгин, оператор Андрей Жегалов, композитор Владимир Мартынов, не понимаю как, но прожигают мою зрительскую душу. Много я видел всяческих экзорцизмов в кино, но здесь какая-то библейская, евангельская мощь нарастает от кадра к кадру.

Тем обиднее некоторые, может быть, мелочи. Популярный Дмитрий Дюжев – в роли отца Иова... Очень хороший актер, но как-то он, на мой взгляд, вываливается из этой истории 1976 года, чересчур на менеджера среднего звена похож. Хочется ему верить, но... Настоящие монахи – люди непростые, умные, часто жесткие и далеко не всегда благостные. Прославленный и награжденный Виктор Сухорукое в роли отца Филарета не умный, а скорее хитрый, несколько даже гламурный. Не понимаю: то ли играет он фальшивого человека, то ли фальшиво играет. На словах понятен конфликт "начальников" монастыря с "проказником" отцом Анатолием, но Мамонов выигрывает у них за явным преимуществом. Не хватает "начальникам" человеческой крупности, и поэтому нет, как мне кажется, необходимого накала в их конфликте с юродивым угольщиком.

И еще одна удручившая меня "непонятка" (это современное словцо зачем-то залетело в речь отца Иова) – встреча отца Анатолия с, оказывается, выжившим бывшим своим командиром, ставшим адмиралом (крохотную эту роль Юрий Кузнецов делает главной). Все сыграно точно и честно, но настоящей встречи не происходит, как будто – пропуск в сценарии, как будто важный кусок фильма вылетел при монтаже. А жалко, ведь это кульминация. Этим людям есть, о чем поговорить или помолчать, и мне важно понять: за что Бог наказал Тихона болезнью дочери, почему привел к отцу Анатолию?.. Отец Анатолий ложится в гроб, закрывает глаза и умирает. Почему? Исцелял бы дальше души людские... И картинно уплывает отец Иов с помпезно большим крестом, а по первому плану протекает бородатый профиль артиста Сухорукова. И что значит такой многозначительный финал?

Скорее всего, это мелочные и несправедливые придирки, просто мне хотелось, чтобы все в этом фильме было совершенно. Уж больно затея правильная. В наше мутное время снять "Остров" – подвиг. Казалось, что в киноискусстве бесповоротно победило бабло – чудище обло, озорно и стозевно... Ан нет.

"Остров" сравнивали с "Холодным летом 53-го", с фильмами Алексея Германа, в которых тоже есть суровая правда характеров и дотошность в деталях времени, но в "Острове" Лунгина есть еще и то, чего нет или не хватает многим другим талантливым фильмам, – вера. И вера не в собственную гениальность или правоту... На острове не учат жить, не обвиняют, не кричат: "Покайтесь!" Здесь сами каются, и, может быть, поэтому нет безысходности. Здесь свет есть.

P.S.

Уже после написания статьи наткнулся в Интернете на отзыв об "Острове" Михаила Швыдкого, который меня изумил. Привожу его дословно со своими комментариями.

"У меня достаточно сложное отношение к этой картине. (Учтите, это говорит руководитель ФАККа, который дает или не дает денег на отечественные кинопроекты. – Здесь и далее курсив мой. – A.K.) Ее делал безусловный мастер, и проблема, поставленная в "Острове", в высшей степени существенна для человеческого бытия. Кроме того, в фильме прекрасные актерские работы, и все же у меня есть некоторые вопросы (звучит угрожающе, но посмотрим, какие?) как к сценарию, так и к картине в целом.

Мне кажется, что сама история сочинена, скорее, для нравоучения. (А что уж такого плохого в нравоучении?) А когда так происходит, когда сюжет подгоняется под заранее сформулированную мораль (неправда! Никакая мораль в фильме не сформулирована. Тем более заранее), то актер вынужден спасать некоторую искусственность конструкции. Конечно, Мамонов спасает почти все. (А что не спасает?) И тем не менее мне кажется, что картина более мастерская, нежели искренняя: в ней больше умствования, чем любви и простоты. (Меня-то как раз поразила простота.) Такие фильмы наивные люди снимать не могут. (Никакие фильмы не смогут снимать наивные люди – слишком сложный процесс. Но тут нам, кажется, намекают на некий злой умысел.)

С другой стороны, то, что Лунгин сделал такую картину, все-таки правильно. (Обращает на себя внимание это "все-таки".) Ведь сегодня европейский мир испытывает тяжелейший мировоззренческий кризис, кризис ренессансных ценностей (не христианских, а ренессансных!) вышел сегодня на новый виток. И режиссер всерьез пытается разобраться с тем, что является главным в исканиях любого современного европейского интеллигента. Эта проблема пустых небес, и европейское сознание мучается этим уже более ста лет. (А мы-то, убогие азиаты, только начинаем мучиться.) Поразительно, что "Остров" Лунгина по проблематике очень совпадает с последним романом Уэльбека "Возможность острова". (Поразительно как раз то, что, кроме переклички названий, между ними нет ничего общего.) Ведь французский роман тоже рассказывает о глобальном кризисе ценностей. В этом смысле фильм чрезвычайно современен (неужели только в связи с Уэлъбеком?!), и здесь не православная конъюнктура, а в целом религиозная. Это попытка найти спасение через веру. (По мне, "спасение" Уэльбека "через веру" – для тех, у кого порог гадливости опущен до уровня сорокинского сала.)

У меня есть свое личное отношение к этой острейшей проблеме. Знаете, существует такая шутка. "Один спрашивает у другого: "Скажите, эта тропинка ведет к морю?" И слышит ответ: "Конечно, ведет к морю... Чертов остров!" (Замечательная личная проговорка, наконец-то беса вспомнили.) Поэтому за "возможностью острова" есть не только надежда, но и некая страшная безбрежность. И я думаю, что никакая, даже самая великая вера, не может спасти нас от океана небытия". (Здесь, как мне кажется, сказано главное. Михаил Ефимович – человек неверующий, в этом нет беды, но огорчает то, что высокоумный тонкий критик, крупный культурный руководитель нашел время, чтобы элегантно лягнуть не "Жесть" какую-нибудь, а первый христианский российский фильм, вышедший на большие экраны. В отличие от Лунгина и Мамонова наши чиновники-европейцы о покаянии не задумываются.)

13.12.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама