ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не играйте огнем с историей!

Валерий Островский :: 14 декабря 2006

Толерантные, идеалистичные гуманитарии хватаются за сердца, когда слышат о конфликте цивилизаций. Как же можно? Ведь весь мир стремится к прогрессу, к светлому будущему, к торжеству добра и терпимости. Но при этом не учитывается, что такому стремлению уже пять тысяч лет. Мы знаем такое множество конфликтов между цивилизациями, что мало не покажется. Европейские варвары с невиданным упорством воевали против великого Древнего Рима – и добили-таки его. Конкистадоры, находясь в колоссальном численном меньшинстве, тем не менее, под корень уничтожили расцветавшие цивилизации майя и инков. Крохотное тюркское племя бирлик создало могучую Османскую империю, стерев с карты истории Второй Рим – Византийскую империю, а затем прорывалось в Европу, дойдя до венских предместий. Гибли государства, исчезали народы, разваливались великие империи. Почему же есть основания считать, что ситуация в мире и человеческая натура изменились коренным образом? Убедительных ответов на поставленные вопросы в смысле подтверждения торжества гуманизма пока не получено. В конце XX века моментальную популярность обрела гипотеза американского политолога Фукуямы о "конце истории". Фукуяма утверждал, что выстрелы наполеоновских мортир под Йеной, когда была одержана победа буржуазной Францией над феодальной Пруссией, начали мировой процесс, закончившийся разрушением Берлинской стены и дезинтеграцией СССР. Этот процесс – неумолимое торжество либерализма. Фукуяма утверждал, что победа либерализма во всемирно-историческом масштабе обеспечена окончательно и бесповоротно. Все оставшееся – дело времени и техники.

Другой американский политолог – Хантингтон – вскоре после 11 сентября 2001 года превзошел в популярности Фукуяму, провозгласив неизбежность нового цивилизационного конфликта – между иудео-христианским миром и миром исламским. Это выглядело просто и привлекательно, хотя и не слишком политкорректно. В России Фукуяму никогда всерьез не воспринимали. Но к Хантингтону прислушались. Здесь у него появилось немало поклонников. Тем более что события на Северном Кавказе, когда экстремисты строили планы создания Великого Халифата – от Сочи до Казани, – заставляли усматривать в этих планах проявления религиозно-цивилизационного конфликта. Но и концепция Хантингтона страдала чудовищными пробелами. Возьмем, к примеру, Латинскую Америку. 450 миллионов человек исповедуют причудливую смесь ревностного католицизма и языческих верований. Но эти сотни миллионов находятся далеко в стороне от конфликта цивилизаций "по-хантингтоновски". Далеко не одномерен исламский мир. Мы здесь видим ободряющий пример Турции, где со времени реформ Кемаля Ататюрка начался процесс строительства общества исламской демократии. И в самом деле: если существуют общества христианской демократии, то почему мы должны отказывать в этом праве исламскому миру? Но и единство исламского мира – недостижимая мечта. Братоубийство шиитов и суннитов в Ираке – трагическое тому подтверждение.

Как бы то ни было, угрозы, и вызовы никуда не делись. О природе этих угроз пора думать всерьез. Идеологии и религии сами по себе тут, скорее всего, ни при чем. Но любая идеология или традиционная религия может быть заточена не в сторону конфликта цивилизаций, а для уничтожения цивилизаций как таковых. Страшные войны прошлого, гибель империй и цивилизаций в прошедшей истории заканчивались почти всегда неким синтезом, порождавшим новые качества, новые смыслы. Варвары, разрушившие Рим, по прошествии веков стали пленниками римской культуры и римского права. Из этого через Возрождение возникли и современная Европа, и ее дочь – Северная Америка.

Нынешний конфликт, если он разгорится, не приведет ни к какому продуктивному синтезу. Рано или поздно в руки радикалов попадет ядерное оружие – "чистое" или "грязное". Тогда-то конец истории приобретет не фигуральный, а реальный смысл. Старые цивилизационные конфликты, их исторический анализ не дают нам ответа не вопрос об их причинах и способах предотвращения. Но надо иметь мужество, чтобы признать: исламски окрашенный терроризм реален, а христианско окрашенного терроризма в природе наших дней не видно. То ли христианский мир настолько стар и устал, что не порождает своих ультрарадикалов, а исламский – молод и склонен к расширению людского ареала и к производству радикальных активистов. То ли наоборот – христианский мир склонен менее болезненно воспринимать иные ценности, а исламский настолько консервативен, что готов вооруженным путем, через принесение жертв отстаивать свои ценности. Ответ может быть дан только совместно – исламскими и христианскими богословами и интеллектуалами. Ибо, в конце концов, и в христианском мире способны появиться антиисламские террористические группы.

Иными словами, радикальные группировки вполне способны в перспективе навязать свою волю и тому и другому религиозному большинству. Это всего лишь один из сценариев, но далеко не самый невозможный. К сожалению. Так что говорить надо не о конфликте цивилизаций, а о том, что этот конфликт вполне вероятен.

Можно предположить, что шанс на диалог был дан визитом Папы Бенедикта в Турцию. Мысль, которую он там изложил, проста: никто не должен посягать на каноническую территорию иного вероисповедания. Не стоит мусульманским общинам в Амстердаме требовать, чтобы самым высоким зданием города стала новая амстердамская мечеть. Не надо требовать в Британии запрета Пятачка из сказки о Винни-Пухе как прославление образа богопротивной свиньи. Предоставьте самому Господу решать, кому, где жить. Мусульманские улемы должны окорачивать своих экстремистов, заявляющих, что христианские земли – это земли Аллаха, временно оккупированные неверными. Не надо никого будоражить. Но и христианские проповедники в Европе должны о многом задуматься, воспитывая уважение к исламу. Разжечь пожар легко. Тушить его будет некому.

13.12.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама