В своем послании организаторам и участникам XI всероссийского фестиваля "Православие на телевидении, радио и в печати", открывшегося в российской столице 12 декабря, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что качество теле и радиопрограмм, выдвигаемых на конкурс, "растет год от года". Неделей ранее, 5 декабря, на Епархиальном собрании Москвы он же строго отчитал столичное духовенство, не обновляющее годами приходские интернет-сайты. Внимание Русской Православной Церкви к СМИ и современным информационным технологиям заметно возросло – виданное ли дело, чтобы Патриарх упрекал священнослужителей в недостаточном использовании возможностей интернета?!
"Демонстрируя отсутствие желания быть открытыми обществу, мы сами загоняем себя в конфессиональное гетто", – сказал на Епархиальном собрании Алексий II. В 2005 году он уже заявлял, что не приветствует идею отказа православных верующих от пользования интернетом или телевидением как "инструментом распространения порока", назвав Всемирную паутину и телевещание "средствами христианского благовестия". Сегодня Патриарх уповает на то, что переход российского телевидения на цифровое вещание облегчит задачу православной миссии.
То обстоятельство, что Алексий II призвал приходских священников внимательнее отнестись к возможностям интернета, вовсе не означает, что московское духовенство сторонится глобальной сети как дьявольского изобретения. Блог священника сегодня уже не экзотика, а известный проповедник диакон Андрей Кураев и вовсе считает возможным в некоторых случаях исповедоваться посредством интернета (см. "НГР" № 14 от 16.08.06). Более того, выступая на Епархиальном собрании, Патриарх говорил о "недопустимости" наличия телевизоров и персональных компьютеров с выходом во Всемирную паутину в монастырских кельях. Грань между пользой и соблазном, как водится, очень тонка.
Миссионерская работа с использованием новых коммуникационных технологий имеет, по мысли Предстоятеля Русской Православной Церкви (РПЦ), общенациональное значение. "От нравственных принципов, на которые опираются руководители СМИ, журналисты, авторы теле и радиопрограмм, во многом зависит духовный климат в нашей стране", – заявил Патриарх в послании участникам фестиваля православных массмедиа. Он также подчеркнул, что нравственность журналистов влияет на нравственность общества, которое остро нуждается в "прививке духовности".
"Убийство нерожденного ребенка называется "прерыванием беременности", блудное сожительство – "гражданским браком", корыстолюбие – "материальной заинтересованностью", – такими острыми тирадами Алексий II обличал "моральный релятивизм" российского общества на Епархиальном собрании. Российские СМИ поспешили интерпретировать эти слова как попытку приравнять гражданский брак к блуду, хотя в действительности критике были подвергнуты так называемые "фактические союзы".
Скептическая оценка не освященных в церкви браков, заключенных в ЗАГСе, естественно, существует в среде православного духовенства, но возможность заявить о ней "официально" напрямую зависит от места Церкви в социальной конъюнктуре.
Темы брака и "морального релятивизма" периодически муссируют и в Ватикане. Бенедикт XVI неоднократно высказывался против "фактических союзов", а пропаганда традиционных нравственных ценностей посредством новых коммуникационных технологий вот уже более сорока лет воспринимается Католической Церковью как modus operandi (образ действий) в современном мире. Здесь Бенедикт XVI и Алексий II, что называется, поют в унисон, благословляя сочетание миссионерского пыла и новых технологий.
Проблемы начинаются, когда миссионерский задор одной Церкви реализуется на "канонической территории" другой. Здесь все разговоры о прогрессе заканчиваются, и их сменяют привычные обвинения в "прозелитизме", прозвучавшие на Епархиальном собрании из уст Патриарха и на этот раз.
Источник: НГ-Религии